• Авторизация


Дорогие мои земляки. Художник Антонина Васильевна Любимова (1899-1983) 29-01-2022 22:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

5158259_154570667_1965_V_Aleksandrovskom_sadulitografiya_47h62_sm (699x508, 178Kb)

А.В. Любимова (1899-1983). В Александровском саду. 1965 г. Литография. 47 х 62 см.

 

Антонина Васильевна Любимова (1899-1983) - русская советская художница-график, пейзажист, поэтесса. Училась в Пензенском художественном училище (1919-1926) у Н.Ф. Петрова и И.С. Горюшкина-Сорокопудова, затем во ВХУТЕМАСе в мастерской Л.С. Поповой и А.М. Родченко и во ВХУТЕИНе (1926-1930) под руководством К.С. Петрова-Водкина, А.А. Рылова, А.И. Савинова. Во время ВОВ оставалась в блокадном Ленинграде. Была близка с Анной Ахматовой в последние годы ее жизни, написала несколько ее портретов и воспоминания о ней. Член Союза художников СССР с 1949 г.




«ДЛЯ МЕНЯ ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО ХОДИТЬ НА ЭТЮДЫ, КАК НА СВИДАНИЕ В ЛЕТНИЙ САД…»
(А.В. Любимова)

ФОТО 1946 Автопортрет. Бумага, сухая игла. (2) (518x700, 174Kb)
Антонина Васильевна Любимова (1899-1983). Автопортрет. 1946 г. Бумага, сухая игла.
 

ФОТО Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого 4 (700x504, 123Kb)
Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого.

Антонина Васильевна Любимова родилась 7 июня 1899 года в селе Татарская Лака Керенского уезда Пензенской губернии в семье потомственного священника и домохозяйки. В 1909-1916 гг. училась в женской гимназии г. Спасска Тамбовской губернии, по окончании которой преподавала естествознание и геометрию в Керенской школе. В 1919 году поступила в Пензенское художественное училище, где занималась под руководством академика живописи Н.Ф. Петрова и ученика И.Е. Репина И.С. Горюшкина- Сорокопудова.

Одно из наиболее ярких воспоминаний того периода связано у художницы с поездкой в Москву в 1921 году, где она стала студенткой ВХУТЕМАС, поступив в мастерскую Л.С. Поповой и А.М. Родченко. А.В. Любимова позднее рассказывала, что находясь в Москве, она не могла долго писать студенческие этюды (натюрморты – чаще всего «конструкцию из ржавой железной проволоки, на которой висели узкие полоски цветной папироской бумаги»). Художественная жизнь Москвы, её многочисленные коллекции – Третьяковской галереи, С.И. Щукина и И.А. Морозова – оставили в душе молодой художницы гораздо больший след, чем учеба у московских авангардистов. Уже тогда А.В. Любимову привлекали мастера пейзажной живописи – прежде всего, французские художники барбизонской школы, откровением для неё стала живопись Поля Гогена.

Ввиду отсутствия ранних работ А.В. Любимовой, репродукции ее картин будут располагаться по хронологии, отставая от текста биографии.

1922 Уголок весеннего леса. Бум, м. 33,0х25,5. Муз АА в ФД (543x700, 130Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Уголок весеннего леса. 1922 г. Бумага, масло.
33 х 25,5 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

1936-1938 Вид на городской дворик. Х, М. 41,0х46,0 (из.).; 43,5х49,5 (холст). Муз АА в ФД (700x616, 159Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Вид на городской дворик. 1936-1938 гг. Холст, масло.
41х46 (из.); 43,5х49,5 см. (холст). Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

1939 Кипарисы и агавы. Бум, сух. игла. 15 х 9,3 см. Козбма (419x700, 139Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Кипарисы и агавы. 1939 г.
Бумага, сухая игла. 15 х 9,3 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1940 Ночная улица. Ленинград. (700x539, 127Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Ночная улица. Ленинград. 1940 г. Цветная автолитография.
26 х 35,5; 35 х 51 см. Вологодская областная картинная галерея.

1940 Ленинград. Мойка. Последняя квартира Пушкина (700x505, 157Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Ленинград. Мойка. Последняя квартира Пушкина. 1940 г. Литография.
26,6 х 34 см. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

1940 Низами. АВто. 37 х 27,5; 45 х 29,5. (533x700, 149Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Низами (?). 1940 г. Литография. 37 х 27,5; 45 х 29,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1940 Печатник. Литогр. корич. цыет. 37 х 28,5; 50 х 35. Вологда (540x700, 170Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Печатник. 1940 г. Литография (корич. цвет).
37х28,5; 50х35 см. Вологодская областная картинная галерея.

1941.1Х Хлебзавод и траншеи на Большом проспекте. ЦГАЛИ СПб. Ф. 114. Оп. 1. Д. 1. Л. 1 (700x532, 162Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Хлебзавод и траншеи на Большом проспекте. Сентябрь 1941 г.
ЦГАЛИ, Санкт-Петербург.

