• Авторизация


Введение товарных знаков "всякого рода обозначения" на товары и услуги в Российской империи 09-12-2021 15:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Знамя парикмахерского и цирульного цехов. 1885. Шелк, аппликация, золотая бахрома.
 
Указом Сената от 13 марта 1744 года в Российской империи было под­тверждено обязательное клеймение производи­мых товаров, «чтобы делающиеся на всех имею­щихся в Москве и в губерниях фабриках и заво­дах материи и всякие вещи тщиться приумножать и в лучшую доброту приводить, дабы со временем впредь заморских товаров не ввозить, и можно бы было довольствоваться своим без нужды».
 
 
Знамя сапожно-башмачного цеха. 1885. Шелк, аппликация, золотая бахрома.
 
 
Указы Сената 1753 и 1778 годов также предпи­сывали «класть свои особые от других клейма», но уже не с целью взимания пошлин, а для «луч­шего распознавания доброты и исправности фа­бриканта». Так, например, в 1792 году в Москве, Петербурге, Иванове было восемь ситценабив­ных фабрик, продукция которых должна была каким-то образом различаться. С этой целью при Екатерине II в 1783 году велено было «иметь хозяевам и содержателям фабрик и мануфактур каждому свой собственный штемпель». 
 
Знамя слесарно-кузнечного цеха. 1885. Шелк, аппликация, золотая бахрома.
 
Талантливый бытописатель Москвы 1840-х годов И. Т. Кокорев (1826-1853) оставил ряд очерков, посвященных рекламе, ("Публикации и вывески"). Из образного изобилия зарисовок Кокорева трудно выбрать отдельные цитаты, все одинаково ярко и интересно...
 
 

И. Т. Кокорев. Очерки Москвы сороковых годов
Вывecкa цепляется за вывеску, одна теснит другую; гигантский вызолоченный сапог горделиво высится над двухаршинным кренделем; окорок ветчины красуется против телескопа; ключ в полпуда весом присоеди­нился бок о бок с исполинскими ножницами, седлом, сделанным по мерке Бовы-королевича, и перчаткою, в которую влезет дюжина рук; виноград­ная гроздь красноречиво довершает эффект «Торговли российских и иностранных вин, рому и водок».
Это вывески натуральные, обязательно представляющие предметы; а вот богатая коллекция вывесок-картин: узкоглазые жители Срединно­го царства красуются на дверях чайного магазина; чернокожие индий­цы грациозно покуривают сигары при входе в продажу табаку, а над ними длинноусый турок, поджав ноги, тянет наслаждение кейфа из ог­ромного кальяна; пышные платья и восхитительные наколки обознача­ют местоприбывание парижской модистки; процесс бритья и пускания крови представляет, разительный адрес цирюльни; Везувий в полном раз­гаре извержения коптит колбасы; ярославец на отлете несет поднос с чайным прибором; любители гимнастики упражняют свои силы в ка­тании шаров по зеленому полю...
Но что ж тут удивительного ? Товар лицом продается, а публика, хоть и почтенная особа, однако любит разные приманки.
 
 
 
 
Знамя портняжного цеха. 1881. Шелк, золотая бахрома, галуны.
 
Едва ли не самым значимым событием с точ­ки зрения истории рекламы явилась в первой половине девятнадцатого века реформа, связанная с клеймением товаров. Указом Сената от 25 февраля 1830 года было выпущено Положение о клеймении фабрич­ных изделий, действовавшее на протяжении по­лувека. В 1820-х годах развитие промышленности было объявлено делом патриотическим. 
 
Знамя гребеночного цеха. 1885. Шелк, золотая бахрома.
 
 
Журнал «Северная пчела» с восторгом оповещал читате­лей о том, что московские купцы теперь не сты­дятся своего русского товара и не выдают его, как прежде, за иностранный. В 1829 году число ситценабивных фабрик лишь в одной Москве до­стигло сотни. Требовались меры для охраны не только мануфактурных производителей и торгов­цев, но и потребителей.
 
Знамя перчаточного цеха. 1884. Шелк, аппликация, золотая бахрома.
 
В Уставе 1830 года с большой подробностью определялось значение фабричных клейм, поря­док их наложения, утверждения образцов и да­же устанавливалась ответственность за подделку. Сами клейма должны были содержать обозначе­ние имени и фамилии фабриканта, хотя бы на­чальными буквами, и местонахождения фабрики. С 1830 года велся официальный реестр русских производителей, заявивших свои клейма в Департаменте торговли и мануфактур. В первый год по всей России их было зарегистрировано всего 14, а уже в следующем — 78.
С 1857 года начали регистрировать и знаки иностранных фирм в России, каковых до 1883 года было зарегистрировано 419. 
 
Знамя кровельного цеха. 1885. Шелк, аппликация, золотая бахрома.
 
Товарный знак постепенно становится необ­ходимой частью рекламы в период, когда на­растающая конкуренция в торговле и промыш­ленности уже не может без него обходиться. Применение знака стало единственным, наибо­лее действенным способом индивидуальной характеристики товара с помощью слова, изо­бражения или символа. 
 
Элеонора Глинтерник
"Реклама в России"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Введение товарных знаков "всякого рода обозначения" на товары и услуги в Российской империи | Лилия_Евгеньевна - ЛИСТАЮ СТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ... | Лента друзей Лилия_Евгеньевна / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»