
Антонина Васильевна Любимова (1899-1983). Автопортрет. 1946 г. Бумага, сухая игла.

Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого.
Антонина Васильевна Любимова родилась 7 июня 1899 года в селе Татарская Лака Керенского уезда Пензенской губернии в семье потомственного священника и домохозяйки. В 1909-1916 гг. училась в женской гимназии г. Спасска Тамбовской губернии, по окончании которой преподавала естествознание и геометрию в Керенской школе. В 1919 году поступила в Пензенское художественное училище, где занималась под руководством академика живописи Н.Ф. Петрова и ученика И.Е. Репина И.С. Горюшкина- Сорокопудова.
Одно из наиболее ярких воспоминаний того периода связано у художницы с поездкой в Москву в 1921 году, где она стала студенткой ВХУТЕМАС, поступив в мастерскую Л.С. Поповой и А.М. Родченко. А.В. Любимова позднее рассказывала, что находясь в Москве, она не могла долго писать студенческие этюды (натюрморты – чаще всего «конструкцию из ржавой железной проволоки, на которой висели узкие полоски цветной папироской бумаги»). Художественная жизнь Москвы, её многочисленные коллекции – Третьяковской галереи, С.И. Щукина и И.А. Морозова – оставили в душе молодой художницы гораздо больший след, чем учеба у московских авангардистов. Уже тогда А.В. Любимову привлекали мастера пейзажной живописи – прежде всего, французские художники барбизонской школы, откровением для неё стала живопись Поля Гогена.
Ввиду отсутствия ранних работ А.В. Любимовой, репродукции ее картин будут располагаться по хронологии, отставая от текста биографии.

А.В. Любимова (1899-1983). Уголок весеннего леса. 1922 г. Бумага, масло.
33 х 25,5 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Вид на городской дворик. 1936-1938 гг. Холст, масло.
41х46 (из.); 43,5х49,5 см. (холст). Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Кипарисы и агавы. 1939 г.
Бумага, сухая игла. 15 х 9,3 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). Ночная улица. Ленинград. 1940 г. Цветная автолитография.
26 х 35,5; 35 х 51 см. Вологодская областная картинная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Ленинград. Мойка. Последняя квартира Пушкина. 1940 г. Литография.
26,6 х 34 см. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Низами (?). 1940 г. Литография. 37 х 27,5; 45 х 29,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Печатник. 1940 г. Литография (корич. цвет).
37х28,5; 50х35 см. Вологодская областная картинная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Хлебзавод и траншеи на Большом проспекте. Сентябрь 1941 г.
ЦГАЛИ, Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Комсомольская помощь в блокаду. Эскиз. 1943 г. Картон, масло.
33,5 х 45,3 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Первый салют у Академии художеств. 27 января 1944 г.

А.В. Любимова (1899-1983). Хлеб. Натюрморт в блокаду. 1944 г. Бумага, масло. 43,5х53,5 (из.);
43,5х56 см. (лист). Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

Страница из дневника А.В. Любимовой, записанного в блокадном Ленинграде.

А.В. Любимова (1899-1983). Крейсер Аврора. 1945 г. Автолитография. 32 х 44 см.
Вологодская областная картинная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Летний дворец осенью. 1945 г. Бумага, масло. 21,9х30,8; паспарту 27х39,8 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А.А. Ахматовой. Набросок. 1944 г.
Бумага, акварель, карандаш. 31,3х22,8; 42,1х31,5 см. (лист).
Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва.

А.В. Любимова (1899-1983). Манеж Фонтанного Дома. Октябрь 1945 г. Бумага на картоне, масло.
22 х 30,3 см. Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Шереметевский сад Фонтанного дома. Октябрь 1945 г. Бумага на картоне, масло.
20,8 х 30,3 см. Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Фонтанный дом. 1946 г. Картон, масло. 21,9 х 31 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.
 |
 |
А.В. Любимова (1899-1983). 1. Заставка к сборнику стихов А. Ахматовой «Подорожник». Гравюра на картоне.
6х4,5 (оттиск); 12,9х10,8 см. (лист). 1946 г. 2. Заставка к сборнику стихов А. Ахматовой «Вечер». 6,1х4,6 (оттиск);
11,1х11 (лист). 1946 г. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва.

