• Авторизация


Ф. Я. Алексеев (1753–1824), крупнейший мастер русской ведуты 02-05-2021 17:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


5158259_F__Ya__Alekseev_17531824__Vid_na_Moskovskii_Kreml_so_storoni_Kamennogo_mosta_ (700x495, 297Kb)
Ф. Я. Алексеев (1753–1824). Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста.
 
В этом пейзаже вертикали башен и колоколен, приподнятый кремлевский холм создают впечатление "воспарения" древней святыни над суетой повседневной жизни, протекающей на берегах неширокой реки.
 
Федор Яковлевич Алексеев ((1753–1824) – один из лучших мастеров всей русской школы. 
Федор Алексеевич начинал свою творческую деятельность как мастер театрально-декорационной живописи. После окончания Академии художеств в 1773 году он был послан в Венецию, где изучал теорию песрпективы и искусство прославленных венецианских пейзажистов Каналетто, Гварди и Беллотто,  чьи картины он копировал. Венецианская "ведута" – разновидность пейзажа, изображающая городские виды с архитектурной и топографической точностью, – стала лучшей школой для молодого художника.
 
 
5158259_Fedor_Yakovlevich_Alekseev_17531824 (535x700, 174Kb)
М. И. Теребенев. Потрет художника и педагога Академии художеств Федора Яковлевича Алексеева.
 
Алексеев – первый русский мастер городского пейзажа и поэт северной столицы. Его петербургские виды пленяют тонкой живописной разработкой световоздушной перспективы, серебристым колоритом, умением найти красивые и характерные панорамы. 
 
 
5158259_Vid_Dvorcovoi_naberejnoi_ot_Petropavlovskoi_kreposti_1794_god (700x394, 58Kb)
Ф. Я. Алексеев ((1753–1824). Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794.
 
В 1800 году Алексеев был командирован в Москву "для снятия видов". Пробыв там полтора года, художник возвратился в Петербург "с богатой портфелью, которая до самой кончины его служила ему  неисчерпаемым источником занятий и удовольствий и доставляла ему большие выгоды, ибо, едва успевал он писать московские виды, как находил на них охотников", – свидетельствовал биограф художника Павел Свиньин.
 
 
5158259_Fyodor_Yakovlevich_Alekseev_krasnaya_ploshad_v_moskve_1801 (700x501, 288Kb)
Ф. Я. Алексеев (1753–1824). Красная площадь в Москве. 1801.
 
В свою очередь Александр Бенуа писал: – "Гораздо слабее масса его видов Москвы и Крыма. Алексеев, воспитавшийся на архитектурных формах классического Запада, заимствовавший свою благородную, несколько монотонную палитру у Беллотто, Робера и Гварди, – был сбит с толку в пестрой, вычурной Москве и под ярким солнцем юга. Так, Москве он сообщил, в духе своего времени, – характер романтического "готического"  города". 
 
 
5158259_Cevernaya_storona_Krasnoi_Ploshadi__1802 (700x528, 254Kb)
Ф. Я. Алексеев (1753–1824). Cеверная сторона Красной Площади. 1802.
 
Тем не менее и в этих произведениях Алексеев стоит выше всех своих русских собратьев и даже лучше заезжих иностранцев вроде Патерсена и Дамама. И в этих картинах отразился его истинно художественный темперамент, его чувство краски, его большое техническое знание. Особую прелесть его картинам придают оживляющие их фигуры. Алексеев любил в них подмечать разные бытовые особенности, и эта черта сообщает его картинам большой исторический интерес.
 
 
5158259_Vid_na_birjy_i_admiralteistvo_ot_Petropavlovskoi_kreposti_ (700x646, 388Kb)
Ф. Я. Алексеев (1753–1824). Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца от 1-го Кадетского корпуса. Большой (Екатерининский) дворец г. Пушкин. Вариант 1817 года. 
 
В 1810-1811 годах Федор Алексеев вместе со своим учеником Максимом Воробьевым совершил еще одну поездку в Москву, а также Орел и Воронеж. Серия московских видов пополнилась новыми картинами.
 
 
5158259_Vospitatelnii_dom_v_Moskve (700x480, 288Kb)
Ф. Я. Алексеев (1753–1824). Воспитательный дом в Москве.
 
Если в петербургских видах Алексеева доминировала Нева, то московские сцены во всем их разнообразии тяготели к главному "герою" в топографии древней столицы – Кремлю. Широкие и свободные панорамы Петербурга сменяются изображениями соборов, башен, разновысокой и тесной застройки старого города.
 
 
5158259_Alekseev_Fyodor_Yakovlevich__Vid_na_birjy_i_admiralteistvo_ot_Petropavlovskoi_kreposti (700x525, 257Kb)
Ф. Я. Алексеев (1753–1824).  Вид на биржу и адмиралтейство от Петропавловской крепости.
 
Среди шедевров Алексеева на первом плане стоит первоклассная картина "Набережная Невы", исполненная в сочных и густых красках, с необычайным, даже для западного искусства, мастерством, в удивительно колоритной гамме. По ней видно, что Алексеев немало изучал лучших пейзажистов своего времени Б. Беллотто и Гюбер Робера, что подтверждают многочисленные превосходные копии его с этих мастеров.
 
Источники:
"Русские художники"
Александр Бенуа. "Русская школа живописи" 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ф. Я. Алексеев (1753–1824), крупнейший мастер русской ведуты | Лилия_Евгеньевна - ЛИСТАЮ СТАРЫЕ ЖУРНАЛЫ... | Лента друзей Лилия_Евгеньевна / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»