• Авторизация


Без заголовка 02-03-2014 22:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения vikusyagold Оригинальное сообщение

Словарь швейных терминов П-Я

П

ПАЛАНТИН — женская наплечная накидка из меха, бархата или другой ткани. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПАЛЬТО — первоначально «одежда с рукавами» — в отличие от накидок и плащей, предок современных пальто. В настоящее время так называется верхняя распашная одежда, обычно из плотного материала, по возможности с карманами. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПАНАМА — плотная, сравнительно тяжелая шелковая ткань из искусственного волокна, идущая на шитье женских костюмов, платьев; летняя широкополая шляпа либо из соломки, либо из ткани типа жесткого полотна, пике. По названию республики Панама в Центральной Америке. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПАНТАЛОНЫ — шоссы, которые получили это название по имени персонажа итальянской комедии Панталоне. Со временем панталоны удлиняются, это заставляет носить их на бретелях (подтяжках), которые становятся частью европейского костюма. В дальнейшем мода вносила разнообразие в мужской костюм, меняя длину и ширину панталон. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПАРЕО — большие платки с яркими рисунками, которые завязываются вокруг бедер или под мышками, используются как элемент пляжной одежды. Их родина — остров Таити. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПАТА — деталь швейного изделия для его декоративного оформления, настроченная или втачанная одним концом в шов. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПАЧКА — пышная короткая многослойная юбка танцовщицы. Впервые была сделана в 1839 г. для М. Тальони, по рисунку художника Э. Лами. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПЕЛЕРИНА — накидка на плечи, обычно не доходящая до талии; воротник в виде такой накидки. Первоначально накидка без рукавов, которую носили паломники. В укороченном виде она появляется в эпоху Возрождения, например, в Испании. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПЕНЬЮАР — домашняя кружевная одежда.

ПЕРЕД — передняя деталь швейного изделия цельновыкроенная или состоящая из частей. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПЕТЛЯ — навесная или вырезанная деталь швейного изделия предназначенная для его застёгивания. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПЛАНКА — деталь швейного изделия в виде полоски материала для обработки и декоративного оформления краёв застежки. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПЛАТОК — четырехугольный кусок ткани; женщины повязывают им голову или накидывают на плечи, мужчины носят на шее.

ПЛАТЬЕ — в широком смысле слова — одежда, в узком — женская одежда первоначально накладная, а затем и распашная. Платье для коктейлей — короткое нарядное платье для приемов и других светских раутов во второй половине дня. Первоначально элемент английской моды. Платье-пальто — платье свободного, прямого или расширенного силуэта, производит впечатление летнего пальто, шьется из сравнительно толстого материала. Вошло в моду в 1967 г. Платье «Принцесс» — платье, не отрезное по талии, прилегающей формы, линия наибольшего прилегания расположена чуть выше талии. Названо так англичанином Вортом, создавшим этот покрой. Платье-рубашка — платье прямого покроя, не отрезное, без фиксированной линии талии. Платье «сафари» — платье прямого покроя с погонами, накладными карманами с клапанами, металлическими пуговицами; на груди пришиты «петли» для патронов. Названо по сафари — охотничьей экспедиции в Африке. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПЛАЩ — в Древней Руси широкая распашная одежда без рукавов, надеваемая внакидку. В XX в. плащом стали называть макинтош, а позже любую подобную верхнюю одежду из легкого плотного материала с водоотталкивающими свойствами, на застежке. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПЛИССЕ — мелкие, не застроченные, приглаженные складки на ткани, могут быть фигурными. Плиссе было известно еще в Древнем Египте. Применяется для отделок юбок, платьев и т.п. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПЕРЧАТКИ — швейное или трикотажное изделие, покрывающее частично или полностью предплечье, ладонь руки и пять пальцев, каждый из них в отдельности. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ПИДЖАК — часть мужского или женского костюма — куртка с отложным воротником и застегивающимися полами. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПИЖАМА — легкий костюм — спальный, домашний, или больничный — из брюк и свободной куртки. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПЛАСТИНА КОЖГАЛАНТЕРЕЙНАЯ — пластина, предназначенная для придания жесткости и предохранения материала изделия в местах крепления ручки. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

ПОГОН — деталь или узел швейного изделия, прикрепленной к изделию в области плеча, для его декоративного оформления. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПОДБОРТ — деталь швейного изделия для обработки краёв разреза переда. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПОДЗАКРЕПКА — деталь швейного изделия предохраняющая место соединения среднего шва брюк с шаговыми от растяжения. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПОДЗОР — деталь кармана, закрывающая подкладку кармана в месте его отверстия. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПОДКЛАДКА — деталь или узел швейного изделия для оформления его изнаночной стороны. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПОЛОТНИЩЕ ЮБКИ — деталь швейного изделия передняя и (или) задняя, покрывающая часть туловища и ног. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПОДРЕЗКА ДЕТАЛИ (МАТЕРИАЛА) — уточнение размеров и контуров по лекалам с применением раскройного оборудования. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПОДШИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — прикрепление подогнутого края детали потайными стежками. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПОКРЫВАЛО — прямоугольный кусок ткани, которым повязывали голову замужние женщины в средние века; покрывало могло носиться на проволочном каркасе. Так же называется традиционный элемент женской одежды у некоторых народов, например, у сирийских арабов, персов. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПОЛО — спортивная рубашка, тенниска, мягкая и легкая, с мягким воротником и застежкой до середины груди, чаще с короткими рукавами. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПОЛОТНО — ткань полотняного переплетения: льняная, хлопчатобумажная, шелковая и штапельная. Полотно из льна, конопли и хлопка было известно еще в древние времена. Используется для изготовления белья, скатертей, сорочек и т.п. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПОНЧО — традиционный шерстяной плащ с вырезом для шеи у индейцев Латинской Америки. В 70-х гг. XX в. приобрел популярность среди женщин и стал элементом женской моды. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПОШИВ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ — изготовление швейных изделий с применением ниточного соединения. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПОЯС — деталь мужской и женской одежды, надеваемая на талию. Пояса известны с бронзового века. В расцвет средневековья существовали пояса верности; вообще пояс считался символом чести и целомудрия, — во многих городах женщины легкого поведения не имели права носить пояса. В разное время пояса то появлялись, считаясь модными, то исчезали; постоянно видоизменяясь, они дожили до наших дней. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПРЕССОВАНИЕ — влажно-тепловая обработка швейного изделия посредством пресса. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРИКЛЕИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — клеевое соединение мелкой детали швейного изделия с основной. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРИМЁТЫВАНИЕ — временное ниточное соединение мелких деталей швейного изделия с крупными. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРИТАЧИВАНИЕ — ниточное соединение мелких деталей с крупными. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРИУТЮЖИВАНИЕ ШВА — уменьшение толщины шва, сгиба или края детали посредством утюжильной обработки. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРОКЛАДКА — деталь или узел швейного изделия для придания устойчивости формы или теплозащиты, расположенные между верхним и нижним слоями материала. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПРОКЛЕЕВАНИЕ ШВА — нанесение клея на края детали в области шва с последующим приклеиванием полоски материала или тесьмы. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРОПАРИВАНИЕ — влажно-тепловая обработка, обеспечивающая насыщение швейного изделия паром. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРУЖИНА КОРСЕТНАЯ — устройство, предназначенное для армирования корсета. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

