• Авторизация


КАК НА РУСИ ОТМЕЧАЛИ ДЕНЬ НИКОЛАЯ УГОДНИКА 19-12-2023 13:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

19 декабря православные верующие вспоминают одного из самых почитаемых святых — Николая Чудотворца или Николая Угодника.

Никола Зимний (Никола Холодный, Николин день)

 На Руси день Николы Зимнего ждали с нетерпением и праздновали с размахом, даже несмотря на пост. Объяснялось это особым отношением наших предков к святому.

Зимний Никола вел с собой никольские морозы. Об этом времени крестьяне говорили: «Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!», «Привезли зиму на санках до Николы – вот тебе и жданная оттепель!»

По преданию, 6 дек. Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по Русской земле, обходя ее «обыденкой» из конца в конец. У русских существовал сказ о состязании Николы-угодника с Ильей-громовником. В давние времена жил-был мужик. Николин день завсегда почитал, а в Ильин нет-нет да и работать станет, а про Илью-пророка и думать забыл. Вот как-то раз идет Илья-пророк с Николою полем этого самого мужика, идут они и смотрят – на ниве зеленя стоят такие славные, что душа не нарадуется. «Вот будет урожай, так урожай!» – говорит Никола. «А вот посмотрим! – отвечает Илья. – Как спалю я молнией и выбью градом все поле, так будет мужик правду знать да Ильин день почитать!» Поспорили и разошлись в разные стороны. Никола-угодник сейчас к мужику: «Продай, – говорит, – скорее ильинскому попу весь хлеб на корню; не то ничего не останется, все градом прибьет!..» Мужик послушался. Прошло ни много, ни мало времени: собралась-понадвинулась грозовая туча, страшным градом и ливнем разразилась она над нивой мужика, весь хлеб как ножом срезала. На другой день идут мимо Илья с Николою, и говорит Илья: «Посмотри, каково разорил я мужиково поле!» А Никола-угодник в ответ ему, что хлеб-де давно мужиком на корню продан. «Постой же, я опять поправлю ниву, будет она вдвое лучше прежнего!» Никола опять к мужику и заставил его выкупить побитое поле. Меж тем откуда что взялось – стала мужикова нива поправляться: от старых пошли новые, свежие побеги. Дождевые тучи то и дело носятся над полем и поят землю: чудный уродился хлеб – высокий да густой, сорной травы совсем не видать, а колос налился полный-полный, так и гнется к земле. Пригрело солнышко, и созрела рожь – словно золотая стоит в поле. Много нажал мужик снопов, много наклал копен, уж собрался возить да в скирды складывать. На ту пору идет Илья с Николою; узнает Илья, что поле мужиком выкуплено, и говорит: «Постой же, отыму я у хлеба спорость! Сколько бы ни поклал мужик снопов, больше четверика зараз не вымолотит!» Никола-угодник идет к мужику и советует ему во время молотьбы больше, как по одному снопу, не класть на ток. Стал мужик молотить, что ни сноп, то и четверик зерна: все закрома, все клети засыпал рожью, и все еще много остается; пришлось строить новые амбары.

Св. Николай Чудотворец представлялся в воображении русского народа то в образе «доброго деда» (Никола-милосливый), то в виде сурового старца; то облик его отличался богатырской поступью, напоминающей «походочку» Миколы Селяниновича, сына Матери-Сырой-Земли. Ему приписывалась не только власть над морями, не только защита хлебородных полей, но и мн. др.



Вместе с Ильей-пророком и Михаилом-архангелом русские приписывали св. Николаю Чудотворцу участие в перевозе душ христианских через реки огненные, отделяющие пределы земные от мира загробного. 

Приходским праздником была так называемая Никольщина, отмечалась в течение 3–4 дней с приглашением всех родственников и друзей. Это был «обетный» праздник, готовясь к встрече которого варили всей деревней на общий счет пиво, распиваемое до последней капли в один день (кроме Николы-зимнего это совершалось и в некоторые др. праздники). В старину на Николу привозили мужики новгородские к обедне в церковь жареных петухов, баранину и караваи хлеба. Часть этого отдавалась причту церковному за молебен, а остальное шло на угощение съезжавшихся и сходившихся на братчину.

«Николить» – праздновать Никольщину – является в то же время равнозначащими словами: пить, гулять, пьянствовать. «Наши заниколили», – говорили на Руси. «Что наковал, то и прониколил», «Дониколился до сумы». Крылатое слово народное рисовало яркую картину деревенского веселья, связанного с зимней Никольщиной. Вся эта картина составлялась из поговорок вроде: «Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьет, а того Маланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют!», «Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы не ведали, что ребята только брагу пьют!», «На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Никольщины валяются под лавкой», «Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится!». В этих поговорках русские сами подсмеивались над своим обычаем. Тем не менее, о Никольщине говорили так: «Никольщина красна пивом да пирогами!», «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пироги печет!», «Городская Никольщина на санках по улице бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьет», «Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет!»

День, посвященный Церковью памяти св. угодника Божия, ведающего «все воды и все броды», был днем первого хлебного торга. «Цены на хлеб строит никольский торг», «Никольский обоз для боярской казны дороже золота!», «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!». Длинная цепь подобных хозяйственных поговорок замыкалась наиболее точной из них: «Никольский торг всему указ».

В крестьянском быту Николин день был сроком для разного рода сделок, платежей, хозяйственных договоров. На ярмарках складывались цены на хлеб и др. продукты. На посиделки девушки пряжи не брали, надевали праздничные наряды да хороводы с песнями веселыми водили.

В Поморье Никола Зимний был рубежом между осенней и зимней путиной. Заканчивался лов семги, наваги, камбалы, трески. Рыбаки возвращались домой. А после Николы уходили на морской зверобойный промысел. Начинался и последний лов сельди. С Николы Зимнего молодежь начинала готовиться к святочным посиделкам, шить наряды, готовить маски для ряженых.
 Родители женихов и невест в этот день договаривались о датах сватовства. После этого вместе шли в храм, на вечерний молебен святому Николаю.

Сергей Сочивко "Никола Зимний"

 

 

Автор текста: А. Коринфский

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КАК НА РУСИ ОТМЕЧАЛИ ДЕНЬ НИКОЛАЯ УГОДНИКА | OLGA_MON - ВСЕЛЕННАЯ МОЕЙ ДУШИ | Лента друзей OLGA_MON / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»