
Тридцатилетнее правление императора Российского Николая I ознаменовалось небывалым подъемом русской культуры. Государь держал руку на пульсе всей культурной жизни России. Монарх содействовал публикации Полного собрания русских летописей, сочинений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова и других русских писателей, поощрял творчество К.П.Брюллова, О.А.Кипренского, А.А.Иванова и других художников, продвигал оперы М.И.Глинки на сцену императорского театра.
Непростые отношения сложились у царя с М.Ю.Лермонтовым. Хотя поэт и принадлежал к древнему русскому дворянскому роду Столыпиных, он был всего лишь одним из подданных властителя империи, первейшим долгом которого было почитание Бога и служение царю и Отечеству.
Однако, Николай I проявил не просто заинтересованность, но и оставил отзыв о романе "Герой нашего времени" и персонажах - поручике Печорине и штабс-капитане Максиме Максимыче. Роман, опубликованный весной 1840г. тиражом 1000 экземпляров, был тепло принят общественностью и вызвал восторженные отклики В.Г.Белинского, Н.В.Гоголя и других литераторов. Николай I не разделял восторгов публики.
В июне 1840г. Николай I с супругой посетили маленький курортный городок Германии Бад-Эмс,знаменитый своими минеральными источниками. Неотложные дела позвали царя в Россию, а Александра Федоровна осталась в Эмсе. Николай в сопровождении Бенкендорфа и Орлова сел на пароход "Богатырь" и отправился в Петергоф. С собой венценосец захватил подаренные ему две книжки романа "Герой нашего времени". Читал его царь в течение всей поездки и по ходу прочтения излагал свои мысли о нем в письме к жене.
13 июня - первое упоминание о романе Лермонтова:
«Я работал и читал всего Героя, который хорошо написан. Потом мы пили чай с Орловым и болтали весь вечер; он неподражаем».
Утром 14 (26) июня путешественник вновь приступил к чтению. В три часа дня царь пишет:
«Я работал и продолжал читать сочинение г. Лермонтова. Второй том я нахожу менее удачным, чем первый. Погода стала великолепной, и мы могли обедать на верхней палубе. Бенкендорф ужасно боится кошек, и мы с Орловым мучим его — у нас есть одна на борту. Это наше главное времяпрепровождение на досуге».
В семь часов вечера роман был дочитан.
«За это время, я дочитал до конца Героя и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде.
Это то же самое изображение презренных и невероятных характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах. Такими романами портят нравы и ожесточают характер. И хотя эти кошачьи вздохи читаешь с отвращением, все-таки они производят болезненное действие, потому что в конце концов привыкаешь верить, что весь мир состоит только из подобных личностей, у которых даже хорошие с виду поступки совершаются не иначе как по гнусным и грязным побуждениям. Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству! Но это ли цель нашего существования на земле? Люди и так слишком склонны становиться ипохондриками или мизантропами, так зачем же подобными писаниями возбуждать или развивать такие наклонности! Итак, я повторяю, по-моему, это жалкое дарование, оно указывает на извращенный ум автора.
Характер капитана набросан удачно. Приступая к повести, я надеялся и радовался тому, что он-то и будет героем наших дней, потому что в этом разряде людей встречаются куда более настоящие, чем те, которых так неразборчиво награждают этим эпитетом. Несомненно, кавказский корпус насчитывает их немало, но редко кто умеет их разглядеть. Однако капитан появляется в этом сочинении как надежда, так и не осуществившаяся, и господин Лермонтов не сумел последовать за этим благородным и таким простым характером; он заменяет его презренными, очень мало интересными лицами, которые, чем наводить скуку, лучше бы сделали, если бы так и оставались в неизвестности — чтобы не вызывать отвращения. Счастливый путь, г. Лермонтов, пусть он, если это возможно, прочистит себе голову в среде, где сумеет завершить характер своего капитана, если вообще он способен его постичь и обрисовать».
Особых комментариев "высочайшая рецензия" не требует. В письме видна рука самодержца и четко прописано, какая литература нужна русскому читателю и какая ему противопоказана.
Не вдаваясь в литературоведческий разбор произведения и творчества Лермонтова в целом, отметим лишь, что "Герой нашего времени" стал художественным явлением в русской словесности первой половины XIX века и первым психологическим русским романом.
Автор: В.М.Ломов "Сто великих писем и дневников"