• Авторизация


РУССКИЙ КОСТЮМИРОВАННЫЙ БАЛ 1903 ГОДА 03-12-2023 21:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

В 1903 году Романовы дали последний в истории императорской России грандиозный костюмированный бал, посвященный основателю императорской династии Михаилу Федоровичу. 290 лет Династии еще не подозревающей о том, что пройдет без малого 15 лет и трагически канет в историю одна из Великих монархий Европы. А тогда было весело, шумно интересно…

Это был самый роскошный в истории семьи Романовых костюмированный бал - маскарад 13 (26) февраля 1903 года. Но следует заметить, что это был не первый и не последний бал в царской России. Самый последний бал состоялся годом позже – в 1904 году. Предшественником бала 1903 года стал бал в стиле «à la russe», устроенный двадцатью годами ранее, в январе 1883 года, Великим князем Владимиром Александровичем и его супругой в их собственном дворце в Санкт-Петербурге. Это было время правления Императора Александра III, который был ярым русофилом и приверженцем идеи русского национализма. Но балы, особенно маскарады, Александр III не любил и за все время его правления в Зимнем дворце не состоялось ни одного бала, что, впрочем, не мешало членам царской семьи устраивать их в собственных резиденциях. 

Как родилась идея бала, с кем обсуждалась и кто ее автор?

Об этом известно из дневников последнего директора Императорских театров Владимира Аркадьевича Теляковского: «…11 января 1903 (29 декабря 1902) министр мне также сообщил по секрету еще о желании Императрицы устроить последний Эрмитажный спектакль в виде костюмированного русского бала. Мысль эта явилась за завтраком, на котором присутствовал Павел Васильевич Жуковский, который, между прочим, сказал, что Император Петр Великий был враг России и уничтожил все русское, как-то бороды, костюмы и т.д. Этим мнением был обижен барон (Прим. Владимир Борисович Фредерикс) и стал за завтраком защищать нововведения Петра I, говоря, что если бы мы теперь все были одеты в русские костюмы, то походили бы на китайцев, посольства которых, приезжая в своих национальных костюмах, возбуждают в Европе смех. Жуковский же доказывал Государю и Императрице, что национальные русские костюмы много художественнее наших фраков и шитых придворных мундиров. Императрица и пожелала видеть эти костюмы национальные на балу во дворце. Барон мне сказал, что, вероятно, обратятся ко мне по поводу рисунков костюмов, ибо обо мне упоминали. То же мне подтвердил и граф Бенкендорф, к которому я заезжал после Министра, чтобы поговорить об Эрмитажных спектаклях. Решение этого вопроса пока отложено, колебание происходит из-за большого расхода для приглашенных».

В эти же дни в дневнике директора императорского Эрмитажа (до 1889 года директора императорских театров), Ивана Александровича Всеволожского, появится запись с нотками осуждения затеи Александры Федоровны:

2/15 января. Четверг. Императрица задумала дать костюмированный бал в Эрмитаже 11 февраля. В этот вечер Шаляпин споет один акт из «Бориса Годунова» Мусоргского, и она хочет, чтобы публика была в костюмах эпохи царя Алексея. Однако публика недовольна. Лишних денег ни у кого нет. Русские костюмы стоят сумасшедших денег — шелковая камчатная ткань, сукно, расшитое золотом и серебром, меха очень дороги. К тому же танцевать в тяжелых платьях и шубах доставляет мало удовольствия. Определенно, у бедной Александры Федоровны несчастливая рука и склонность к неуместным вещам».

Александра Федоровна и Николай II рассматривали бал не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора, продолжая традиции, завещанные славными предками рода Романовых далекого допетровского времени. И несмотря на все сомнения, споры и пересуды, бал состоялся на славу. Обычно сдерживающий свои эмоции Николай II, был впечатлен балом и записал в своем дневнике:

«Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми».

Русский военачальник, приближенный Николая II, дворцовый комендант, генерал-майор Свиты, Владимир Николаевич Воейков отметил:

«Впечатление получилось сказочное – от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

Бал 1903 года состоял из двух частей. 11 февраля 1903 года, в Зимнем дворце состоялся торжественный вечер, а 13 февраля - грандиозный костюмированный бал.

11 (24 февраля) гости собирались в Романовской галерее Зимнего дворца, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Федор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка"» и Чайковского "Лебединое озеро"» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой).

Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами. Это была вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 «танцующих офицеров». Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале. После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. 

Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Федоровна - в костюм царицы Марии Ильиничны. Неслучайно были выбраны и разработаны детали исторического костюма Императора Николая II. Специально для бала из Оружейной палаты были переданы реликвии русских Царей: жемчужные запястья сына Царя Иоанна IV, Федора Иоанновича, а также подвеска Императора Петра I. Во время бала Император Николай II опирался на доставленный из Оружейной палаты золотой посох Царя Алексея Михайловича (Тишайшего). Таким образом, бал уже являлся не просто красивым культурно-историческим мероприятием, но олицетворял собою историческое единство русского общества, которое веками консолидировала царская власть Помазанника Божьего.