1943 Комсомольская помощь в блокаду. Эскиз. Карт, м. 33,5х45,3. Муз АА в ФД (700x482, 84Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Комсомольская помощь в блокаду. Эскиз. 1943 г. Картон, масло.
33,5 х 45,3 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

1944 27.1. Первый салют у Академии художеств (700x531, 198Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Первый салют у Академии художеств. 27 января 1944 г.

1944 Хлеб. Натюрморт в блокаду.  (700x558, 124Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Хлеб. Натюрморт в блокаду. 1944 г. Бумага, масло. 43,5х53,5 (из.);
43,5х56 см. (лист). Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

ФОТО 5 (582x700, 187Kb)
Страница из дневника А.В. Любимовой, записанного в блокадном Ленинграде.

1945 Крейсер Аврора. Автолито.32 х 44 Вологда (700x513, 147Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Крейсер Аврора. 1945 г. Автолитография. 32 х 44 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1945 Летний дворец осенью. Бум, м. 21,9х30,8; паспарту - 27,0х39,8. Муз АА в ФД (700x461, 79Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Летний дворец осенью. 1945 г. Бумага, масло. 21,9х30,8; паспарту 27х39,8 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

1944 Портрет А.А. Ахматовой. Набросок.. Бум, акв, кар.31,3х22,8; 42,1х31,5.ГЛМ (532x700, 61Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А.А. Ахматовой. Набросок. 1944 г.
Бумага, акварель, карандаш. 31,3х22,8; 42,1х31,5 см. (лист).
Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва.

1945 Манеж Фонтанного Дома. Октябрь 1945 года. Бумага, масло.Литературного музея ИРЛИ РАН, (700x505, 164Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Манеж Фонтанного Дома. Октябрь 1945 г. Бумага на картоне, масло.
22 х 30,3 см. Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Санкт-Петербург.

1945 Шереметевский сад. Октябрь 1945 года. Бумага, масло.Литературного музея ИРЛИ РАН,  (700x514, 152Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Шереметевский сад Фонтанного дома. Октябрь 1945 г. Бумага на картоне, масло.
20,8 х 30,3 см. Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Санкт-Петербург.

1946 Фонтанный дом. Карт, м. 21,9х31. Мцз АА в ФД (700x490, 108Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Фонтанный дом. 1946 г. Картон, масло. 21,9 х 31 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

1946 Заставка к сборнику стихов А. Ахматовой «Подорожник» (401x535, 61Kb) 1946 Заставка к сборнику стихов А. Ахматовой «Вечер» (400x535, 70Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). 1. Заставка к сборнику стихов А. Ахматовой «Подорожник». Гравюра на картоне.
6х4,5 (оттиск); 12,9х10,8 см. (лист). 1946 г. 2. Заставка к сборнику стихов А. Ахматовой «Вечер». 6,1х4,6 (оттиск);
11,1х11 (лист). 1946 г. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва.
1946 Наличная ул. В Б. Гавани. Литография. 13,9х18,7 см (700x533, 147Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Наличная ул. в Б. Гавани. 1946 г. Литография. 13,9 х 18,7 см.

1946 Стрелка Елагина острова. Бумага, цветная литография. 30,8 х 44,4; 23,5 х 35 (р.и.). Чуваш ХМ (700x485, 92Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Стрелка Елагина острова. 1946 г. Цветная литография.
30,8х44,4; 23,5х35 см. (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1946 Летний сад. - Литография. 35 х 25 см; 46х31,5 см. (462x700, 156Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Летний сад. 1946 г. Литография. 35 х 25 см; 46х31,5 см. (р.и.)

1947 Речка Смоленка зимой. (700x468, 129Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Речка Смоленка зимой. 1947 г. Автолитография. 21 х 33 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1947 Мойка.Бумага, литография. 29,5 х 41,9; 21 х 27,5 (р.и.) Чуваш ХМ (700x491, 99Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Мойка. 1947 г. Бумага, литография. 29,5 х 41,9; 21 х 27,5 (р.и.).
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1947 Загородная дача. Автолито. 25 х 32 Козьма ХМ (700x538, 154Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Загородная дача. 1947 г. Автолитография. 25 х 32 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1948 Решетка Русского музея.Бумага, цветная литография. 29,8 х 41,7; 19 х 26 (р.и.) Чуваш ХМ (700x556, 146Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Решетка Русского музея. 1948 г. Бумага, цветная литография.
29,8х41,7; 19х26 см. (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1948 Кировский завод в Ленинграде (Кировские места в Ленинграде). (700x574, 160Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Кировский завод в Ленинграде (Кировские места в Ленинграде). 1948 г.
Бумага, цветные карандаши. 21,4 х 27 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1948 Хоста. (488x700, 129Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Хоста. Дом творчества художников.1948 г.
Цветная автолитография. 41 х 29,5 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1948 Сенокос. Цв. автолито.  27,5 х 20 Козьма (502x700, 149Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Сенокос. 1948 г. Цветная автолитография. 27,5 х 20 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

После возвращения из Москвы и окончания учёбы в Пензенском художественном училище А.В. Любимовой пришлось устроиться на работу стенографисткой, чтобы собрать необходимую сумму на переезд в Ленинград и поступление во ВХУТЕИН. В 1926 году она стала студенткой живописного факультета в классе К.С. Петрова-Водкина, А.А. Рылова, А.И. Савинова. Среди преподавателей наибольшее влияние на молодую художницу оказали классик советского пейзажа А.А. Рылов и один из основоположников ленинградской пейзажной школы А.Е. Карев. А.В. Любимовой особенной запомнилась одна фраза А.А. Рылова, который как-то сказал студентам: «Сейчас мы вам надоели, а когда кончите – вы, может быть, растеряетесь в жизни, вот тогда приходите ко мне что-нибудь показать». Художница сохранила добрые отношения со своими учителями и нередко в дальнейшем обращалась к ним за советом.