А.В. Любимова (1899-1983). Наличная ул. в Б. Гавани. 1946 г. Литография. 13,9 х 18,7 см.

А.В. Любимова (1899-1983). Стрелка Елагина острова. 1946 г. Цветная литография.
30,8х44,4; 23,5х35 см. (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.В. Любимова (1899-1983). Летний сад. 1946 г. Литография. 35 х 25 см; 46х31,5 см. (р.и.)

А.В. Любимова (1899-1983). Речка Смоленка зимой. 1947 г. Автолитография. 21 х 33 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). Мойка. 1947 г. Бумага, литография. 29,5 х 41,9; 21 х 27,5 (р.и.).
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.В. Любимова (1899-1983). Загородная дача. 1947 г. Автолитография. 25 х 32 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). Решетка Русского музея. 1948 г. Бумага, цветная литография.
29,8х41,7; 19х26 см. (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.В. Любимова (1899-1983). Кировский завод в Ленинграде (Кировские места в Ленинграде). 1948 г.
Бумага, цветные карандаши. 21,4 х 27 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

А.В. Любимова (1899-1983). Хоста. Дом творчества художников.1948 г.
Цветная автолитография. 41 х 29,5 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). Сенокос. 1948 г. Цветная автолитография. 27,5 х 20 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.
После возвращения из Москвы и окончания учёбы в Пензенском художественном училище А.В. Любимовой пришлось устроиться на работу стенографисткой, чтобы собрать необходимую сумму на переезд в Ленинград и поступление во ВХУТЕИН. В 1926 году она стала студенткой живописного факультета в классе К.С. Петрова-Водкина, А.А. Рылова, А.И. Савинова. Среди преподавателей наибольшее влияние на молодую художницу оказали классик советского пейзажа А.А. Рылов и один из основоположников ленинградской пейзажной школы А.Е. Карев. А.В. Любимовой особенной запомнилась одна фраза А.А. Рылова, который как-то сказал студентам: «Сейчас мы вам надоели, а когда кончите – вы, может быть, растеряетесь в жизни, вот тогда приходите ко мне что-нибудь показать». Художница сохранила добрые отношения со своими учителями и нередко в дальнейшем обращалась к ним за советом.
А.В. Любимова окончила в 1930 году ВХУТЕИН, уже вновь переименованный в Академию художеств, получив звание художника станковой живописи. После окончания академии как раз и началась та жизнь, о которой говорил А.А. Рылов. Постоянной работы она не имела, но исполняла разовые заказы Горкома ИЗО Союза работников искусств, некоторое время преподавала рисование в школе. В автобиографии 1970 года художница писала: «Заработок того периода складывался из получаемых раз в год творческих командировок ЛенИЗО, из редко случавшихся приобретений пейзажей и натюрмортов, из ежегодных заработков по оформлению города к маям и октябрям».

А.В. Любимова (1899-1983). Портрет художника Г.С. Верейского. 1949 г. Бумага, литография.
61,7 х 43,8 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.В. Любимова (1899-1983). Портрет художника и инженера-конструктора М. Скуляри.
1949 г. Бумага, литография. 36,5х26; 20х16 (р.и.).
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.В. Любимова (1899-1983). Место дуэли Пушкина. 1949 г. Бумага, литография. 26х36,9; 22,5х31,4 см. (р.и.).
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.В. Любимова (1899-1983). Съездовская линия. 1949 г. Бумага, цветная литография.
25,7х37; 21,5х32 см. (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.В. Любимова (1899-1983). Двор. 1949 г. Бумага, цветная литография.
43,9х32; 31х22 (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.В. Любимова (1899-1983). Проспект Римского-Корсакова, 39 (бывший Екатерингородский проспект). 1949 г.
Цветная автолитография. 20 х 28 см. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское»

А.В. Любимова (1899-1983). Дом Клокачева на Фонтанке 185, где жили родители А.С. Пушкина. 1949 г.

