Симфония №3 "Илья Муромец" Рейнгольда Глиэра - памятник славянской культуре.
[показать]Рейнгольд Морицевич Глиэр (1875 — 1956)-cоветский композитор, дирижер, педагог, народный артист СССР.
Глиэр - продолжатель традиций русской музыкальной классики. Значительное место в творчестве Глиэра занял театр, и, в частности, балетная музыка, в которой особенно выделились сочинения "Красный мак" и "Медный всадник".
В симфонических произведениях Глиэр продолжил линию эпического симфонизма. Наиболее популярны его концерты для арфы с оркестром (1938) и колоратурного сопрано с оркестром (1943). Автор произведений для различных инструментов. Оперы Глиэра сыграли большую роль в развитии музыкальных культур Азербайджана и Узбекистана.
III.Праздник у киевского князя Владимира Красна Солнышка
IV.Героическая смерть Ильи Муромца
Третья симфония "Илья Муромец", написанная для расширенного (особенно в медной группе) состава оркестра, - самое монументальное оркестровое сочинение Глиэра. В основу ее программы положен былинный "Сказ о богатыре Илье Муромце - крестьянском сыне". Симфония посвящена А. К. Глазунову, чье оркестровое мастерство всегда так восхищало Глиэра. Образный строй Третьей симфонии продолжает линию первых двух, являя пример достойного развития "богатырских" традиций русской симфонической музыки.
Создавая в музыке повествование о жизни и подвигах народного героя Ильи Муромца, композитор не счел возможным отойти от наиболее распространенной былинной версии, не захотел и прерывать повествования на победной ноте. Ведь помимо идеи патриотизма для Глиэра важны были и этические моменты, в частности заложенные в эпилоге, когда богатыри потехи ради вздумали вызвать на бой "Силу нездешнюю". Об этом свидетельствует эпиграф к симфонии. Для него композитор выбрал мелодию и слова духовного песнопения (стихиры) малого знаменного распева, где говорился о том, что только смерть во имя жизни, только подвиг, совершенный для блага людей, достоин почитания. http://intoclassics.net/_nw/12/57763.jpg
**********
Эпилог симфонии «Илья Муромец» вызывал недоумение у части исследователей, особенно тех, кто плохо был знаком с народным эпосом. Некоторые даже упрекали композитора в пессимизме. А нужно сказать, что обстановка в России после поражения революции 1905 года и в преддверии империалистической войны вполне к этому располагала. Но Глиэр не был пессимистом.
Он искренно и глубоко любил русский народ и его культуру. «Моя любовь к этому народу, — писал он,— выразилась в том, что я стал изучать народную музыку, когда-то думал выработать специально русский музыкальный язык и болел, болел страшно тем, что по крови я не русский (хотя по матери и славянин)». Глиэр верил в силы русского народа, в его будущее и потому, подобно Бородину, автору «Китежа» Римскому-Корсакову, создателю картины «Три богатыря» Васнецову, Гречанинову, чья опера «Добрыня Никитич» шла в Большом театре в начале века, и многим другим, изучал далекое прошлое и образы героев воскрешал в своих произведениях.
Нашествия врагов на Русь, битвы при Калке, на поле Куликовом стоили жизни многим русским богатырям. Особенно много их полегло, когда пала Киевская Русь. Но народ не хотел мириться с их гибелью, верил, что придет время, восстанут богатыри, освободят родину, и в соответствии с этим слагал легенды. В ту пору родился и сказ об окаменении Ильи и его дружины.
**********
Третья симфония Глиэра исполнена была впервые 23 марта 1912 года в Москве в Большом зале консерватории в Десятом симфоническом собрании РМО под управлением Эмиля Купера и произвела очень сильное впечатление. Некоторые, правда, искренне удивлялись смелости композитора, взявшегося после Бородина (!) за «богатырскую» тему, и пытались, сравнивая произведения двух композиторов, искать недочеты в «Илье Муромце». Но это не помешало симфонии приобрести огромную популярность.
Л. Стоковский писал Глиэру: «Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре, — музыку, которая выражает силу русского народа». Высоко оценив образный строй симфонии, ее эмоциональное воздействие, он еще отмечал, что произведение это является также «замечательным образцом архитектоники большого масштаба, подобным силуэту огромной горной цепи, наблюдаемой на расстоянии». Симфония вызывала интерес у самой широкой аудитории.
В 1914 году решением Попечительного совета за симфонию «Илья Муромец» Глиэру была присуждена Глинкинская премия.
После Октябрьской революции симфония звучала во многих городах нашей страны под управлением автора.