ПРЯЖКА — застежка, предназначенная для соединения деталей изделия через ремень. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

ПУЛОВЕР — трикотажная фуфайка без воротника и без застежек, надевающаяся через голову. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПУГОВИЦА — застежка, предназначенная для соединения деталей изделия через петлю. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

ПУКЛЯ — деталь, предназначенная для предохранения от износа материала дна и стенок кожгалантерейного предмета. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

Р

РАБОЧИЕ ЧЕРТЕЖИ — деталей или лекал деталей одежды — технический документ, определяющий конструкцию, форму и размеры деталей, технические условия на их изготовление и раскрой; разрабатываются, на все детали, входящие в изделие. Рабочие чертежи в конструкторской документации выполняют в масштабе 1:1 с точностью до 1 мм. В соответствии с ГОСТ на каждом чертеже должны быть проставлены габаритные размеры изделия, нанесены условные обозначения, указывающие на характер технологической обработки детали, направление нитей основы, допускаемые отклонения и др. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАЗДВИГАЕМОСТЬ НИТЕЙ, РАЗДВИЖКА НИТЕЙ — смещение нитей в тканях под воздействием внешних сил. Чаще всего происходит около швов, а также на участках, испытывающих значительные многократные напряжения (пройма, локтевые участки рукавов и т. п.). Возникает из-за недостаточного тангенциального сопротивления взаимному перемещению нитей с ткани (недостаточного трения между нитями). Уменьшить раздвигаемость нитей в швах готовой одежды можно соответствующим подбором конструкции и модели изделия. При изготовлении изделий из тканей повышенной раздвигаемости (например, ацетатного шелка) рекомендуется в конструкциях изделий избегать применения среднего шва спинки, ограничить размеры изделий и др. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАЗЛЕТАЙКА — верхняя одежда (плащ, накидка и т. п.) со свободно расходящимися, не застегивающимися полами. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАЗМЕР — величина изделия в каком-нибудь измерении; мерка, номер, обозначающий величину предмета одежды (например, размер платья, пальто, размер обуви, перчаток).

РАЗУТЮЖИВАНИЕ ДЕТАЛИ ИЛИ ШВА — технологический термин, обозначающий раскладывание припусков ткани на шов или складку на две противоположные стороны и закрепление их в этом положении посредством утюжильной обработки. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) РАМКА—фиксируемая часть замка, закрепляемая на обеих смыкаемых сторонах кожгалантерейного изделия. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

РАСКЕП — участок отложного воротника от конца (от внешнего угла) до линии перегиба; участок, место, где соединяются воротник и лацканы в изделиях с отворотами (пиджачного типа). Зависит от модели и может быть небольшим, средней величины и значительной величины. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАСКЛЁШИТЬ — раскроить в форме клеша, сделать шире к низу. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАСКЛАДКА ЛЕКАЛ — схема расположения лекал деталей швейного изделия; может быть однокомплектной и многокомплектной. Однокомплектная раскладка лекал — это раскладка, включающая комплект лекал деталей одного швейного изделия. Многокомплектная раскладка лекал включает более одного комплекта лекал деталей швейного изделия. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАСКРОЙ МАТЕРИАЛА — разрезание материала (настила), вырезание и вырубание деталей швейных изделий и их частей в соответствии с конструкцией изделия. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАСПАШОНКА — плечевая одежда для новорожденных; шьют из ткани или трикотажа свободной формы, с рукавами, разрезом от верха до низа на спинке или переде; надевают непосредственно на тело. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАССЕКАНИЕ НАСТИЛА — технологический термин, обозначающий разделение настила на части, предназначенные для дальнейшего раскроя. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАССТРАЧИВАНИЕ ШВА — технологический термин, обозначающий прокладывание строчек на деталях для закрепления припусков шва, складки, направленных в противоположные стороны. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАСТРУБ — расширение в виде воронки на предмете или детали; расширяющаяся часть одежды (например, рукава с раструбом). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАСЧЁТ КУСКА МАТЕРИАЛА — технологический термин, обозначающий определение рационального варианта использования каждого куска материала с учетом заданных параметров. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАЦИОНАЛЬНАЯ ШИРИНА ТКАНИ — ширина, которая обеспечивает минимальные межлекальные отходы при раскладке лекал и выкраивании деталей одежды. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ — использование материалов с образованием минимальных отходов. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСТАТКИ МАТЕРИАЛА — остатки, которые можно использовать для изготовления каких-либо изделий на данном предприятии, т. е. там, где они образовались. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РЕГЛАН — покрой рукава, названный по имени английского генерала Реглана, для которого была сшита одежда с рукавами такого фасона, чтобы замаскировать поврежденное плечо. Также фасон одежды, у которой рукав составляет одно целое с плечевым участком изделия; пальто или плащ такого покроя. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РЕЙТУЗЫ — первоначально узкие мужские брюки, обычно для верховой езды, плотно обтягивающие ноги; в настоящее время — длинные облегающие брюки, женские или детские, трикотажные или вязанные из шерсти. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