А.В. Любимова (1899-1983). Последняя квартира Пушкина. 1949 г. Автолитография. 20,5х31. 31,5х41 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Художественная жизнь Ленинграда 1930-х годов была полна возможностей, и А.В. Любимова с интересом открывала для себя новое – непродолжительное время работала в кружке К.С. Малевича, работала художником-копиистом и копировала полотна Поля Гогена в Эрмитаже под неодобрительные комментарии посетителей, сблизилась с членами общества «Круг художников». Именно в этот период художница сделала для себя окончательный выбор в пользу городского пейзажа, как она писала, по причине того, «что приглашать натурщиков было для меня слишком дорого». Однако, не исключено и другое объяснение – это возможность работать самостоятельно, не оборачиваясь и не отвлекаясь на коллег, полностью концентрируясь на предмете изображения.

А.В. Любимова (1899-1983). Автопортрет. 1946 г. Бумага, сухая игла.
В 1930-е годы сформировалось и другая особенность творчества А.В. Любимовой – тяготение к созданию циклов, причем почти все из них были связаны с изображением города – «Пушкинские места в Ленинграде» (1935-1936), «Ботанический сад» (1939), «Весна в Ленинграде» (1940). В 1939 году А.В. Любимова впервые попробовала себя в литографии и офорте – графических техниках, с которыми связала в дальнейшем всю свою творческую жизнь, создав цикл, посвященный Васильевскому острову, на котором она жила. Как и в студенческое время ей повезло с учителями – её наставницей стала Е.С. Кругликова, художник большого технического мастерства и вкуса, а с 1938 года работала в Экспериментальной полиграфической мастерской ЛОССХ. С 1934 г. А.В. Любимова становится постоянным экспонентом всесоюзных, всероссийских, международных художественных выставок. В 1940 году стала кандидатом в члены Ленинградского отделения Союза художников РСФСР.

А.В. Любимова (1899-1983). Таврический дворец. 1949 г. Бумага, литография, 23,6 х 30 см. (в свету).
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва.

А.В. Любимова (1899-1983). Хорольская балка. 1950 г. Цветная автолитография. 23 х 32 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). В Петропавловской крепости. 1952 г. Бумага, цветная литография.
41х56; 28х41 см. (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
27 мая 1703 г. Петр I заложил Петропавловскую крепость. Эта дата стала днем основания Санкт-Петербурга.

А.В. Любимова (1899-1983). Внутри Петропавловской крепости. 1962 г. Цветная автолитография.
29 х 40 см. Вологодская областная картинная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Зеленогорск. 1952 г. Бумага, карандаш 21 х 27 см.

А.В. Любимова (1899-1983). Зимний ручей. 1952 г. Бумага, карандаш. 21 х 27,5 см.

А.В. Любимова (1899-1983). Академия наук СССР. 1953 г. Цветная автолитография.
Пермская государственная художественная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Апрель. 1953 г. Цветная литография. 36х26; 60х42 см. (р.и.).
Сахалинский областной художественный музей.

А.В. Любимова (1899-1983). Натюрморт с вазой. 1950-е гг. Цветная автолитография. 31х47,5; 40х57 см. (р.и.).
Вологодская областная картинная галерея.
Наиболее важным и насыщенным в жизни художницы стал период Великой Отечественной войны и блокады, во время которой она оставалась в Ленинграде, работала по подготовке к эвакуации художественных и исторических сокровищ Эрмитажа.
В июне 1944 года на вечере в Доме писателя А.В. Любимова впервые познакомилась с А.А. Ахматовой, только что вернувшуюся в Ленинград из эвакуации в Ташкенте. Дружеские отношения с Ахматовой Любимова поддерживала до самой смерти поэта. Она была рядом с А.А. Ахматовой в августе 1946 года, когда постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» та была объявлена «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии», много времени проводила с ней на даче в Комарово. В архиве сохранился машинописный вариант воспоминаний А.В. Любимовой об этих многочисленных встречах периода 1944-1966 годов, которые не раз публиковались.

