|

Сегодня, 15 февраля, православные верующие отмечают один из важнейших церковных праздников — Сретение Господне. Он относится к числу двунадесятых праздников — тех, что посвящены земным событиям жизни Богородицы и Христа.
Дата праздника выбрана не случайно и связана с евангельским рассказом, который представлен в Евангелии от Луки (Лк. 2:22–40).
Слово «сретение» с древнеславянского языка переводится как «встреча». Именно встреча человечества с Богом — главная суть этого праздника
История Сретения Господня

Когда Иисусу исполнилось 40 дней, родители принесли его в храм Иерусалимский, чтобы совершить обряд очищения.
У древних евреев существовала традиция, согласно которой мать, родившая мальчика, должна была прийти с младенцем в Иерусалимский храм через 40 дней после рождения — чтобы совершить обряд очищения и принести жертву. К слову, в случае рождения девочки женщина могла появиться в храме только через 80 дней, поскольку до этого времени считалась «нечистой».
Кроме того, на 40-й день после рождения первенца иудеи, по Моисеевому закону, посвящали мальчиков Богу. Этот закон был установлен в память об исходе из Египта и освобождении евреев от рабства.
Согласно Писанию, Иисус был рожден от Девы Марии через непорочное зачатие, а значит, проводить обряд не требовалось. Однако Богородица уважала традицию и решила ее соблюсти.
И в этот же день и час по вдохновению Духа Божия пришёл в храм старец Симеон.
Это был один из образованнейших людей своего времени — и самый старый человек на земле. Византийский историк Никифор Каллист, живший в XIV веке, предположил, что святой Симеон мог быть одним из семидесяти двух учёных переводчиков Библии с еврейского на греческий язык (их называют еще семьюдесятью толковниками). Этот перевод (по-гречески «Септуагинта» — то есть «Семидесяти») был сделан по повелению египетского царя Птолемея II Филадельфа. Никифор Каллист пишет, что когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7:14) — и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился Ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.
Клеймо иконы «Праведный Симеон Богоприимец с житием»
Когда же родители принесли младенца Иисуса, Симеону было уже 360 лет. Вдохновленный Святым Духом, он подошел к ним, взял ребенка на руки и произнес знаменитые слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов, свет к просвещению языков и славу народа Твоего Израиля». (Лк. 2:29-32). Также он предсказал Марии, что ее сын будет предназначен для «падения и восстания многих в Израиле».
Эти слова выражают признание того, что Иисус — это обещанный Мессия, который принес свет не только для Израиля, но и для всех народов мира
В тот день в храме находилась и пророчица Анна, вдова, которая проводила всю свою жизнь в молитвах и постах. Она подошла к семье Иисуса в тот момент, когда Симеон держал Богомладенца на руках, и также воздала благодарение Богу, провозгласив, что ожидание Того, кто принесет искупление Иерусалима, окончено.
Философский смысл праздника
Встреча как момент преображения

Изображение: Образ Богомладенца Христа на руках святого праведного Симеона Богоприимца
Для Симеона встреча с Иисусом стала кульминацией всей его жизни, ведь он многие годы ждал этого момента — возможности увидеть Спасителя и утвердиться в своем духовном поиске. Это символизирует признание Бога как высшей истины, которая может освободить человека от ограниченности его существования.
Сретение Господне в философском смысле — это не просто встреча старца Симеона с Мессией, а встреча человека с Богом. Это момент перемены, прозорливости и самопознания
Философски можно рассматривать Сретение как символ личного опыта, когда человек, несмотря на все свои сомнения и поиски, наконец встречает тот свет и истину, которые освещают его путь. Это встреча, которая преображает личность, открывает новые горизонты и дает смысл жизни.
Новый и Ветхий Завет: символ перехода
При этом Сретение — это и момент перехода от старого к новому. Ветхий Завет, который символизируют Симеон и Анна, встречает Новый Завет, который принес Христос. Это событие можно интерпретировать как философский переход от одной эпохи к другой, от старых норм и правил, основанных на законе, к новой реальности, построенной на любви и благодати.
Христос как Мессия представляет собой новую этическую реальность, где главное не внешний закон, а внутреннее состояние сердца.
Народные обычаи
В народной традиции на Сретение Господне тоже есть свои особенности. В некоторых регионах России праздник связывают с наступлением весны. Считается, что в этот день солнце начинает «побеждать» холод, а весна приближается. Поэтому раньше на Сретение часто устраивали гуляния, народные праздники и ярмарки.
Некоторые народные традиции этого дня связаны с домом и семейными отношениями. В этот день было принято зажигать огонь в доме, чтобы очищать жилище от нечистых духов и злых сил. На Руси верили, что огонь, освященный в церкви на Сретение, способен приносить благословение дому. Вместе с тем в этот день набирали воду из колодцев — она считалась священной.
Сретение Господне имеет особое значение и в аграрном календаре, так как связано с тем, что в этот период наступает время зимней оттепели, когда дни начинают становиться длиннее, а ночь — короче. Для крестьян это был важный момент, когда начинался подготовительный период к весенним полевым работам. Праздник был своеобразным переходом от зимы к весне, и поэтому в народной традиции Сретение сопровождалось предсказаниями о том, какой будет весна и лето.
Приметы
На Сретение солнце светит — весна скоро наступит.
Если на Сретение дождь — будет хороший урожай.
На Сретение Господне зима с весной встречаются — будут частые оттепели.
День Сретения Господня в 1992 году объявили Всемирным днем православной молодежи. Обоснование выбора звучало так: «… Царство Божие близ нас, оно явлено в Богочеловеческой природе Христа, обновляющего и омолаживающего каждый день нашу жизнь. Это то, чем призвано быть Движение православной молодежи: приглашение встретить Бога и быть изменённым этой встречей».

|