РЕЛЬЕФНЫЕ ШВЫ — швы, сделанные на поверхности неразрезанного материала, а также соединительные швы, имеющие декоративное значение. Рельефные швы могут быть выполнены с вытачками и без них, на лицевой стороне детали или на изнаночной, заутюженными на ребро или приутюженными. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РЕМЕНЬ — длинная отстроченная полоса из кожи, ткани или др. плотного материала, употребляемая для закрепления чего-либо. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РЕМЕШОК — узкий небольшой ремень. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РУБАШКА — мужская плечевая одежда, употребляемая как принадлежность белья (нательная рубашка) или как верхняя одежда (то же, что и сорочка). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РУКАВ — деталь одежды, покрывающая руку или часть руки; может быть различной длины и конструкции (одношовным, двух- и трехшовным, втачным, реглан, цельновыкроенным со спинкой, полочкой и др.). Рукав долгое время были самостоятельным предметом одежды. У большинства древних народов платье и нижнее белье всегда делали без рукавов. В XII в. появилось множество вариантов рукавов. Только с этого времени следует говорить о возникновении кроя прочно вшитого рукава. У него было много разновидностей: мешкообразные, висячие рукава-крылья, воронкообразные, присборенные, в складку. Позднее появились рукава с прорезями, а также сильно присборенные. XV и XVI вв. были эпохой сменных рукавов, которые богато и пышно декорировались. В XVII в. рукав опять вернулся к своей нормальной форме. В XIX в. форма рукава имела также большое разнообразие. Одновременно были модными рукава, имеющие широкий, почти шарообразный верх, а ниже локтя плотно облегающие руки, и рукава узкие в плечах, у запястья стянутые широкой лентой, спускающиеся вниз, образуя широкую, шарообразную форму. XX в. возвращается к естественным линиям и формам рукава. Однако фасоны и конструкции их стали очень выразительны и разнообразны. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РУКАВИЦЫ — предмет одежды, закрывающий всю кисть руки; род перчаток с одним пальцем (для большого пальца руки) или с двумя (для большого и указательного пальцев). (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

РЮШ — полоска ткани, по середине собранная в сборку или заложенная в складки. Выкраивается по косой или поперечной нити. Идет на отделку платьев, блузок и т.п. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

С

САРАФАН — традиционное женское платье, обычно без рукавов у народов северных и центральных областей Восточной Европы. Существовало множество разновидностей по покрою и тканям. Это же название употреблялось в старину для обозначения мужского длинного кафтана особого покроя. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

СВАРКА ДЕТАЛЕЙ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ — неразъёмное соединение деталей или слоёв термопластичного материала посредством их расплавления. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

СВИТЕР — теплая фуфайка без застежек, с высоким воротом надевающаяся через голову. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

СКЛЕИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — клеевое соединение двух и более деталей швейного изделия или слоёв материала. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

СМЕТЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — временное ниточное соединение двух или более деталей швейного изделия. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

СМОКИНГ — в переводе с английского — «одежда для курильщика». Английский государственный деятель Дизраэли (1804—1881), бывший светским человеком и большим франтом, придумал экзотический туалет для курения: шелковый халат с длинным воротником-шалью, сделанным из блестящей ткани, на голову надевалась небольшая шапочка с кисточкой; как смокинг, так и шапочка должны были защищать одежду и прическу от скверного запаха табака. Постепенно смокинг превратился в мужской вечерний элегантный костюм, у которого всегда делают шелковые отвороты. Вначале смокинг шили только черного цвета, затем появились темно-синие, темно-зеленые, коричнево-красные и белые смокинги, — неизменными остаются только блестящие отвороты. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ НИТОЧНОЕ — соединение деталей швейного изделия ручными или машинными стежками. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

СОРОЧКА — мужская и женская рубаха; женское нижнее белье. Сорочка ночная — появилась в период готики, до этого времени спали либо нагими, либо в той одежде, в которой ходили днем. Обычной ночной одеждой сорочка становится только в XIX в. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

СПИНКА — задняя деталь швейного изделия цельновыкроенная или состоящая из частей. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

СПОРТИВНЫЙ СТИЛЬ — стиль, который специалисты называют стилем лендлордов (крупных феодальных землевладельцев в средневековой Англии). Это одежда свободного покроя из грубоватых тканей: шотландки, замши, твида, кожи и т.п. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

СТАЧИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — ниточное соединение деталей швейного изделия по совмещённым краям. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

СТЕКЛЯРУС — ломаные, рубленные из стеклянного прута пронизки, не скругленные. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

СТОЙКА ВОРОТНИКА — вертикально расположенная часть воротника, оформляющая отгибающуюся часть воротника. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

СТРАЗ — искусственный драгоценный камень; стекло для имитации драгоценных камней, подцвеченное металлическими оксидами. Используется для украшения одежды и аксессуаров. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

СУТАЖ — вид тонкой тесьмы, служащей для отделки одежды, для макраме и пр. Выпускается различных цветов. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

СУТЮЖИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — уменьшение линейных размеров деталей швейного изделия на отдельных участках посредством влажно-тепловой обработки для придания желаемой формы. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

Т

ТАЛИЯ — наиболее узкая часть туловища между грудью и бедрами. Так же называется и часть верхней одежды, прилегающая к этому месту.

ТАНГЕНЦИАЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ — трение материалов. У текстильных материалов силы трения и сцепления (цепкости) проявляются одновременно. Их характеристикой служит сила Тангенциальное сопротивление — сила, которая препятствует перемещению двух тел в плоскости их касания. Такие свойства текстильных полотен как сопротивление истиранию, скольжение материала, осыпаемость нитей из срезов ткани, раздвигаемость нитей в швах, распускаемость трикотажа определяются силами трения волокон, нитей и пряжи, из которых изготовлены эти полотна. От трения зависят и условия выполнения многих технологических операций изготовления одежды — настилание полотен, раскрой, конструкции швов, методы обработки открытых срезов и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТАЧАТЬ — устаревший термин в портновском деле: шить сквозной строчкой (тачать одежду). Отсюда — стачать, притачать, обтачать детали и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕКСТИЛЬ — общее название прядильно-ткацких изделий (ткань, трикотаж, нетканые полотна, нитки, сетки и пр.). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕКСТИЛЬНАЯ ЗАСТЁЖКА — то же, что велкро, «липучка», застежка, состоящая из двух лент. Лицевая сторона одной из них покрыта петлями из мононитей, лицевая сторона другой — петлями из мононитей с боковым разрезом, т. е. крючками. При соединении двух лент крючки входят в петли, и происходит застегивание. Разъединяются две ленты при их раздирании со значительным усилием. Текстильные застёжки используется в одежде и обуви. Изобрел застежку швейцарец Ж. Деместрель, который по аналогии с растением репейник сделал «липучку». Он запатентовал открытие в 1956 г., патент купили США, через несколько лет «липучки» появились во всем мире. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕКСТУРА — особенности строения твердого вещества, обусловленные характером расположения его составных частей. Текстура текстильных материалов характеризуется расположением волокон в пряже, видом крутки и степенью скрученности, видом переплетений при ткачестве и вязании, отделкой и др. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕЛОГРЕЙКА — стёганая ватная куртка, ватник. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕЛЬНЯШКА — матросская трикотажная поперечно-полосатая (в синюю и белую полоски) рубашка, надеваемая на тело. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕННИСКА — трикотажная верхняя рубашка с короткими рукавами. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕПЛОЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА — свойства, характеризующие способность материалов для одежды предохранять организм человека как от лишних тепловых потерь в холодное время, так и от перегрева в жаркое. Теплозащитные свойства зависят от теплопроводности волокон и нитей материалов, их плотности, толщины и отделки. Теплопередача через ткани одежды — сложный процесс, т. к. осуществляется разными путями: теплопроводностью, излучением, проведением паров влаги, выделяемой телом, конвекцией. Самое холодное, обладающее наибольшей теплопроводностью волокно, — лен, самое теплое — шерсть. Наиболее высокие показатели теплозащитные свойства имеют толстые плотные шерстяные ткани с начесом, шерстяные ватины, натуральный длинноворсовый мех. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕСЬМА — узкое плетеное или вязаное плоское изделие из хлопчатобумажной, штапельной, вискозной пряжи и текстурированных нитей; используется для отделки, окантовки деталей одежды, а также для завязывания, скрепления чего-либо. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОДЕЖДЫ — описание художественного оформления модели, особенности изготовления изделия, спецификация материалов и деталей, сложность обработки и др. сведения, необходимые для изготовления изделий в условиях производства. Техническое описание является одним из важнейших документов, необходимых для технологического расчета потоков. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ — описание технологического процесса изготовления швейных изделий с указанием последовательности неделимых операций и соответствующих данных о технологических параметрах каждой операции, средствах оснащения и трудовых нормативах. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — свойства текстильных материалов, оказывающие влияние на технологические процессы изготовления одежды (процессы резания, раскроя, пошива, выбора оборудования, режима влажно-тепловой обработки и др.). К технологическим свойствам относятся: сопротивление резанию, скольжение, осыпаемость, прорубаемость, усадка, способность материалов к формообразованию и формозакреплению, раздвигаемость нитей в швах, жесткость, драпируемость, толщина, поверхностная плотность. К этой группе свойств следует отнести также свойства, которые проявляются в эксплуатации: легкость ухода, восстановление формы изделий после стирки и химической чистки. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ ОДЕЖДЫ — такое конструктивное решение деталей, узлов и изделия в целом, которое позволяет при его изготовлении и ремонте применять наиболее прогрессивные методы обработки и сборки на производственных потоках и дает в результате высокую производительность труда и минимальную себестоимость продукции. Технологичность конструкции определяет степень прогрессивности технологии, степень механизации и автоматизации труда, трудоемкость и материалоемкость изделия. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТЕХНОЛОГИЯ ОДЕЖДЫ — совокупность приемов и способов изготовления одежды; предусматривает изучение, разработку и совершенствование технологических процессов переработки тканей, трикотажных и нетканых полотен и др. материалов (кожи, меха) в одежду, начиная с процессов раскройного производства, процессов обработки отдельных деталей и узлов, их соединения и сборки, процессы влажно-тепловой обработки и заключительные отделочные операции, а также контроль качества сборочно-соединительных операций и готовых изделий. Технология одежды излагает способы производства (массовый или по индивидуальным заказам), описывает средства, применяемые для соединения деталей, режимы влажно-тепловой обработки, технологические процессы изготовления конкретных видов одежды (пальто, платье, костюм и т. д.), технологический расчет потоков, технологическую документацию и др. В определенные периоды своего развития технология получает дополнительные характерные названия, обозначающие те или иные ее особенности: унифицированная (поузловая), прогрессивная (клеевая), малооперационная. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТИПОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ОДЕЖДЫ — наиболее характерная конструкция, выявленная при проведении типизации. На основе данных о типовой конструкции разрабатывается базовая конструкция, которая принимается в качестве основной. Множество моделей одежды можно представить ограниченным числом базовых конструкций, использование которых при разработке конструкций новых моделей позволяет сократить затраты времени на проектирование одежды, совершенствовать и унифицировать их технологическую обработку и др. Разработка базовых конструкций одежды производится на средние размер и рост внутри каждой размерной и полнотной группы населения. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТИПОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ — разработка типовых (однотипных) конструкций, деталей, узлов и изделий, технологических процессов, предназначенных для массового или серийного производства. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) ТКАНИ — изделия, образованные в процессе ткачества переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей основы (продольных) и утка (поперечных). Применяются и дополнительные системы нитей, служащие для образования ворса, петелек, узоров и т. п. Ткани вырабатываются в виде полотен или штучных изделий (платки, скатерти), имеют малую толщину (не более 5 мм), значительную ширину (до 1,5 м, иногда до 2,0 м) и длину до 20-40 м. Узкие ткани, шириной до 0,4 м, называют лентами. С появлением усовершенствованных ткацких станков и механизацией ткацкого производства, выработка тканей ускорилась, их структура и внешний вид стали значительно разнообразнее. Все вырабатываемые современные ткани классифицируют на бытовые и технические. Бытовые ткани используют для изготовления бытовой одежды и бытовых швейных изделий. Эти ткани вырабатывают почти из всех видов волокон и нитей. В зависимости от видов волокнистого состава их подразделяют на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые (из натурального шелка и из химических нитей). Выделяют ткани однородные (из одного вида волокон или нитей, либо с примесью не более 10% др. видов); смешанные — из нитей, полученных из нескольких видов волокон; неоднородные — в которых чередуются различные виды. По назначению бытовые ткани делят на бельевые, платьевые, костюмные, пальтовые, мебельно-декоративные и др. По структуре пряжи — на ткани из кардной, гребенной и аппаратной пряжи. По характеру отделки — на суровые, отбеленные, гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые, ворсовые. По виду дополнительной обработки — на аппретированные, мерсеризованные, тисненые, гофрированные, несминаемые, малоусадочные и др. По переплетению — на простые, сложные, мелкоузорчатые, крупноузорчатые. Виды тканей, отличающиеся друг от друга хотя бы одним показателем заправочных данных (толщина нитей, число их на единицу длины и ширины, переплетение и т. д.), обозначаются условными номерами — артикулами. Свойства тканей можно условно классифицировать на: — геометрические (толщина, ширина, длина); — механические — характеризующие отношение ткани к действию механических сил (прочность, растяжимость, жесткость, драпируемость, несминаемость и др.); — физические (проницаемость, поглощаемость, тепловые, оптические, электрические и др.); — усадочные — способность изменять размеры при стирке, влажно-тепловой обработке; — износостойкие — способность противостоять воздействиям различных разрушающих факторов (стойкость к истиранию, многократному растяжению и др.); — формовочные — способность образовывать и сохранять форму в одежде. Технические ткани используют для изготовления деталей машин, установок, сооружений, а также технических изделий. Наибольшее распространение получили: кордная прорезиненная ткань (для каркасов авиа- , авто- и велопокрышек шин); рукавные ткани передаточных устройств (пожарные рукава и др.); фильтровальные (для улавливания твердых частиц из жидкостей, газов и воздуха). Кроме того, технические ткани используют для парашютов, оболочек надувных сооружений, тентов (брезенты), в качестве заменителей кожи (кирза). Вырабатываются технические ткани почти из всех видов, текстильных волокон и нитей. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТОК — головной убор, шляпа или шапочка без полей. Появилась в европейском мужском костюме в XVI в. Это была небольшая бархатная шапочка с высоким верхом. Затем маленький высокий ток появился в женском костюме в XVII в. Позже ток укрепился в женской моде, его делали из фетра или непушистого меха (норка, каракуль и др.), украшали перьями, вуалью, драгоценностями, искусственными цветами и др. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТОЛСТОВКА — широкая с короткой застежкой у горловины, длинная в складку мужская блуза, которую носили с поясом. Названа по имени русского писателя Л. Н. Толстого, носившего такую блузу. Толстовка была почти основной повседневной одеждой мужчин (особенно номенклатурных работников) в Советском Союзе в период военного коммунизма (с 1917 по 1928 гг.). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТОП — легкая блузка, майка предельно простой формы на бретельках, которые могут по-разному завязываться: на плечах, на шее, перекрещиваться на спине, на груди. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ТРАФАРЕТ — в швейном производстве это полотно крафт-бумаги или клеенки, на котором по контурам лекал в раскладке пробиты отверстия. Его используют при раскрое материалов для изделий, фасоны которых длительное время не изменяются. Трафарет кладут на настил, припудривают мелом, отчего на верхнем полотне настила остаются пунктирные контуры деталей. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТРЕНЧКОТ — английское название шинели. Тренч — термин, обозначающий фасон одежды, напоминающей шинель. В начале 60-х гг. XX в. тренчкотом стали называть пальто (иногда и плащи) с глухой застежкой, отложным воротником, погончиками, с поясом и шлевками, хлястиками, любое пальто, имеющее сходство с шинелью или напоминающее армейский плащ или жакет. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТРИКО — плотная тяжелая костюмная или брючная ткань узорчатого плетения (костюмная имеет мелкий рисунок и идет на мужские костюмы и детскую одежду, а брючная, более плотная, — на шитье брюк); трикотажная одежда, плотно облегающая тело, которая используется как театральный или спортивный костюм; трикотажные женские панталоны. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ТРУСЫ — спортивные короткие штаны из легких тканей, а также принадлежность мужского, женского и детского нательного белья. Трусы спортивные, мужские и для мальчиков, шьют на поясе или с эластичной тесьмой, из сатина, ситца, саржи. Конструкции спортивных трусов зависят от видов спорта и являются частью экипировки футболистов, гимнастов, велосипедистов, пловцов и т. д. (например, трусы велосипедистов сравнительно короткие, прострочены по боковым линиям, по шаговой линии, сзади нашита овальной формы подкладка из оленьей замши или трикотажного полотна). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Т-СИЛУЭТ — заимствован из народной одежды простого, примитивного покроя типа просторной русской рубахи. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ТУАЛЕТ — одежда, наряд, преимущественно женский.