А.В. Любимова окончила в 1930 году ВХУТЕИН, уже вновь переименованный в Академию художеств, получив звание художника станковой живописи. После окончания академии как раз и началась та жизнь, о которой говорил А.А. Рылов. Постоянной работы она не имела, но исполняла разовые заказы Горкома ИЗО Союза работников искусств, некоторое время преподавала рисование в школе. В автобиографии 1970 года художница писала: «Заработок того периода складывался из получаемых раз в год творческих командировок ЛенИЗО, из редко случавшихся приобретений пейзажей и натюрмортов, из ежегодных заработков по оформлению города к маям и октябрям».

1949 Г.С. Верейский. Бумага, литография. 61,7 х 43,8 см. Чуваш ХМ. (487x700, 82Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Портрет художника Г.С. Верейского. 1949 г. Бумага, литография.
61,7 х 43,8 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1949 Портрет художника и инженера-конструктора М. Скуляри. Бумага, литография. 36,5 х 26; 20 х 16 (р.и.) Чуваш ХМ (496x700, 75Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Портрет художника и инженера-конструктора М. Скуляри.
1949 г. Бумага, литография. 36,5х26; 20х16 (р.и.).
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1949 Место дуэли Пушкина. Бумага, литография. 26 х 36,9; 22,5 х 31,4 (р.и.). Чуваш ХМ (700x481, 121Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Место дуэли Пушкина. 1949 г. Бумага, литография. 26х36,9; 22,5х31,4 см. (р.и.).
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1949 Съездовская линия.Бумага, цветная литография. 25,7 х 37; 21,5 х 32 (р.и.) Чуваш ХМ (700x485, 99Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Съездовская линия. 1949 г. Бумага, цветная литография.
25,7х37; 21,5х32 см. (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1949 Двор. Бумага, цветная литография. 43,9 х 32; 31 х 22 (р.и.) Чуваш ХМ (510x700, 83Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Двор. 1949 г. Бумага, цветная литография.
43,9х32; 31х22 (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1949 Проспект Римского-Корсакова, 39 (бывший Екатерингородский проспект) (700x482, 160Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Проспект Римского-Корсакова, 39 (бывший Екатерингородский проспект). 1949 г.
Цветная автолитография. 20 х 28 см. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское»

1949 Дом Клокачева на Фонтанке 185, где жили родители Пушкина (700x531, 169Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Дом Клокачева на Фонтанке 185, где жили родители А.С. Пушкина. 1949 г.

1949 Последняя квартира Пушкина. гравюра (700x500, 105Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Последняя квартира Пушкина. 1949 г. Автолитография. 20,5х31. 31,5х41 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Художественная жизнь Ленинграда 1930-х годов была полна возможностей, и А.В. Любимова с интересом открывала для себя новое – непродолжительное время работала в кружке К.С. Малевича, работала художником-копиистом и копировала полотна Поля Гогена в Эрмитаже под неодобрительные комментарии посетителей, сблизилась с членами общества «Круг художников». Именно в этот период художница сделала для себя окончательный выбор в пользу городского пейзажа, как она писала, по причине того, «что приглашать натурщиков было для меня слишком дорого». Однако, не исключено и другое объяснение – это возможность работать самостоятельно, не оборачиваясь и не отвлекаясь на коллег, полностью концентрируясь на предмете изображения.

ФОТО 1946 Автопортрет. Бумага, сухая игла. (3) (531x700, 146Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Автопортрет. 1946 г. Бумага, сухая игла.

В 1930-е годы сформировалось и другая особенность творчества А.В. Любимовой – тяготение к созданию циклов, причем почти все из них были связаны с изображением города – «Пушкинские места в Ленинграде» (1935-1936), «Ботанический сад» (1939), «Весна в Ленинграде» (1940). В 1939 году А.В. Любимова впервые попробовала себя в литографии и офорте – графических техниках, с которыми связала в дальнейшем всю свою творческую жизнь, создав цикл, посвященный Васильевскому острову, на котором она жила. Как и в студенческое время ей повезло с учителями – её наставницей стала Е.С. Кругликова, художник большого технического мастерства и вкуса, а с 1938 года работала в Экспериментальной полиграфической мастерской ЛОССХ. С 1934 г. А.В. Любимова становится постоянным экспонентом всесоюзных, всероссийских, международных художественных выставок. В 1940 году стала кандидатом в члены Ленинградского отделения Союза художников РСФСР.