А.В. Любимова (1899-1983). Анна Ахматова в кресле. Этюд к портрету. 1944 г.
Картон, масло. 30,5 х 21 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.
А.В. Любимова помимо художественного таланта была одарена и поэтическим. В 1944-1945 годах она занималась в «Группе начинающих поэтов» Ленинградского отделения Союза писателей, которой руководил Леонид Борисов. Во время первых сеансов позирования Анна Андреевна в свою очередь захотела ознакомиться со стихами художницы и хорошо отозвалась о ее «Послеблокадной весне» и «Кактусе». Кстати, А.В. Любимова начала писать стихи в блокадном Ленинграде «нашло это на меня в длинные зимние ночи 43-го года в моей темной и холодной комнате, где в самом начале войны были выбиты стекла».

А.В. Любимова (1899-1983). А.А. Ахматова в Фонтанном Доме. Этюд к портрету. 1946-1947 гг.
Картон, масло. 23,4 x 31 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А.А. Ахматовой. Эскиз. 1946-1963 гг. Картон, гуашь. 49,5 x 70 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.
Художница признавалась, что образ А.А. Ахматовой сразу показался ей «выше, лучше» других, и ей захотелось запечатлеть поэта. Как писала А.В. Любимова, «22-му и, видимо, самому нелепому из всех ее художников, кроме обычного внешнего позирования, нужно еще что-то другое – внутреннее, жизненное – просто быть около нее, смотреть, следить, слушать и запоминать, чтобы хоть немного уловить тот образ, который тогда начинал мне видеться». Поиски этого образа растянулся на 20 лет, в течение которых художница сделал огромное число набросков и этюдов. Удивительно, что определив для себя в 1930-е годы городской пейзаж как основной жанр, она обратилась к портрету именно благодаря А.А. Ахматовой.

А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А. А. Ахматовой. 20 августа 1963 г. Литография.
Пермская государственная художественная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А. А. Ахматовой. 20 августа 1963 г. Литография.
Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург.
А.В. Любимова сравнивала этот образ с демоном, который преследовал М.А. Врубеля.
Однако, судя по её неопубликованной статье «О портрете», и портрет, и пейзаж для А.В. Любимовой начинались с одного – с любви. Она писала:
«Видов любви много. Это когда вдруг увидишь человека и почувствуешь, что не изображать его нельзя, невозможно, - он каким-то образом беспокоит. А иногда совершенно неожиданно и заново увидишь давно знакомого, много раз встречавшегося, своего человека. И увидев, начинаешь заново думать над его образом, следить и угадывать внутренний строй его души, стараешься проникнуть в его внутреннюю сущность, проявляющуюся внешне в движениях, жесте, взгляде, прическе».

А.В. Любимова (1899-1983). Зимний вечер на заливе. 1953 г. Автолитография. 26 х 38 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). Утро на пашне. 1952 г. Автолитография. Пермская государственная
художественная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Комбайн вечером. 1955 г. Цветная литография. 32х44; 45х60 см. (лист)

А.В. Любимова (1899-1983). Копны. Тоновая автолитография. 1955 г. 41,5х56,5; 26х38 см.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.

А.В. Любимова (1899-1983). Стрелка Васильевского острова. 1955 г. Литография, 42 х 56 см.

А.В. Любимова (1899-1983). Павловск (Храм Дружбы). 1955 г. Автолитография. 26x38,5; 40,5x57 см. (лист)

А.В. Любимова (1899-1983). Березняк. 1956 г. Бумага, акварель. 27,5 х 40 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). Иней. 1956 г. Цветная автолитография.
41,4х32; 50,5х41,7 см. (р.и.). Сахалинский областной художественный музей.

А.В. Любимова (1899-1983). Павловск. Главная (Тройная) аллея. 1957 г. Оттиск 26,5x38; Лист 37,5x51 см.
Пермская государственная художественная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Павловск. Тройная аллея. 1957 г. Эстамп. 36,5 х 48 см.
Из коллекции Т.Е. Острогорской.

А.В. Любимова (1899-1983). Вечер на Неве. 1957 г. Цветная автолитография. 30 х 46 см.
Вологодская областная картинная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Флейтист. 1957 г. Бумага, карандаш. 29 х 20 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.
Вышесказанное А.В. Любимова считала справедливым и для пейзажа:
«И дом, и облако, и кусок асфальта на улице есть портрет данных предметов. Каждое дерево имеет свои особенности, появившиеся в результате его существования и нет двух совершенно одинаковых кленов, как одинаковых близнецов-людей. И дерево также способно занять воображение, если его увидишь по-настоящему и также не сможешь жить не изображая его. Для меня вполне возможно ходить на этюды, как на свидание, к липам в Летний сад, к столетней иве на углу Большого проспекта и Шестнадцатой линии».

