Лучшим в наследии Жана Батиста Карпо являются его монументально-декоративные композиции. А среди них выделяется скульптурная группа «Танец». Она была исполнена в 1869 году для фасада Парижской оперы, построенной по проекту Гарнье.
[506x674]
Гарнье остался неудовлетворенным представленным эскизом и поручил Карпо создать композицию «Танец», справедливо полагая, что этот сюжет будет более соответствовать темпераменту скульптора и его стремлению к передаче движения. Карпо выполнил новые эскизы и увеличил количество фигур. Скульптурная группа «Танец» была исполнена из камня в течение 1861–1869 годов. Пресса, поддерживавшая скульпторов академического направления, плохо отозвалась об этой группе и требовала убрать ее с фасада оперы. Лишь война 1870 года приостановила эту кампанию, и «Танец» остался на месте. Позднее скульптурная группа была перенесена в Лувр, а на фасаде театра установлена ее копия.
[700x525]
Скульптурная группа «Уголино», высотой 1,95 метра, — первое крупное произведение Карпо, была выставлена в Салоне 1863 года и сразу же вызвала ожесточенную критику официальных кругов. Сюжет скульптуры заимствован из Дантова «Ада», где поэт описал гибель пизанского тирана, брошенного в башню смерти и умершего там вместе с детьми от голода. Голова Уголино подперта руками, его лицо искажено муками боли и страдания. Он окружен детьми, в отчаянии умоляющими его о спасении и при агонии которых он, бессильный, присутствует. В этом полном драматизма произведении чувствуется влияние классики мировой скульптуры, а особенно работ Микеланджело и античной группы «Лаокоон».
[571x700]
Триумф Флоры. 1873 год
[700x557]
Неаполитанский рыбак с раковиной.
[379x700]
Откровенность. 1873
[500x648]
Люксембургский сад стал пристанищем одного из оригинальных фонтанов Парижа – фонтана Обсерватории с (Fontaine de l’Observatoire). Его установили на площади Эрнест-Денис в саду Марко Поло по распоряжению барона Османа в 1867-1874 годах. Фонтан стал одним из украшений проспекта Обсерватории (в те времена это был вновь проложенный Люксембургский проспект), который соединяет Люксембургский дворец и Парижскую обсерваторию. Французы иногда называют его «фонтан четырех частей света» или «фонтан Карпо».
Габриэль Давью, глава Департамента парков и улиц префектуры Парижа, остановил свой выбор на архитекторе Жане-Батисте Карпо, художнике, который не боялся пойти против укоренившихся в искусстве того времени традиций. Единственным условием для скульптора стала высота фонтана: он не должен был закрывать вид на купол обсерватории и дворца.
[525x700]
"Имперская Франция защищает сельское хозяйство и науки." Музей Орсэ.
[700x514]
[458x606]