 

Запона-подвеска царя Петра Алексеевича

Запона-подвеска царя Петра Алексеевича
Золото, драгоценные камни; чеканка, резьба, эмаль.
Основное собрание Оружейной палаты

 

Жезл Посох царя Алексея Михайловича

Жезл (посох) царя Алексея Михайловича
 Золото, драгоценные камни, жемчуг, железо; литье, чеканка, резьба, эмаль. Основное собрание Оружейной палаты

 

 

Русская Царица блистала высотой своего положения. Воссозданный образ «большого наряда» Царицы XVII столетия восхищал И. А. Всеволожского:

«Императрица Александра была очень красива в царском ‟большом наряде”: с тиары, покрытой бриллиантами, изумрудами и жемчугом, спадали две ленты, поверх них спускались украшения в виде оливковых ветвей, заканчивающихся стрелами из бриллиантов. На платье из сукна, затканного матовым золотом, вышит рисунок жесткой серебряной нитью. Широкая лента, расшитая бриллиантами, охватывала шею и шла по нижнему краю барм. Одним словом, это было великолепно».

Нельзя не отметить благородство Царской семьи и их заботу о ближних в делах милосердия. После бала Императрица Александра Федоровна отдала свое дорогостоящее платье, что отмечено в дневниковой записи И. А. Всеволожского от 27 марта 1903 года:

«Императрица передала мне свой костюм, в котором была на балу 11 февраля. Поручено написать акварель, изображающую Императрицу в костюме. С этой картины сделают хромолитографию для альбома, посвященного балу. Фотографии продавали на ярмарке, организованной Великой княгиней Елизаветой Федоровной в Москве, платили за них 3 и 6 рублей. Я узнал, что ярмарка за 4 дня принесла в фонд бедняков Москвы 103000 рублей».

Княгиня Зинаида Юсупова и великая княгиня Елизавета Федоровна. Фото из открытого источника

Великая Княгиня Елизавета Федоровна, признанная на этом балу первой красавицей, являла собой образец гармонии и вкуса. Она предстала в костюме русской княгини XVII века, состоящего из светлого ле́тника, шитого золотом спереди и по подолу, и мехового ожерелья, лежащего на груди и плечах. Летник – это верхняя накладная, сильно раскошенная книзу длинная одежда с длинными, очень широкими внизу рукавами. Основное декоративное оформление летника располагалось на шейно-плечевом поясе и внизу рукавов. Рукава летника украшали во́швами – треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шёлком. Широким концом вошву прикрепляли у запястья, острый свешивался вниз. Руки приходилось держать согнутыми в локте, чтобы вошвы не мялись и хорошо просматривались. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь. Летник украшали бобровым ожерельем – накладной круглой меховой пелериной с потайной застежкой. Мех для таких ожерелий подкрашивали обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица. Когда вместе с княгиней Юсуповой Елизавета Федоровна вышла солировать в русском танце, от великолепного зрелища было невозможно отвести глаз.

Отдельно стоит отметить и удивительные по своей красоте костюмы Великого князя Сергея Александровича, а также Великой княгини Елизаветы Федоровны. Накануне бала, 12 декабря 1902 года, великокняжеская чета, находясь в Москве, заказывала вышивки для своих костюмов у монахинь московского Новодевичьего монастыря. И хотя одежды великокняжеской четы не сохранились, однако остались фотографии, благодаря которым их можно описать. 

 

Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.

 

 

Великолепие костюмированного бала Романовых в раскрашенных фотографиях 1903 года 1

Княгиня Зинаида Юсупова

 

 

 

undefined

Гости бала

undefined

Офицеры Преображенского лейб-гвардии полка

Лучшие фотографы Санкт-Петербурга выполняли одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями - около двухсот изображений. Альбомы распространялись (за определенную, довольно высокую, плату) с благотворительной целью, в первую очередь, среди участников бала.

После бала все участники этого удивительного праздника сфотографировались для памятного альбома в Петербургском Эрмитаже, а также сделали отдельный снимок в Московском Кремле. 

 

Бал 1903 года, безусловно, произвел колоссальное впечатление не только на российское общество, но и на зарубежных ценителей искусства. Царские облачения были настолько живописны и обладали таким ярким и богатым декором, что в описаниях ведущих иностранных газет русскую одежду сравнили с «солнцем, убранным звездами». Европейское общество было потрясено роскошными драгоценными нарядами.

После грандиозного успеха бала 1903 года в Российской Империи начался новый этап национально-культурного возрождения. В России произошел так называемый «русский бум», выразившийся в повышенном интересе светского общества к национальной культуре и русским традициям. Благодаря творческим талантам Царской семьи бал 1903 года стал знаменательным событием и послужил духовному переосмыслению русского исторического наследия. Национальная культура и духовные традиции, любовь к Отечеству и русской самобытности – все эти аспекты в полной мере отобразилось в духовно-исторической концепции костюмированного бала. И сегодня, спустя 120 лет, бал 1903 года служит примером для творческого вдохновения. С уверенностью можем сказать, что вся культурно-просветительская деятельность Царской семьи была целиком посвящена духовно-нравственному преображению русского народа и возвращению к родным истокам российской культуры.

Материал взят из открытых источников интернета

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЙ КОСТЮМИРОВАННЫЙ БАЛ 1903 ГОДА | OLGA_MON - ВСЕЛЕННАЯ МОЕЙ ДУШИ | Лента друзей OLGA_MON / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»