А.В. Любимова (1899-1983). Весенний вечер. 1958 г. Бумага, акварель, уголь. 37,4х54,4; 31х46,5 (р.и.).
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.В. Любимова (1899-1983). Московский парк Победы. Аллея героев. 1950-е гг. Литография. 29 х 42 см.

А.В. Любимова (1899-1983). Абрамцево. Дача Мамонтова. 1958 г. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме,
Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Зимнее утро в городе. 1959 г. Цветная литография. 41,5х57; 30х46,7 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.В. Любимова (1899-1983). Зимний вечер в городе. 1959 г. Цветная автолитография. 32 х 46 см.
Вологодская областная картинная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Вечерний заводской мотив. 1959 г. Цветная автолитография.
32,1х46,2; 46,8х61,7 см. (лист). Новокузнецкий художественный музей.

А.В. Любимова (1899-1983). Эллинги. 1960 г. Цветная автолитография. 36 х 52 см.
Вологодская областная картинная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Дюны в Зеленогорске. 1959 г. Цветная автолитография. 28 х 42 см.
Вологодская областная картинная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Русский музей. 1960 г. Автолитография. 21 х 31.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). Вид на Русский музей. 1962 г. Цветная автолитография. 30,5 х 41,5 см.
Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское»

А.В. Любимова (1899-1983). Из окна Русского музея. 1961 г. Цветная автолитография. 25 х 47,5 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). Ранняя весна. 1960 г. Цветная автолитография. 46 х 50 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва.

А.В. Любимова (1899-1983). Автопортрет. 1945 г. Холст, масло. 51х41; 53,5х42,5 см. (холст).
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.
Именно в этом кроется суть творческого метода А. В. Любимовой: максимально сблизиться с предметом изображения, постараться проникнуться им, полюбить его, чтобы готовый портрет стал интереснее и живее.
Вероятно, поэтому в период блокады А. В. Любимова почти не работала в жанре городского пейзажа. Позже она вспоминала: «…изображать тогда в тот момент все эти разрушения я совершенно не могла, не хотелось. Для того, чтобы изображать, надо, мне кажется, полюбить изображаемый предмет, а любить развалины, любоваться ими для меня было немыслимо». В связи с этим особую ценность приобретают сохранившиеся в фонде художницы рисунки «Хлебозавод на Большом проспекте Васильевского острова» и «Первый салют», сделанный у здания Академии Художеств 27 января 1944 года – в день снятия блокады.

А.В. Любимова (1899-1983). Переславль-Залесский Никитский собор
в Никитском монастыре. 1961 г. Бумага, акварель. 57,2 х 47,2 см.
Переславль-Залесский государственный музей-заповедник.

А.В. Любимова (1899-1983). Павловск. Крепость «Пан» (Мариенталь). 1961 г. Цветная автолитография.
25 х 37,5 см. Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). Осенний этюд. 1962 г. Бумага, акварель. 29,5 х 20,5 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.В. Любимова (1899-1983). Решетка у Казанского собора. 1962-1968 гг. Литография.
Пермская государственная художественная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). В порту. 1963 г. Литография. 48 х 62 см.

А.В. Любимова (1899-1983). В парке зимой. 1964 г. Литография. 50 х 72 см.

А.В. Любимова (1899-1983). Павловск. Статуя Павла I. 1964 г. Автолитография.
13,5 х 15 см. Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). Пушкин. Лицейская церковь. 1964 г.
Цветная автолитография. 28,5х20,2; 40,8х30 см. (лист).
Всесоюзный музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Дача А.А. Ахматовой в Комарове («Будка»). 1964 г.
Автолитография. Пермская государственная художественная галерея.

А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А.А. Ахматовой. 19 августа 1964 г.
Автолитография. 42,3 х 27,8 см. Государственный музей истории
российской литературы им. В.И. Даля, Москва.