ТУЛУП — длинная распашная, не крытая сукном меховая одежда, не отрезная по линии талии, с высоким воротником; изготовляется из овчины белого, желтого или черного цвета. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ТУНИКА — в современной моде — нечто среднее между платьем и блузкой свободного кроя: для платья она коротка, для блузки — длинновата. Носят тунику чаще поверх брюк, иногда поверх платья.

У

УБОР ГОЛОВНОЙ — швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

УЗЕЛ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ — сложное соединение деталей, отдельных частей детали швейного изделия. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

УКОРАЧИВАНИЕ ОДЕЖДЫ — отрезать, т.е. укоротить низ швейного изделия, сделать одежду более короткой.

УКРАШЕНИЕ — придание одежде красивого, нарядного вида.

УСАДКА — изменение размеров материалов при определенных условиях и различных воздействиях. Различают линейную усадку, (по одному из измерений), поверхностную и объемную. Принято определять усадку, на которую изменяются линейные размеры изделия как величину, выраженную в процентах от первоначальных размеров. Усадка считается положительной, если размеры изделия уменьшаются, и отрицательной, если размеры изделия увеличиваются. Отрицательная садка наблюдается у тканей и трикотажных полотен, выработанных из текстурированных, сильнорастяжимых нитей. В зависимости от вида волокон, структуры материала, напряжений, полученных в процессе переработки, а также температуры влаги и длительности ее воздействия усадка материала может быть больше или меньше. Усадка материалов приводит к изменению размеров изделий при носке, что ухудшает их внешний вид, а иногда делает непригодными для дальнейшей эксплуатации. Принудительная усадка достигается специальной утюжкой и позволяет придать отдельным участкам изделия необходимую форму при влажно-тепловой обработке. Принудительная усадка имеет значение при изготовлении одежды из шерстяных тканей. Чистошерстяные и полушерстяные ткани с большим содержанием шерстяного волокна обладают пластичностью, способны к растяжению с последующей фиксацией растянутых участков утюжкой или прессованием. Такие свойства шерстяных тканей позволяют придавать одежде ту или иную форму не только при пошиве, но и при различных способах влажно-тепловой обработки, например, при сутюживании (сутюживание концов вытачек и др.). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

УТОК — поперечные нити ткани, расположенные перпендикулярно к нитям основы и переплетающиеся с ними в процессе ткачества. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Ф

ФАЛДЫ — мягкие, округлые складки, которые образуются на ткани под действием собственной тяжести. В конструировании — это один из приемов кроя при создании определенного силуэта. Конусообразная форма складок при формообразовании достигается разными способами: при выкраивании детали под углом 45° к нитям основы и утка; при спрямлении кривизны среза детали; при использовании поперечной фигурной вытачки на свободно расположенной детали. Наиболее характерные фалды можно наблюдать в юбках кроя «солнце-клеш». Также нижние части разрезной спинки на фраке, сюртуке, мундире. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ФАРТУК — то же, что передник; изделие из ткани или др. материалов для предохранения одежды от загрязнения; используется как в домашних, так и в производственных условиях. Долгое время был одной из главных частей крестьянской одежды многих народов и сохранился в ней до настоящего времени. Ф. является также частью многих национальных костюмов. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ФАСОН — покрой, модель, по которой изготовлена одежда, головной убор, обувь и т.п.; внешняя форма изделия. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) ФАСОННЫЙ — сделанный по определенному фасону; рельефный или имеющий сложную конфигурацию. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ФАТА — легкое женское полупрозрачное покрывало (из тюля, кисеи, кружев), головной убор невесты. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ФИГАРО — разновидность короткой свободной женской кофточки до талии или чуть выше, надеваемой поверх платья. Может быть с рукавами или без них. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ФОРМОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ОДЕЖДЫ — принудительное придание объемной формы деталям из плоского текстильного полотна и закрепление этой формы в процессе швейного производства. Получаемая объемная форма деталей при этом должна соответствовать силуэтной форме одежды и форме тела человека. Формование деталей достигается тремя способами: — конструктивным способом — при разработке конструкции изделия с максимальным членением его на части и с использованием вытачек, рельефов, складок и т. д.; — влажно-тепловой обработкой — путем изменения геометрических размеров полотен на отдельных участках деталей, с учетом деформационных свойств материала, что возможно только для чистошерстяных тканей; — комбинированным способом, сочетающим в себе элементы двух названных способов. Применение того или иного способа формования деталей одежды определяется фасоном изделия, видом текстильного полотна, его формовочными свойствами, конструкцией изделия. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ФОРМОВОЧНАЯ СПОСОБНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ — способность образовывать пространственную форму деталей одежды путем изменения геометрических размеров материалов на отдельных участках и устойчиво сохранять эту форму. Формовочная способность материалов характеризуется: формообразованием и закреплением формы. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ФРАК — английский суконный сюртук с вырезанными полами спереди и узкими длинными фалдами сзади. Вошел в моду в конце XVIII в. Во Франции шили его иногда из шелковой ткани и покрывали вышивками; такой фрак служил парадной одеждой. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ФУРАЖКА — головной убор, мужской или для мальчиков, с жестким околышем и козырьком. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ФУРНИТУРА — вспомогательные материалы. Одежная фурнитура включает пуговицы, кнопки, крючки, петли, пряжки, застежки-молнии, текстильные застежки, пряжки для поясов. К обувной фурнитуре относят металлическую (гвозди, блочки, пряжки и т. д.) и химическую фурнитуру — различные отделочные материалы (воски, кремы, краски). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ФУТБОЛКА — трикотажная спортивная сорочка. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ФУФАЙКА — короткая теплая поддевка — байковая, вязаная шерстяная, стеганая. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Х

ХАЛАТ — комнатная домашняя одежда восточного покроя. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ХЛЯСТИК — деталь швейного изделия, которая используется для регулирования степени прилегания изделия к телу или для декорирования. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

ХОЛЬНИТЕН — заклёпка, состоящая из пустотелой заклёпки и головки, представляющей собой втулку с крышкой, предназначенная для неразъёмного соединения деталей. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ — творческая деятельность, направленная на совершенствование предметов и форм одежды, связанная с поиском и предметным выражением художественного образа будущего изделия. Основная задача, решаемая художником-дизайнером, заключается в согласовании внешней формы с внутренней структурой изделия, его функцией и назначением, обликом потребителя и окружающей среды. Средствами создания художественной конструкции являются пропорциональные соотношения, принцип симметрии и законы пластики. Художественное конструирование ведется в тесном творческом контакте с инженерным, с привлечением технологов и других специалистов в области проектирования одежды. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Ц