1949 Таврический дворец. Бумага, литография, 23,6 х 30 см (в свету. Аук Рус эмаль  (700x562, 142Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Таврический дворец. 1949 г. Бумага, литография, 23,6 х 30 см. (в свету).
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва.

1950 Хорольская балка. (700x498, 114Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Хорольская балка. 1950 г. Цветная автолитография. 23 х 32 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1952 В Петропавловской крепости. Бумага, цветная литография. 41 х 56; 28 х 41 (р.и.) Чуваш ХМ (700x530, 90Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). В Петропавловской крепости. 1952 г. Бумага, цветная литография.
41х56; 28х41 см. (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
27 мая 1703 г. Петр I заложил Петропавловскую крепость. Эта дата стала днем основания Санкт-Петербурга.

1962 Внутри Петропавловской крепости (700x525, 145Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Внутри Петропавловской крепости. 1962 г. Цветная автолитография.
29 х 40 см. Вологодская областная картинная галерея.

1952 Зеленогорск.Бумага, карандаш 21 х 27 см. (700x506, 113Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Зеленогорск. 1952 г. Бумага, карандаш 21 х 27 см.

1952 Зимний ручей. бумага, карандаш. 21 х 27,5 см. 57 х 77 см (700x549, 132Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Зимний ручей. 1952 г. Бумага, карандаш. 21 х 27,5 см.

1953 Академия наук. Автолитография. Пермская ХГ (700x469, 66Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Академия наук СССР. 1953 г. Цветная автолитография.
Пермская государственная художественная галерея.

1953 Апрель. р.л. 600х420; р.и. 360х260мм (514x700, 150Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Апрель. 1953 г. Цветная литография. 36х26; 60х42 см. (р.и.).
Сахалинский областной художественный музей.
1950-е Натюрморт с вазой. Автолитография. 31 х 47,5; 40 х 57Вологодская областная картинная галерея (700x504, 121Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Натюрморт с вазой. 1950-е гг. Цветная автолитография. 31х47,5; 40х57 см. (р.и.).
Вологодская областная картинная галерея.

Наиболее важным и насыщенным в жизни художницы стал период Великой Отечественной войны и блокады, во время которой она оставалась в Ленинграде, работала по подготовке к эвакуации художественных и исторических сокровищ Эрмитажа.
В июне 1944 года на вечере в Доме писателя А.В. Любимова впервые познакомилась с А.А. Ахматовой, только что вернувшуюся в Ленинград из эвакуации в Ташкенте. Дружеские отношения с Ахматовой Любимова поддерживала до самой смерти поэта. Она была рядом с А.А. Ахматовой в августе 1946 года, когда постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» та была объявлена «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии», много времени проводила с ней на даче в Комарово. В архиве сохранился машинописный вариант воспоминаний А.В. Любимовой об этих многочисленных встречах периода 1944-1966 годов, которые не раз публиковались.

1944 Анна Ахматова в кресле. Этюд к портрету. Карт, м. 30,5х21 см. Муз АА в ФД. (504x700, 82Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Анна Ахматова в кресле. Этюд к портрету. 1944 г.
Картон, масло. 30,5 х 21 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

А.В. Любимова помимо художественного таланта была одарена и поэтическим. В 1944-1945 годах она занималась в «Группе начинающих поэтов» Ленинградского отделения Союза писателей, которой руководил Леонид Борисов. Во время первых сеансов позирования Анна Андреевна в свою очередь захотела ознакомиться со стихами художницы и хорошо отозвалась о ее «Послеблокадной весне» и «Кактусе». Кстати, А.В. Любимова начала писать стихи в блокадном Ленинграде «нашло это на меня в длинные зимние ночи 43-го года в моей темной и холодной комнате, где в самом начале войны были выбиты стекла».

1946-1947 А. А. Ахматова в Фонтанном Доме. Этюд к портрету. Картон, масло. 23,4 x 31 см. Муз АА в Фонтан Доме (700x505, 87Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). А.А. Ахматова в Фонтанном Доме. Этюд к портрету. 1946-1947 гг.
Картон, масло. 23,4 x 31 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

1963-1946 Портрет А.А. Ахматовой. Эскиз .Картон, гуашь. 49,5 x 70 см. Муз ААхмат в Фонтан доме ОРИГИНАЛ (700x511, 106Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А.А. Ахматовой. Эскиз. 1946-1963 гг. Картон, гуашь. 49,5 x 70 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

Художница признавалась, что образ А.А. Ахматовой сразу показался ей «выше, лучше» других, и ей захотелось запечатлеть поэта. Как писала А.В. Любимова, «22-му и, видимо, самому нелепому из всех ее художников, кроме обычного внешнего позирования, нужно еще что-то другое – внутреннее, жизненное – просто быть около нее, смотреть, следить, слушать и запоминать, чтобы хоть немного уловить тот образ, который тогда начинал мне видеться». Поиски этого образа растянулся на 20 лет, в течение которых художница сделал огромное число набросков и этюдов. Удивительно, что определив для себя в 1930-е годы городской пейзаж как основной жанр, она обратилась к портрету именно благодаря А.А. Ахматовой.
1963 Портрет А. А. Ахматовой. Литография. Музей политич. истории России, СПб (525x700, 96Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А. А. Ахматовой. 20 августа 1963 г. Литография.
Пермская государственная художественная галерея.