А.В. Любимова (1899-1983). А.А. Ахматова на даче в Комарово. 18 сентября 1965 г.
Картон, масло. 50 x 35 см. Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН,
Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А.А. Ахматовой. Эскиз. 1965 г. Бумага, карандаш. 25 х 32,3 см.
Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва.

А.В. Любимова (1899-1983). Комната А.А. Ахматовой на даче в Комарово. 18 сентября 1965 года.
Картон, масло. 35 х50 см. Литературный музей - Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН,
Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Портрет А.И. Гитовича. 1965 г. Картон, масло.
69,5 х 49,3 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.
Александр Ильич Гитович (1909-1966) - русский поэт, переводчик китайской и корейской литературы.
Умер на даче в Комарово, похоронен там же, недалеко от могилы А.А. Ахматовой.

А.В. Любимова (1899-1983). Лес в Комарове. 1965 г. Холст, масло. 39 х 49 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). В Александровском саду. 1965 г. Литография. 47 х 62 см.
Не менее важными представляются сохранившиеся воспоминания художницы, записанные в 1966 году по дневникам блокадного времени, которые были опубликованы в 2015 году сотрудницей Пушкинского дома, где хранятся первоначальные дневниковые записи и часть воспоминаний. В них А. В. Любимова рассказывает не только про свою жизнь, но и жизнь города, особенно подробно в первые месяцы войны. Слабое сердце освободило художницу от изнурительной работы на окопах, однако, она чувствовала потребность быть полезной. С первых дней войны она включилась в работу по эвакуации Эрмитажа – упаковывала в античном отделе скульптуры и вазы, а потом нумизматическую коллекцию.

А.В. Любимова (1899-1983). Новостройки в Гавани. 1967 г. Цветная литография.
56 х 42 см.

А.В. Любимова (1899-1983). Новостройки в Гавани. 1967 г. Литография.
72 х 49,7 см. Частное собрание.

А.В. Любимова (1899-1983). За Невской заставой. 1970 г. Бумага, цветная литография.
55х72,7; 44х62 (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.В. Любимова (1899-1983). Дом Шелгунова за Невской заставой. 1970 г. Автолитография.
Пермская государственная художественная галерея.
Домик Шелгунова - бывший ленинский музей, по фамилии снимавшего здесь комнату рабочего.
Ныне Государственный краеведческий музей Невская застава.

А.В. Любимова (1899-1983). Песочная набережная. 1971 г. Бумага, литография. 47х72; 39х58 см. (р.и.).
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
В начале ВОВ А.В. Любимовой две недели ей пришлось работать в Ленинградском отделении Союза художников РСФСР по составлению списков на эвакуацию сотрудников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (Академии Художеств) и их семей. По воспоминаниям А. В. Любимовой, это была психологически очень тяжелая и полная суеты работа, особенно по эвакуации детей, составы с которыми отправляли в сторону неумолимо приближающейся линии фронта, а потом возвращали обратно. Кроме того, художница вместе с другими своими коллегами также дежурила в здании Союза художников, обеспечивая МПВО. Несмотря на то, сколько времени и сил А.В. Любимова отдала работе в Союзе, в конце 1943 года её исключили из числа кандидатов.
Однако самое страшное состояло в том, что таким образом она лишилась продуктовых карточек, которые, вероятно, были нужны кому-то другому. Сама художница в автобиографии 1970 года указывала другие дату и причину: «В начале 1944 года, по произволу Серова, была исключена из Союза якобы за то, что не пишу «историко-революционных картин», жаловалась на его действия в Оргкомитет». Речь идет о художнике Вл.А. Серове, который в тот период был председателем Ленинградского отделения Союза художников РСФСР.

Личная карточка члена Союза Советских Художников А.В. Любимовой.

А.В. Любимова (1899-1983). Кактусы. 1972 г. Бумага, цветная литография.
62х42; 45х27,5 (р.и.). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.В. Любимова (1899-1983). Точечные дома, 1972 г. Литография. 40 х 59,5 см.

