Слово «маскарон» (фр. mascaron, итал. mascherone) пришло из терминологии архитектурной декорации, а его корень «маска» (позднелатинское mascus, maska – дух, призрак) – напоминает, что функция маскаронов изначально сакральная: они обереги, апотропеи греческих храмов, «отвратители» зла.
[700x518]
[700x516]
[700x466]
[700x466]
«Репертуар» маскаронов, утвердившийся в классицизме XVIII века, стал основным в европейской и русской архитектуре до самого конца XIX века, до эпохи модерна, когда обогатился безымянными женскими лицами – неким абстрактным образом истомы, женственности, тайны, странными существами в странных головных уборах (например, с крыльями летучих мышей), головами египетских богинь.
Они должны были рождать чувство загадки, превращаясь в хтонических и злобных существ, живущих параллельно реальности, в загадочном мире снов.
Советская эпоха не любила маскаронов: они встречаются обычно на зданиях театров и кинотеатров, концертных залов, в санаториях, домах работников искусств – здесь театральные маски были как бы «в своем праве». На короткий период маскароны появились в советской архитектуре послевоенного десятилетия, так как этого требовал классический «наряд» зданий, должный создавать образ «советской античности», прекрасной и незыблемо-вечной. В наше время с началом массового строительства и увлечением многостильем маскароны – львы, загадочно улыбающиеся девы откуда-то из эпохи модерна, мужские маски – опять стали смотреть на нас с фасадов домов. И желание вернуться к архитектуре больших исторических стилей, привело к воспоминанию и о ее охранителях-стражах.
[454x700]
[700x466]
[700x525]
[500x499]
[700x356]
[647x700]
[700x655]
[363x700]