ЦЕЛЬНОКРОЕНЫЙ, ЦЕЛЬНОКРОЙНЫЙ — выкроенный вместе с другой частью или деталью одежды (например, цельнокроеный воротник, т. е. воротник, выкроенный вместе с бортами). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЦЕПНОЙ СТЕЖОК — часть ниточной строчки между двумя проколами иглы, полученная с помощью петлителя. В строчках, полученных из цепных стежков (так называемых цепных строчках), переплетение нитей происходит на одной стороне сшиваемых материалов. Также вид строчки на лицевой и изнаночной стороне различен. Цепной стежок бывает одно- , двух- и многониточным. Цепной стежок допускает значительное удлинение вдоль строчки и поэтому обычно используется при стачивании эластичных (например, трикотажных) материалов. Главный недостаток цепных строчек — распускаемость и больший расход ниток, чем при использовании строчек из челночных стежков. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Ч

ЧЕЛНОЧНЫЙ СТЕЖОК — элемент ниточной строчки между двумя проколами иглы, полученный с помощью челнока. В строчках, образованных из челночного стежка (так называемой челночной строчке), переплетение ниток происходит в середине материала; вид строчки на лицевой и изнаночной сторонах одинаковый. Челночный стежок бывает в основном двухниточным, а также трехниточным (при работе с двумя иглами и одним челноком). Челночные стежки используют для стачивания тканей, т. к. он считается нераспускающимся, и при вышивании. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЧУЛКИ — женские и детские изделия машинной или ручной вязки, надеваемые на ноги и имеющие длину выше колен. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ЧУЛКИ-ГОЛЬФ — вид чулочно-носочных изделий; короткие (до колен) чулки на резинке. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЧАШКА — деталь швейного изделия, покрывающая грудь. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

Ш

ШАБЛОН — трафарет, образец, по которому изготавливаются какие-либо одинаковые швейные изделия. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ШАЛЬ — тканое, трикотажное или вязаное полотнище разного вида и размера, прикрывающее плечи. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ШАЛЬВАРЫ, ШАРОВАРЫ — штаны, очень широкие в бедрах, часто со сборками на талии, сужающиеся к голени. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ШАПКА — мужской, женский и детский головной убор, обычно теплый; в отличие от шляпы, мягкий без полей. Является также предметом зимнего обмундирования в армии. Изготовляют шапки из натурального или искусственного меха, кожи, фетра и др. материалов, на подкладке, а зимние — на утепляющей прокладке. Форма и конструкция зависят от моды. К классическим меховым шапкам относятся боярки, московская, гоголь, шапка-ушанка, папаха, кубанка; олимпийская, спортивная и др. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ШАПКА-УШАНКА — русский головной убор из натурального меха; состоит из мехового верха: козырька, наушников, назатыльника, головки. Шьется на утепляющей прокладке, выстеганной вместе с подкладкой. Шапка-ушанка может быть цельномеховой или комбинированной (с кожей, сукном, драпом). Для изготовления используют мех кролика, ондатры, нутрии, овчины особой обработки, каракуля, смушки, мерлушки, белки, лисицы, северных собак и других животных. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ШАРФ — платочно-шарфовое изделие, имеющее формы прямоугольника. Разновидностью шарфа является кашне. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ШВЕЙНЫЕ НИТКИ — нитки, используемые в швейном производстве для скрепления деталей одежды. Швейные нитки, различные по сырьевому составу, структуре и способу производства. В основу классификации ассортимента ниток положены признаки, определяющие их свойства: сырьевой состав и структуру. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ШЕВРОН — нашивка из галуна на рукаве форменной одежды, обычно в виде острого угла, для определения воинских званий и числа лет службы для сверхсрочников. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ШИНЕЛЬ — длинное форменное пальто особого покроя, со складкой на спине и с хлястиком; предмет солдатского обмундирования многих армий. В русской армии впервые шинель с высоким стоячим воротником была введена в 1802 г. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ШИРИНА ТЕКСТИЛЬНОГО ПОЛОТНА — расстояние между краями полотна, измеряемое вместе с кромками или без них в направлении перпендикулярном нитям основы.

ШИРИНКА — передний разрез брюк, застежка-молния или другого вида.

ШЛЕЙФ — часть женского платья — удлиненный подол спинки, тянущийся по земле. Используется в свадебных нарядах и для платьев на торжественные случаи.

ШЛЁВКА — деталь, предназначенная для продевания в неё и удержания другой детали. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения) ШОРТЫ — брюки выше колен. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ШЛИЦА — продольный разрез на спинке, в боковых швах и в др. местах изделия. Шлица может быть расположена в среднем шве, в боковых и отделочных швах мужских и женских верхних изделий — пальто, пиджаках и т.п. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ШЛЯПА — мужской или женский головной убор, с полями или без них, головка может быть разной формы. Современные шляпы, мужские и женские, изготовляют различных форм и конструкций и из различных материалов, но самым распространенным является фетр. Фетровым шляпам придают различный вид — они могут быть ворсовыми и гладкими, мягкими и жесткими. Кроме того, изготовляют из тканей, трикотажа, кожи, замши, соломки и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ШЛЯПНАЯ ЛЕНТА — лента из вискозных нитей, натурального шелка или из вискозных нитей в сочетании с хлопчатобумажной пряжей; репсового или ложнорепсового переплетения с ярко выраженным эффектом рубчика, который образуется за счет применения более толстой пряжи в утке. Обычно эти ленты гладкокрашеные, имеют ширину 20-50 мм. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ШНУР — вязаные, плетеные или витые изделия из крученых нитей. Вырабатываются из хлопчатобумажной пряжи, вискозных или ацетатных нитей, капрона и др. Используются для отделки одежды, головных уборов, для завязывания или закрепления деталей, а также для технических целей. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ШНУРОК — тонкий узкий шнур. Обычно используется для завязывания или закрепления застежек. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ШОВ — место скрепления деталей одежды, обуви и других изделий. По способу выполнения бывает ниточным, клеевым и сварным. Самый распространенный — ниточный шов, который выполняют различными способами в зависимости от вида материала, вида изделия, места его расположения, имеющегося оборудования, даже направления моды и т.п. Клеевой шов применяют при изготовлении изделий с использованием термопластичных материалов (клеевых нитей) в основном в тех случаях, когда скрепляемые детали при носке одежды испытывают нагрузки, направленные на их сдвиг, или подвергаются незначительным нагрузкам. Сварной шов применяют при изготовлении изделий из пленок или термопластичных материалов. Его получают обычно тепловым, ультразвуковым или высокочастотным способами. Если не требуется герметичность соединения, то для уменьшения жесткости сварного шва его прокладывают пунктирным. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ШТАНЫ — то же, что и брюки.