1963 Портрет А. А. Ахматовой. Литография. Музей политич. истории России, СПб.jpg 2 (567x700, 180Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А. А. Ахматовой. 20 августа 1963 г. Литография.
Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург.
А.В. Любимова сравнивала этот образ с демоном, который преследовал М.А. Врубеля.

Однако, судя по её неопубликованной статье «О портрете», и портрет, и пейзаж для А.В. Любимовой начинались с одного – с любви. Она писала:
«Видов любви много. Это когда вдруг увидишь человека и почувствуешь, что не изображать его нельзя, невозможно, - он каким-то образом беспокоит. А иногда совершенно неожиданно и заново увидишь давно знакомого, много раз встречавшегося, своего человека. И увидев, начинаешь заново думать над его образом, следить и угадывать внутренний строй его души, стараешься проникнуть в его внутреннюю сущность, проявляющуюся внешне в движениях, жесте, взгляде, прическе».

1953 Зимний вечер на заливе. (700x476, 142Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Зимний вечер на заливе. 1953 г. Автолитография. 26 х 38 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1952 Утро на пашне. Автолитография. Пермская ХГ (700x470, 59Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Утро на пашне. 1952 г. Автолитография. Пермская государственная
художественная галерея.

1955 Комбайн вечером, цветная литография, 32х44 см, лист 45х60 см, (700x497, 153Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Комбайн вечером. 1955 г. Цветная литография. 32х44; 45х60 см. (лист)

1955 Копны. Авто. 41.5х56.5; 26х38 (700x516, 94Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Копны. Тоновая автолитография. 1955 г. 41,5х56,5; 26х38 см.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.

1955 СТРЕЛКА ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА. литография, 42х56 см, 1955 (700x522, 91Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Стрелка Васильевского острова. 1955 г. Литография, 42 х 56 см.

1955 Павловск (Храм Дружбы). Лист 40,5 x 57. Оттиск 26 x 38,5.  (700x489, 136Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Павловск (Храм Дружбы). 1955 г. Автолитография. 26x38,5; 40,5x57 см. (лист)

1956 Березняк. Бум, акв.27,5 х 40 Козьма (700x488, 139Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Березняк. 1956 г. Бумага, акварель. 27,5 х 40 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1956 Иней.  (555x700, 127Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Иней. 1956 г. Цветная автолитография.
41,4х32; 50,5х41,7 см. (р.и.). Сахалинский областной художественный музей.

1957 Павловск. Главная (Тройная) аллея. Лист 37,5 x 51. Оттиск 26,5 x 38. Пермская ХГ (2) (700x522, 125Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Павловск. Главная (Тройная) аллея. 1957 г. Оттиск 26,5x38; Лист 37,5x51 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1957 Литография (Эстамп) «Павловск. Тройная аллея»  36,5 х 48 см. Из коллекции Т.Е. Острогорской (700x700, 195Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Павловск. Тройная аллея. 1957 г. Эстамп. 36,5 х 48 см.
Из коллекции Т.Е. Острогорской.

1957 Вечер наНеве. Авто 30 х 46 (700x466, 50Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Вечер на Неве. 1957 г. Цветная автолитография. 30 х 46 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1957 Флейтист. Бум, кар. (458x700, 85Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Флейтист. 1957 г. Бумага, карандаш. 29 х 20 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

Вышесказанное А.В. Любимова считала справедливым и для пейзажа:
«И дом, и облако, и кусок асфальта на улице есть портрет данных предметов. Каждое дерево имеет свои особенности, появившиеся в результате его существования и нет двух совершенно одинаковых кленов, как одинаковых близнецов-людей. И дерево также способно занять воображение, если его увидишь по-настоящему и также не сможешь жить не изображая его. Для меня вполне возможно ходить на этюды, как на свидание, к липам в Летний сад, к столетней иве на углу Большого проспекта и Шестнадцатой линии».

1958 Весенний вечер. Бумага, акварель, уголь. 37,4 х 54,4; 31 х 46,5 (р.и.). Чуваш ХМ (2) (700x476, 96Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Весенний вечер. 1958 г. Бумага, акварель, уголь. 37,4х54,4; 31х46,5 (р.и.).
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1958 1950-е Московский парк Победы. Аллея героев. Литография. 29 х 42 см (700x481, 134Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Московский парк Победы. Аллея героев. 1950-е гг. Литография. 29 х 42 см.

1958 Абрамцево. Дача Мамонтова. Музей А.Ахматовой в Фонтан. доме (700x485, 74Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Абрамцево. Дача Мамонтова. 1958 г. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме,
Санкт-Петербург.

