[показать]
[показать]
Есть в этом нечто неестественное, на первый взгляд. Однако на проблему ведь можно взглянуть и по-другому. Адвенчура — это в первую очередь история, которую рассказывают нам разработчики. Геймплей, конечно, важен, но без сюжета ни одна представительница жанра на полку с хорошими играми не попадет. Так что, пока у истории нет конца, пока она рассказана лишь до половины, мы опять-таки не можем составить полноценное впечатление о ней.
Первая половина Broken Age была чудесной, почти образцовой. Восторг игроков и критиков от этого творения Тима Шейфера (Tim Schafer) оказался палкой о двух концах и отозвался космическими ожиданиями, возложенными на вторую часть игры. Вопрос о том, удастся ли Шейферу и Double Fine удержать столь же высокую планку и в дальнейшем, был отнюдь не праздным. Почти полуторагодовая пауза между двумя неразрывно связанными частями целого слегка настораживала. До последнего момента, разумеется, когда выход второго акта расставил все точки над всеми релевантными буквами.
[показать]
Напомним в двух словах, как развивались события до сих пор. Мальчик Шай благополучно, но скучно жил на космическом корабле под надзором вездесущего вроде бы искусственного интеллекта с явными материнскими чертами. Однажды он встретил гигантского антропоморфного волка по имени Марек, и этот волк втянул его в работу по спасению несчастных маленьких созданий, а заодно настроил против мамы-компьютера и заставил поверить в собственную исключительность, избранность и прочие такие же громкие слова. Примерно в это же время девочка Велла чудом избежала съедения страшным летающим монстром Мог Чотрой, которому обитатели ее региона регулярно приносили в жертву юных и прекрасных девиц. Приключения привели героев к встрече: Велла попыталась убить чудовище, когда оно прибыло в очередную деревню для похищения и последующего гипотетического поедания очередной девушки. Ей удалось подбить Мог Чотру, вот только «труп» оказался сбитым космическим кораблем — тем самым, на котором летел Шай. Попытка выяснить отношения с коварным похитителем дев закончилась печально: девочка споткнулась и полетела внутрь корабля, а Шай оказался снаружи.
С этого момента и начинается второй акт, в котором выясняется, что «в действительности все не так, как на самом деле».
Внимание! Дальше возможны спойлеры, которые могут испортить вам удовольствие от игры, если вы еще не прикасались к Broken Age: Act 2 .
[показать]
Если в начальной части истории мы только знакомились с реалиями игрового мира, с восторгом осматривали и ощупывали все вокруг, то теперь нам предстоит пробежка по местам уже известным. Это возможность увидеть созданную Шейфером вселенную с новой стороны. Шай оказывается в окружении, в котором недавно «приключалась» Велла, а девушка вынуждена теперь действовать в до боли знакомых, хотя и слегка разрушенных интерьерах космического корабля.
Внезапно выясняется, что искусственный интеллект «Мама», как и искусственный интеллект «Папа», совсем не то, что мы о нем думали на протяжении всего первого акта. Шейфер перехитрил нас намеками, заставив думать о ключевых персонажах нечто в корне неверное, а теперь раскрыл карты, превратив самый очевидный и логичный вариант разгадки в совершенно неожиданный. Даже жертвоприношение девиц, которое в конце первого эпизода так легко обернулось спасением несчастных созданий, оказывается в итоге действительно жертвоприношением. Быть может, от некоторых разгадок хотелось бы дождаться большего, но не будем придираться: история получилась вполне связной, цельной и не без подтекста.
Мотив взросления, который так отчетливо звучал поначалу, во втором акте слегка припорошен обилием событий и необходимостью как-то разрешить основные конфликты центральной фабулы. Тем не менее нельзя сказать, что здесь этой «песни» нет. Шай наконец-то начинает действовать самостоятельно — не в тепличных условиях корабля и не по наводке странного волка, а по собственной инициативе. Родители, которые всегда кажутся ребенку некими всемогущими силами, по мере его взросления становятся живыми людьми со своими желаниями, слабостями и чаяниями. Так и здесь мальчик обнаруживает, что «искусственный интеллект», оберегавший его до настоящего времени, вовсе не искусственный.
[показать]
Геймплей, на первый взгляд, остался прежним. Поскольку оба акта неразрывно связаны между собой общей сюжетной линией, мы начинаем вторую порцию приключений с полными карманами. Предметы, прихваченные еще в первой части, непременно найдут свое применение в ходе дальнейших событий — и способ их использования может оказаться весьма извращенным.
Дело в том, что господа из Double Fine вняли стенаниям сообщества и отсыпали игрокам сложных загадок. Сложнее, чем в первом акте. Существенно сложнее, если говорить откровенно. Столь внезапная метаморфоза окончательно превратила Broken Age: Act 2 в классический квест, словно вышедший прямиком из девяностых. К нашим услугам — нестандартное использование предметов, самые настоящие головоломки и перекрестное прохождение, которое предполагает, что мы не можем добраться до конца линии каждого из персонажей, не переключаясь между героями.
Эта особенность, кстати, не всегда угадывается сразу: мы ведь привыкли к тому, что Шай и Велла были автономны! Можно до бесконечности пытаться понять, как влияют сочетания разноцветных треугольников различной формы на починку робота, но так и не догадаться, что для решения головоломки нам нужно оставить в покое Шая и помочь Велле пройти часть ее пути. В некоторых случаях сведения, полученные в первом акте, только мешают нам правильно оценить обстановку во втором. Скажем, удав, которого Шай называет «мистером Обнимашкой», может внезапно превратиться из грозной опасности в совершенно необходимую для прохождения… деталь. Чтобы понять, как именно можно его использовать, нам придется «забыть все, чему нас учили в школе», то есть в предыдущей части истории.
[показать]
Поговори со мной!
Диалогов в игре по-прежнему очень много. Broken Age стоило затеять ради одних только разговоров и шуток. С большинством персонажей мы успели познакомиться еще в первом акте, но это не мешает им проявить себя с новой, неожиданной стороны и во второй части адвенчуры. Или с ожидаемой, но от этого не менее милой. Чудесны якобы слепые «друидки», улетающие в конце концов обнаженными в закат на гигантской птице. Прекрасен Шай, который приходит в неописуемый восторг, когда обнаруживает, что удав действительно опасен и на самом деле хочет мальчика задушить. Восхитительно говорящее дерево, что теперь ненавидит Веллу, зато любит «древесные шутки» — то есть каламбуры, построенные на игре слов и затрагивающие тему деревьев хоть как-нибудь.
Шейфер походя иронизирует над массой жанровых клише. Досталось и замусоленной до дыр в научной фантастике теме «машины времени», и космическим баталиям, и банальной до зубовного скрежета, но почему-то все еще обожаемой сценаристами идее «веры в себя», якобы способной решить все проблемы. Чего стоит одна только сцена встречи Шая с Алексом, капитаном второго такого же космического корабля-монстра! Шай думает, что Алекс — он сам из будущего; его собеседник, в свою очередь, считает, что мальчик прибыл из его прошлого. Их заблуждение длится недолго, но тем не менее успевает доставить нам несколько очень забавных минут.
[показать]
Плюсы: интересный и небанальный сюжет; динамичное развитие; яркие характеры персонажей; непростые, но логичные головоломки; тонкий юмор.
Минусы: слишком длительный перерыв между двумя актами при отсутствии какой бы то ни было сюжетной вводной в начале второй части.