ШТРИПКА — тесьма, пришитая внизу к спортивным или детским брюкам и продеваемая под ступню. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ШТРИПКИ — петли, пришитые к брюкам, рейтузам, к разного рода накладным голенищам. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ШТУКОВАТЬ — зашивать, штопать так, чтобы были незаметны шов, штопка. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ШУБА — верхняя удлиненная одежда из меха или на меху. Различают крытые (с верхом из ткани) и нагольные (не покрытые тканью). Старинные русские шубы были широкими, просторными, отрезными по линии талии, с большим отложным воротником. Шубы шили с таким расчетом, чтобы их можно было надеть поверх кафтана или зипуна; например, санные шубы, предназначавшиеся для зимних поездок в санях. Нагольные шубы делали из распространенной и доступной всем шубной овчины; крытые заморским бархатом и шелком боярские шубы были на дорогом меху. Для шуб использовали мех лисиц и соболей, куниц и бобров, был и подешевле мех — из белки и зайца. Современные шубы — пальто из натурального или искусственного меха. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Э

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — свойства, которые характеризуют способность одежды удовлетворять потребности человека в удобстве и комфорте на этапе эксплуатации в системе «человек — изделие — среда». Одежда помогает человеку создавать зону комфорта, т. е. зону хорошего самочувствия. Эргономические свойства оценивают показателями, определяющими степень соответствия одежды функциональным возможностям и психофизиологическим особенностям человека, его антропометрическим характеристикам в статике и динамике, показателями гигиеничности, а так же удобством пользования изделием в различных производственных и бытовых условиях. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — отражают способность одежды удовлетворять эстетические потребности человека. К эстетическим свойствам одежды относят ее информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, туше или гриф материалов и др. Эстетические свойства оценивают показателями, определяющими степень соответствия одежды общественному эстетическому идеалу, сложившемуся стилевому направлению, вкусам и моде. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Ю

ЮБКА — поясная одежда женская и для девочек различной длины, зависящей от моды, покрывающая нижнюю часть фигуры. Также часть женского платья от талии внизу. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЮБКА-БРЮКИ — вид поясной одежды; появилась около 1830 г. как часть спортивной одежды. Брючный покрой юбок-брюк заметен только при ходьбе, т. к. скрывается глубокими складками. Такая одежда удобна для отдыха, для занятия туризмом. Современные юбки-брюки шьют как для каждого дня, так и в качестве выходной молодежной одежды. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЮБКА-ГОДЕ — шести- , восьмиклинка (клиньев может быть больше), расклешенная от линии бедер или линии колен. Клинья имеют сложную конфигурацию и значительное расширение к низу. Юбка-годе подчеркивает талию и четко обрисовывает бедра. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЮБКА НИЖНЯЯ — швейная или трикотажная поясная одежда для женщин и девочек различной длины, одеваемая под юбку или платье. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ЮБКА-ПОЛУСОЛНЦЕ — юбка, конструкция которой представляет на плоскости полукруг. Ее кроят с одним швом, расположенным сзади по нитям основы. Спереди ткань выкраивают по нитям утка. Фалды юбки-полусолнца образуются по бокам фигуры — т. е. в местах, где нити основы и утка расположены в косом направлении. Юбку-полусолнце можно сделать плиссе или с равномерно расположенными складками, начинающимися от линии бедер, а также со сборками по линии талии. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЮБКА-СОЛНЦЕ — юбка, конструкция которой представляет на плоскости круг. В отличие от других она не имеет конструктивного шва, если ширина ткани 140-150 см (если ширина ткани меньше, то требуются надставки или боковые швы). Юбка-солнце не выявляет бедер благодаря большому количеству равномерно расположенных фалд. Можно добиться еще большего количества фалд, соединив два «солнца» вместе. По линии талии излишки ткани формируют в виде небольших равномерных мягких защипов, плиссе или сборок. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Я

ЯПОНКА — название цельнокроеного рукава, заимствованного вначале XX в. из национального японского костюма кимоно; так же называют иногда блузку или платье с таким рукавом. Рукав может иметь разные пропорции, пройму по желанию располагают на разной высоте; если она расположена низко, доходит до талии, рукав называют «летучая мышь». (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)



Серия сообщений "Шитьё":

Часть 1 - Детские тапочки "Мышата"
Часть 2 - Элементы одежды
...
Часть 13 - Словарь швейных терминов А-И
Часть 14 - Словарь швейных терминов К-О
Часть 15 - Словарь швейных терминов П-Я
Часть 16 - Новогодний костюм "Мышонок" для сыночка
Часть 17 - Детские вожжи (поводок)
...
Часть 28 - Подушка "Спящая кошка" (МК)
Часть 29 - Летнее платье на бретелях
Часть 30 - Сарафан из шифона




Серия сообщений "Словарь швейных терминов":

Часть 1 - Словарь швейных терминов А-И
Часть 2 - Словарь швейных терминов К-О
Часть 3 - Словарь швейных терминов П-Я


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Граньи - Дневник Граньи | Лента друзей Граньи / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»