А.В. Любимова (1899-1983). Новые дома на Охте. 1973 г. Цветная автолитография. 41 х 57 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). Белый шиповник. 1973 г. Цветная автолитография. 50 х 35 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). На улице Кораблестроителей в Гавани. 1977 г. Цветная автолитография.
40х58; 46х65,5 см. (лист). Музей искусств Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

А.В. Любимова (1899-1983). Снежная зима. Васильевский остров, 14 линия. 1978 г. Автолитография.
А.В. Любимова вспоминала, что в первые месяцы войны ей «даже стал противен самый вид военной формы, все чаще встречавшийся теперь на людях <…> эту форму часто надевали, чтобы показать свою принадлежность к армии, к “спасению родины” люди, ничего не делавшие для того». Среди них она упоминает и Вл.А. Серова (настоящая фамилия которого Раппопорт), который сразу «облекся» в военную форму и к которому, кажется, она не испытывала симпатии. Историк искусства П.Е. Корнилов, выступая в 1967 году на открытии персональной выставки А. В. Любимовой, назвал тот эпизод и время руководство Вл. А. Серова «темной страницей в истории нашего Союза, – когда не было любви к человеку, настоящего интереса к творчеству, а все было построено на базе “бизнеса”».

Вл.А. Серов (1910-1968). Автопортрет периода блокады Ленинграда. 1941 г.
Холст, масло. 179,6 х 132,1 см. Мемориально-художественный музей Владимира Серова
в Эммаусе Калининского района Тверской области.
Май 1945 года принес А. В. Любимовой не только радость Победы, мирной жизни, привычных занятий, но и восстановление в числе кандидатов Союза художников, полноправным членом которого она стала в 1949 году. В это время произошло еще одно важное событие в её творческой биографии – она перешла из секции живописи в секцию графики, во многом благодаря Е.С. Кругликовой, с которой она познакомилась ещё до войны. Таким образом, к началу 1950-х годов А.В. Любимова окончательно определилась с направлением своего творческого пути, решив работать в области печатной графики и городского пейзажа. В послевоенное время она много занималась созданием циклов литографий и офортов, сделанных в литературных местах Ленинграда – там, где бывали А.А. Блок, А.С. Пушкин и другие.

А.В. Любимова (1899-1983). Дом Гончаровых. 1969 г. Цветная автолитография. 18,5 х 29 см.
Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). Церковь в имении Гончаровых в Лопасне. 1969 г. Тоновая литография.
41,8 х 30,1 см. Всесоюзный музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

А.В. Любимова (1899-1983). Последняя квартира Александра Блока на Пряжке. 1973 г.
Бумага, сухая игла. 12,5 х 18 см. Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс.

А.В. Любимова (1899-1983). Картина экспонировалась на выставке «Город Анны Ахматовой» в 2013 г. (1).

А.В. Любимова (1899-1983). Картина экспонировалась на выставке «Город Анны Ахматовой» в 2013 г. (2).
В 1966-1967 гг. Ленинградское отделение Союза художников организовало ее персональную выставку. Она автор статей о портрете. В сборнике «Воспоминания об Анне Ахматовой» (М., 1991) опубликованы ее дневниковые записи о встречах с А.А. Ахматовой в 1944-55, 1963-64 годах.
Текст А.А. Шанявской

А.В. Любимова. Фотография. ЦГАЛИ, Санкт-Петербург.
Антонина Васильевна Любимова скончалась 19 апреля 1983 года в Ленинграде в возрасте 83 лет.
Её великолепные пейзажи, в том числе архитектурные, принесли Антонине Васильевне заслуженные успех и признание. Работы Любимовой хранятся и экспонируются в Государственном Русском Музее, Музее политической истории России, в музеях Петербурга, Москвы, Киева, Перми, Пензы, Твери, Саранска, а также в галереях Чехии, Словакии, США, Англии, Польши.
К сожалению, само творческое наследие А.В. Любимовой, представленное в российских музеях почти не изучено и до сих пор ждет своего исследователя, который мог бы рассказать широкой аудитории о таком исключительно ленинградском мастере станковой графики и художественной жизни Ленинграда 1920-1980-х годов.
Воспоминания А.В. Любимовой об А.А. Ахматовой