1959 Зимнее утро в городе. Бумага, цветная литография. 41,5 х 57; 30 х 46,7. Чуваш ХМ. (2) (700x511, 99Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Зимнее утро в городе. 1959 г. Цветная литография. 41,5х57; 30х46,7 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1959 Зимний вечер в городе. Автолито. 32 х 46. Вологда (700x510, 555Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Зимний вечер в городе. 1959 г. Цветная автолитография. 32 х 46 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1959 Вечерний заводской мотив. (700x482, 80Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Вечерний заводской мотив. 1959 г. Цветная автолитография.
32,1х46,2; 46,8х61,7 см. (лист). Новокузнецкий художественный музей.

1960 Эллинги. Цв. автолито. 36 х 52 (700x486, 108Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Эллинги. 1960 г. Цветная автолитография. 36 х 52 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1959 Дюны в Зеленогорске (700x491, 134Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Дюны в Зеленогорске. 1959 г. Цветная автолитография. 28 х 42 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1960 Русский музей.  Автолито. 21 х 31. Козьма. (700x489, 139Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Русский музей. 1960 г. Автолитография. 21 х 31.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1962 Вид на Русский музей (700x456, 145Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Вид на Русский музей. 1962 г. Цветная автолитография. 30,5 х 41,5 см.
Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское»

1961 Из окна Русского музея. (700x497, 98Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Из окна Русского музея. 1961 г. Цветная автолитография. 25 х 47,5 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1960 Ранняя весна».Автолитография.  46х50 см.. Аук Литфонд (700x641, 206Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Ранняя весна. 1960 г. Цветная автолитография. 46 х 50 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва.

ФОТО 1945 Антонина Любимова. Автопортрет. Музей А.Ахматовой в Флнтаг. доме (587x700, 137Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Автопортрет. 1945 г. Холст, масло. 51х41; 53,5х42,5 см. (холст).
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

Именно в этом кроется суть творческого метода А. В. Любимовой: максимально сблизиться с предметом изображения, постараться проникнуться им, полюбить его, чтобы готовый портрет стал интереснее и живее.
Вероятно, поэтому в период блокады А. В. Любимова почти не работала в жанре городского пейзажа. Позже она вспоминала: «…изображать тогда в тот момент все эти разрушения я совершенно не могла, не хотелось. Для того, чтобы изображать, надо, мне кажется, полюбить изображаемый предмет, а любить развалины, любоваться ими для меня было немыслимо». В связи с этим особую ценность приобретают сохранившиеся в фонде художницы рисунки «Хлебозавод на Большом проспекте Васильевского острова» и «Первый салют», сделанный у здания Академии Художеств 27 января 1944 года – в день снятия блокады.

1961 Переславль-Залесский Никитский собор в Никитском монастыре. Бум , акв. 57,2х47,2 см (515x700, 115Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Переславль-Залесский Никитский собор
в Никитском монастыре. 1961 г. Бумага, акварель. 57,2 х 47,2 см.
Переславль-Залесский государственный музей-заповедник.

1961 Павловск. Крепость. Цв. автолитогр. 25 х 37,5 см. Козьмодем ХМ. (700x517, 132Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Павловск. Крепость «Пан» (Мариенталь). 1961 г. Цветная автолитография.
25 х 37,5 см. Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1962 Осенний этюд. Бумага, акварель. 29,5 х 20,5. Чуваш ХМ (483x700, 106Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Осенний этюд. 1962 г. Бумага, акварель. 29,5 х 20,5 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1962-1968 Решетка у Казанского собора. Литография. Пермская ХГ (700x530, 136Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Решетка у Казанского собора. 1962-1968 гг. Литография.
Пермская государственная художественная галерея.

1963 В порту. литография, 48х62 см, 1963 (700x501, 163Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). В порту. 1963 г. Литография. 48 х 62 см.

1964 В парке зимой». литография, 50х72 см, (700x493, 136Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). В парке зимой. 1964 г. Литография. 50 х 72 см.

1964 Павловск. Статуя Павла I. (677x700, 142Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Павловск. Статуя Павла I. 1964 г. Автолитография.
13,5 х 15 см. Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1964 Пушкин. Лицейская церковь. Автолито. 28,5х20,2 см(и);40,8х30 см(л) Муз Пугкина СПб (564x700, 127Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Пушкин. Лицейская церковь. 1964 г.
Цветная автолитография. 28,5х20,2; 40,8х30 см. (лист).
Всесоюзный музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

1964 Дача А. А. Ахматовой в Комарове («Будка») Автолитография. Пермская ХГ (494x700, 131Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Дача А.А. Ахматовой в Комарове («Будка»). 1964 г.
Автолитография. Пермская государственная художественная галерея.
1964 Портрет А.А. Ахматовой. Автолитография. 42,3х27,8 см. ГЛМ (524x700, 90Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А.А. Ахматовой. 19 августа 1964 г.
Автолитография. 42,3 х 27,8 см. Государственный музей истории
российской литературы им. В.И. Даля, Москва.

1965 18.IX А.А.Ахматова на даче в Комарово 18 сентября 1965 гЛитературного музея ИРЛИ РАН, .ОРИГИНАЛ.jpg 2 (492x700, 111Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). А.А. Ахматова на даче в Комарово. 18 сентября 1965 г.
Картон, масло. 50 x 35 см. Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН,
Санкт-Петербург.

