Selbu — это область в центральной Норвегии, родина знаменитых узорных вязаных варежек.
В 19-м веке вязание было уже хорошо устоявшимся ремеслом повсюду в Европе, им занимались как женщины, так и мужчины. Оно процветало в Северной Европе, особенно в Скандинавии и Британии.
Традиция Сэльбу зародилась в нескольких десятках километров от Трондхейма, на берегу озера Сэльбу, в одноименной деревушке, всего в 230 милях от Полярного круга. Здесь произошел тот редкий случай, когда имя основателя этого промысла осталось известным.
Было обычным правилом для местных девочек вязать что-нибудь в то время, пока пасется скотина. Летом 1856 г. Марит Гульдсет работала на одного богатого фермера. Другая девочка на ферме связала для него носки с черными точечками, которые вились вверх по ноге, и он попросил Марит связать ему еще одни такие же. Марит начала пробовать. Наверное, в ней была творческая жилка, она все лето придумывала новые узоры.
Норвегия имела вековые традиции в ткачестве и вязании, поэтому Марит изучала текстиль всю свою жизнь: вышивку и тканые ковры делали ее мать, бабушка, тетки, кузины и соседки. И в возрасте 16 лет Марит создала узор под названием Selburose — роза Сэльбу, узор из натуральной черной шерсти на белом фоне.
В одно из воскресений Марит и ее сестра появились в церкви в варежках с новым узором, что вызвало настоящий переполох у всех местных женщин. Новый рисунок на варежках так им понравился, что каждая захотела иметь такие же, и он быстро распространился от фермы к ферме.
Вскоре "роза Сэльбу" перекочевала в народный костюм этой области, заменив варежки, которые носили ранее. Они стали одеждой для особых случаев, их стали использовать в качестве подарков в свадебном ритуале.
Выйти замуж для девушки из Сэльбу не было простым делом. Она задолго начинала готовиться к свадьбе. Сначала она должна была связать специальную пару чулок с Сэльбу-розой для жениха, затем для отца жениха, затем для братьев, шуринов и крестников. Мать жениха получала новое платье, а сестры и невестки — по новой блузе. Все это было, конечно, ручной работы, и было обязанностью невесты.
Все мужчины, приглашенные на свадьбу получали в подарок и уносили домой новую пару варежек. Правда, их вязала не невеста, а жены приглашенных мужчин, они передавались невесте за несколько дней до свадьбы. Варежки вывешивались напоказ, и невеста внимательно следила, чтобы мужчина получил варежки, связанные именно его женой. Если Эрлинг приносил домой варежки, которые связала жена Карла, то невеста в этом случае выглядела очень глупо.
Первый большой магазин в Сэльбу был открыт Фредриком Бирхом в 1860 г. Успешный бизнесмен, Бирх открыл магазин, ферму, пекарню, почту, а также горный прииск. Когда он посещал Промышленную выставку в Осло в 1883 г., он захватил с собой несколько пар вязаных варежек. Таким образом, они были впервые представлены широкой аудитории за пределами деревни. Они были так популярны, что по возвращении Бирх с партнером стали скупать или брать на реализацию варежки у местных вязальщиц. Продавая их торговцам из других областей, они в конце 1890-х зарабатывали 500 норвежских крон ежегодно, имея доход с каждой пары 1-2 кроны.
В начале века горная добыча пришла в упадок и сотни мужчин потеряли работу. Роль кормильцев семьи взяли на себя женщины, занимаясь продажей своего вязания. Вязаные варежки, перчатки, шапки, шарфы, носки и чулки продавались или обменивались на кофе, сахар, табак и более крупные вещи, такие как обувь или одежда. Имея мало наличных денег, норвежская семья вполне могла выжить благодаря собственным овощам, мясу, рыбе и продаже вязания.
По всей Норвегии в это время стали формироваться организации Husflid (Норвежская организация домашних художников и ремесленников), которые преследовали две цели: поддержка традиционных ремесел путем обеспечения инструментами и материалами, а также создание торговой площадки для продажи ремесленниками своих изделий. Марит сдала первую свою пару черно-белых узорных варежек в Трондхеймский Хусфлид в 1897 г.
Для многих вязание было основным источником дохода, поэтому вязали везде, где только было можно. Даже на ходу, идя с фермы на поле или из дома в магазин, находили возможность провязать несколько петель. Считалось, что носок можно было связать на ходу, пройдя 15 миль в неторопливом темпе. А пару варежек хорошая вязальщица могла связать и за день.
Присутствовал и дух соревнования, т.к. две тысячи независимых вязальщиц создавали огромное количество узоров, как из головы, так и из рисунков тканей и вышивки. Сэльбу находится на пути из Трондхейма в Швецию и такое расположение помогало населению получать новые идеи для дизайна. Узоры включали в себя многочисленные бордюры, цветы, звезды (восьмиконечная звезда известна, конечно, больше других).