1965 Портрет А.А. Ахматовой.Бум, кар.  25,0х32,3. ГЛМ (700x695, 115Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А.А. Ахматовой. Эскиз. 1965 г. Бумага, карандаш. 25 х 32,3 см.
Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва.

1965 Комната А.А.Ахматовой на даче в Комарово. 18 сентября 1965 года. Картон, маслоЛитературного музея ИРЛИ РАН (700x528, 195Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Комната А.А. Ахматовой на даче в Комарово. 18 сентября 1965 года.
Картон, масло. 35 х50 см. Литературный музей - Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН,
Санкт-Петербург.

1965 Портрет поэта А.И. Гитовича. Карт, м. 69,5х49,3. Муз АА в ФД (492x700, 113Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А.И. Гитовича. 1965 г. Картон, масло.
69,5 х 49,3 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.
Александр Ильич Гитович (1909-1966) - русский поэт, переводчик китайской и корейской литературы.
Умер на даче в Комарово, похоронен там же, недалеко от могилы А.А. Ахматовой.

1965 Лес в Комарове. Холст, масло. 39х49 см. Муз АА в ФД (700x575, 155Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Лес в Комарове. 1965 г. Холст, масло. 39 х 49 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

1965 В Александровском саду»литография, 47х62 см, (700x508, 178Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). В Александровском саду. 1965 г. Литография. 47 х 62 см.

Не менее важными представляются сохранившиеся воспоминания художницы, записанные в 1966 году по дневникам блокадного времени, которые были опубликованы в 2015 году сотрудницей Пушкинского дома, где хранятся первоначальные дневниковые записи и часть воспоминаний. В них А. В. Любимова рассказывает не только про свою жизнь, но и жизнь города, особенно подробно в первые месяцы войны. Слабое сердце освободило художницу от изнурительной работы на окопах, однако, она чувствовала потребность быть полезной. С первых дней войны она включилась в работу по эвакуации Эрмитажа – упаковывала в античном отделе скульптуры и вазы, а потом нумизматическую коллекцию.

1967 Новостройки в гавани, литография, 56 х 42 см,  (527x700, 123Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Новостройки в Гавани. 1967 г. Цветная литография.
56 х 42 см.

1967 Нов. мкр. Литография.72×49,7 см. ЧС (484x700, 157Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Новостройки в Гавани. 1967 г. Литография.
72 х 49,7 см. Частное собрание.

1970 За Невской заставойБумага, цветная литография. 55 х 72,7; 44 х 62 (р.и.) Чуваш ХМ. (700x526, 122Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). За Невской заставой. 1970 г. Бумага, цветная литография.
55х72,7; 44х62 (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1970 Дом Шелгунова за Невской заставой. Автолитография. Пермская ХГ (700x532, 128Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Дом Шелгунова за Невской заставой. 1970 г. Автолитография.
Пермская государственная художественная галерея.
Домик Шелгунова - бывший ленинский музей, по фамилии снимавшего здесь комнату рабочего.
Ныне Государственный краеведческий музей Невская застава.

1971 Песочная набережнаяБумага, литография. 47 х 72; 39 х 58 (р.и.) Чуваш ХМ. (700x456, 96Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Песочная набережная. 1971 г. Бумага, литография. 47х72; 39х58 см. (р.и.).
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

В начале ВОВ А.В. Любимовой две недели ей пришлось работать в Ленинградском отделении Союза художников РСФСР по составлению списков на эвакуацию сотрудников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (Академии Художеств) и их семей. По воспоминаниям А. В. Любимовой, это была психологически очень тяжелая и полная суеты работа, особенно по эвакуации детей, составы с которыми отправляли в сторону неумолимо приближающейся линии фронта, а потом возвращали обратно. Кроме того, художница вместе с другими своими коллегами также дежурила в здании Союза художников, обеспечивая МПВО. Несмотря на то, сколько времени и сил А.В. Любимова отдала работе в Союзе, в конце 1943 года её исключили из числа кандидатов.
Однако самое страшное состояло в том, что таким образом она лишилась продуктовых карточек, которые, вероятно, были нужны кому-то другому. Сама художница в автобиографии 1970 года указывала другие дату и причину: «В начале 1944 года, по произволу Серова, была исключена из Союза якобы за то, что не пишу «историко-революционных картин», жаловалась на его действия в Оргкомитет». Речь идет о художнике Вл.А. Серове, который в тот период был председателем Ленинградского отделения Союза художников РСФСР.

ФОТО 4 (468x700, 131Kb)
Личная карточка члена Союза Советских Художников А.В. Любимовой.

1972 Кактусы. Бумага, цветная литография. 62 х 42; 45 х 27,5 (р.и.) Чуваш ХМ (475x700, 88Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Кактусы. 1972 г. Бумага, цветная литография.
62х42; 45х27,5 (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1972 Точечные дома, литография, 40 х 59,5 см,  (700x497, 119Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Точечные дома, 1972 г. Литография. 40 х 59,5 см.

1973 Новые дома на Охте. (700x497, 92Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Новые дома на Охте. 1973 г. Цветная автолитография. 41 х 57 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1973 Белый шиповник. (700x396, 112Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Белый шиповник. 1973 г. Цветная автолитография. 50 х 35 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1977 На улице Кораблестроителей в ГаваниБумага, автолитография цветная. 40 х 58; 46 х 65,5 лист. Музей иск-в СПб. ХХ-ХХ1 в (700x490, 135Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). На улице Кораблестроителей в Гавани. 1977 г. Цветная автолитография.
40х58; 46х65,5 см. (лист). Музей искусств Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

1978 Снежная зима. Васильевский остров, 14 линия Автолитография.  (700x501, 141Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Снежная зима. Васильевский остров, 14 линия. 1978 г. Автолитография.

А.В. Любимова вспоминала, что в первые месяцы войны ей «даже стал противен самый вид военной формы, все чаще встречавшийся теперь на людях <…> эту форму часто надевали, чтобы показать свою принадлежность к армии, к “спасению родины” люди, ничего не делавшие для того». Среди них она упоминает и Вл.А. Серова (настоящая фамилия которого Раппопорт), который сразу «облекся» в военную форму и к которому, кажется, она не испытывала симпатии. Историк искусства П.Е. Корнилов, выступая в 1967 году на открытии персональной выставки А. В. Любимовой, назвал тот эпизод и время руководство Вл. А. Серова «темной страницей в истории нашего Союза, – когда не было любви к человеку, настоящего интереса к творчеству, а все было построено на базе “бизнеса”».

ФОТО В.А. Серов - 1941 Автопортрет периода блокады Ленинграда..jpg 5 (514x700, 116Kb)
Вл.А. Серов (1910-1968). Автопортрет периода блокады Ленинграда. 1941 г.
Холст, масло. 179,6 х 132,1 см. Мемориально-художественный музей Владимира Серова
в Эммаусе Калининского района Тверской области.

Май 1945 года принес А. В. Любимовой не только радость Победы, мирной жизни, привычных занятий, но и восстановление в числе кандидатов Союза художников, полноправным членом которого она стала в 1949 году. В это время произошло еще одно важное событие в её творческой биографии – она перешла из секции живописи в секцию графики, во многом благодаря Е.С. Кругликовой, с которой она познакомилась ещё до войны. Таким образом, к началу 1950-х годов А.В. Любимова окончательно определилась с направлением своего творческого пути, решив работать в области печатной графики и городского пейзажа. В послевоенное время она много занималась созданием циклов литографий и офортов, сделанных в литературных местах Ленинграда – там, где бывали А.А. Блок, А.С. Пушкин и другие.

1969 Дом Гончаровых. (700x473, 153Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Дом Гончаровых. 1969 г. Цветная автолитография. 18,5 х 29 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

1969 Церковь в имении Гончаровых в Лопасне (2) (700x505, 93Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Церковь в имении Гончаровых в Лопасне. 1969 г. Тоновая литография.
41,8 х 30,1 см. Всесоюзный музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

1973 Последняя квартира А.Блока на Пряжке. (700x480, 103Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Последняя квартира Александра Блока на Пряжке. 1973 г.
Бумага, сухая игла. 12,5 х 18 см. Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

Город Ахматовой. Выставка. (700x531, 168Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Картина экспонировалась на выставке «Город Анны Ахматовой» в 2013 г. (1).

Город Ахматовой. (700x527, 143Kb)
А.В. Любимова (1899-1983). Картина экспонировалась на выставке «Город Анны Ахматовой» в 2013 г. (2).

В 1966-1967 гг. Ленинградское отделение Союза художников организовало ее персональную выставку. Она автор статей о портрете. В сборнике «Воспоминания об Анне Ахматовой» (М., 1991) опубликованы ее дневниковые записи о встречах с А.А. Ахматовой в 1944-55, 1963-64 годах.
Текст А.А. Шанявской

ФОТО А.В. Любимова. ЦГАЛИ СПб (486x700, 75Kb)
А.В. Любимова. Фотография. ЦГАЛИ, Санкт-Петербург.

Антонина Васильевна Любимова скончалась 19 апреля 1983 года в Ленинграде в возрасте 83 лет.

Её великолепные пейзажи, в том числе архитектурные, принесли Антонине Васильевне заслуженные успех и признание. Работы Любимовой хранятся и экспонируются в Государственном Русском Музее, Музее политической истории России, в музеях Петербурга, Москвы, Киева, Перми, Пензы, Твери, Саранска, а также в галереях Чехии, Словакии, США, Англии, Польши.
К сожалению, само творческое наследие А.В. Любимовой, представленное в российских музеях почти не изучено и до сих пор ждет своего исследователя, который мог бы рассказать широкой аудитории о таком исключительно ленинградском мастере станковой графики и художественной жизни Ленинграда 1920-1980-х годов.
Воспоминания А.В. Любимовой об А.А. Ахматовой



 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дорогие мои земляки. Художник Антонина Васильевна Любимова (1899-1983) | Лилия_Евгеньевна - ЛИСТАЮ СТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ... | Лента друзей Лилия_Евгеньевна / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»