Вскоре, однако, высокий спрос и ограниченное количество вязальщиц привели к тому, что стало падать качество и "вязание Сэльбу" стало означать почти то же, что для нас означает "Made in China". Делались ошибки в узорах, многие вязальщицы использовали слишком толстые спицы и изделия получались рыхлыми, другие вязали маленькие варежки и растягивали их, чтобы получить цену, как за взрослые. Находясь между растущим спросом и падающим качеством, бизнесмены Сэльбу вынуждены были что-то делать, чтобы сохранить доброе имя Сэльбу.
Хозяева магазинов, видя снижение своих доходов из-за плохого качества в 1927-м году подняли требования к изделиям. Вязальщицы возмутились: Вы тридцать лет обогащались на нашем вязании и вдруг мы стали для вас недостаточно хороши?!
Следующие несколько лет торговцы убеждали вязальщиц, что поддержание высоких стандартов выгодно как торговцам, так и самим вязальщицам. В 1934 г. был сформирован Хусфлид Сэльбу (Ассоциация торговцев и ремесленников), осуществляющая минимальную стандартизацию, а также контроль качества и маркировку. Были разработаны четкие инструкции для вязальщиц, а также требования к размерам, форме, весу и т.д.
Как только было достигнуто качество, так начались и продажи. В 1935 г. Ассоциация получила 10 000 крон, а в 1939-м — уже 250 000 крон. Продажи шли не только в Норвегии, но и по всей Европе и Северной Америке. Стандартизация помогала поддерживать качество, но она сдерживала количество дизайнов. Ассоциация начала публиковать готовые схемы для вязальщиц, чтобы они использовали их в работе.
Во время Второй мировой войны норвежская королевская семья и правительство спасались в Великобритании. Многие семьи также покинули Норвегию и переехали на острова Шотландии. Сэльбу оставило свой след и в традициях Fair Isle, британские вязальщицы адаптировали варианты Розы Сэльбу и включили этот узор в собственные рисунки. "Норвежские звезды" широко используются в традиционных шетландских жаккардовых изделиях.
После войны Норвегия взяла курс на восстановление и индустриализацию. Пришла индустриализация и в Сэльбу. Хусфлид закупил вязальные машины, которые позволили вязать большие изделия, включая свитера. Затем заключил контракт с шерстепрядильными фабриками на поставку шерсти под маркой Selbugarn специально для своих изделий.
В 1960-е годы продажи перевалили за 1000 000 крон в год. Две тысячи вязальщиц работали у себя дома или в студии Ассоциации. Это была очень модная лыжная одежда. Знаменитости и атлеты позировали в качестве моделей.
Однако все изменилось в 60-е годы. Дешевые имитации качественной одежды вытеснили Сэльбу с рынка, она вышла из моды и продажи упали. На традиционное искусство и ремесла стали смотреть в 60-70 годы как на недостаточно креативные.
Идея о том, что традиционные ремесла не "настоящее" искусство, не стоит ему обучать в школах, такое отношение присутствует сегодня во многих сферах. Широко распространен стереотип о ручной работе, включая вязание, как занятие для старых леди и людей из социальных низов. Только сегодня пресловутый имидж вязальщицы как бабушки в кресле-качалке начинает меняться и есть вязальщицы, которые меняют его.
К сожалению, такое отношение коснулось и вязания Сэльбу. Покупатели предпочитают новые стили и спрос на традиционное вязание упал.
В начале 80-х только несколько женщин продолжали вязать для Ассоциации. Появилась опасность, что старые записи узоров могут быть потеряны. Была собрана коллекция старых узоров и были планы возродить эту индустрию. Была предпринята попытка создать новую линию женской одежды. На короткое время ситуация улучшилась, но в 1992 г. по ряду причин Ассоциация обанкротилась. Все были в шоке.
К счастью, всего месяц спустя бизнес был реформирован под именем Selbu Home Industry. Сейчас он действует и на него работает более 200 местных вязальщиц. Вязание остается уважаемой частью культуры Сэльбу. Здесь находится Музей вязания, самая крупная постоянная экспозиция в Норвегии. Мастерицы до сих пор производят варежки, перчатки и продают их в магазинах и через интернет под маркой "Original Selbu".
Дизайн Сэльбу прочно вошел в мировую библиотеку узоров: норвежские звезды, танцующих человечков, оленей можно встретить повсюду.
Марит Гульдсет считается "матерью Сэльбу" не только потому, что она придумала первую Сэльбу-розу, но в большей степени потому, что распространяла это ремесло, стояла у истоков продаж и способствовала тому, что народный промысел стал основой для промышленной отрасли, известной далеко за пределами Норвегии.