Когда девочки только появились на свет, счастливые родители, назвавшие их Верой и Людмилой, дали обеим малышкам общее домашнее прозвище "рунчики" - сокращенное от "Верунчика".
Может быть, именно с этого момента началось подсознательное выделение отцом именно Веры - на все последующие годы она станет его любимицей.
"У Веры мой характер", - говорил отец, видя в ней продолжательницу своего дела. Она неизменно была рядом, помогала и поддерживала. Став взрослой и получив профессию искусствоведа, стала и соавтором его книг.
Но близость к отцу не всегда помогала. Были моменты, когда тень великого Лихачева становилась серьезным препятствием. Сам Дмитрий Сергеевич Лихачев рассказал обэтом в дневниковых записях, опубликованных уже после его кончины.
Дмитрий Сергеевич описывал один из самых сложных периодов в жизни дочери - момент ее трудоустройства в 1959 году после окончания факультета теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Параллельно занятиям в Академии художеств добросовестная Вера, выбравшая специализацией Византию, дополнительно ходила на занятия в ЛГУ - изучала греческий язык.
По совету знакомых, Лихачев направил дочь в Государственный Эрмитаж. Поначалу она устроилась экскурсоводом. Позднее перешла на аспирантскую ставку в отделе Византии.
Руководителем Веры Дмитриевны стала хранительница Отдела Византии и Ближнего Востока Алиса Владимировна Банк. Друг семьи, переводчик, советский антиковед и историк античности, профессор Дмитрий Павлович Каллистов, рекомендуя Вере будущего еще руководителя, подчеркнул: "Работает одна, уже пожилая, помощь будет нужна".
Вера и прежде, отрабатывая практику в византийском отделе, обратила внимание на царивший в архивах беспорядок. Но главная сложность оказалась вовсе не в огромном объеме работы. С первых шагов почувствовав в молодой сотруднице конкурента, Алиса Владимировна стала препятствовать ее продвижению.
И — началась война. Алиса Владимировна всюду, где могла, сообщала: «Дочка у Лихачева бесталанная, но всемогущий папа толкает ее!» Лихачев страдал. Понимал, что его имя и помогает дочке — и сильно мешает. Как бы успешно ни работала она, злонамеренные люди будут шептать: «Дочь Лихачева!» Понимал, что это месть людей ему, элементарная зависть: «О! Вознесся!» И от этого никуда не денешься. Оборотная сторона славы. Его тронуть боятся — мстят дочке.
А ведь Вера так старалась, столько работала!.. За что это ей? Когда в профкоме образовалась путевка в Англию и Вера хотела поехать, Банк отказала ей в положительной характеристике под предлогом: «Не участвует в общественной работе». Хотя добросовестная, отзывчивая Вера всегда выполняла все, о чем ее просили.
Приближалось время защиты диссертации. Иметь у себя в отделе такую специалистку, кандидата наук — явно не укладывалось в планы Банк. Она вдруг пригласила Лихачева в Эрмитаж для «беседы по душам». Они сели с ним в зале Малых голландцев, и Алиса Владимировна начала внушать Лихачеву: к сожалению, его дочь лишена исследовательских способностей, не умеет мыслить и даже просто как-то увязать отдельные явления между собой. Обвинений в адрес Веры было много, но Лихачев, вполне подготовленный, методично и убедительно разбивал все обвинения Банк. Отбив все удары, Лихачев встал и удалился.
К предзащите Вериной диссертации в Отделе Византии Алиса Владимировна тщательно подготовилась, подготовила и тех, кто должен был выступить. Особенно резко высказывался профессор М. С. Лазарев. Предзащита была провалена.
Дмитрий Сергеевич, как мог, успокоил расстроенную дочь, и, посовещавшись, они нашли выход: защищать диссертацию не в Эрмитаже, а в Академии художеств, где Веру любили. На защиту ее диссертации в Академию художеств пришла Алиса Банк с большой «группой поддержки», собираясь сорвать защиту. Но здесь было не ее царство! Защиту вел проректор академии профессор И. А. Бартенев. Он сразу же объяснил Банк, что она не может выступать, потому что научным руководителям запрещено говорить о работе соискателей, а Алиса Владимировна вначале была научным руководителем Веры.
Защита прошла успешно. Но Банк подняла почти весь Отдел Востока, и они написали письмо в Москву, в Высшую аттестационную комиссию (ВАК), где утверждаются все диссертации. Профессор Лазарев даже написал свое отдельное письмо.
Вера к тому времени вышла замуж за Юрия Ивановича Курбатова, архитектора, и у них только что родилась дочка Зина. Вера приехала в ВАК с грудным ребенком и с другой Зиной — Зинаидой Александровной, женой Дмитрия Сергеевича, своей мамой. Когда Веру вызвали в кабинет, она оставила Зину на руках у Зинаиды Александровны.
Вера блестяще ответила на все вопросы комиссии, опровергла все обвинения, содержащиеся в присланных из Эрмитажа письмах. Доказала свою научную правоту. Не обошла и детали: пояснила, что те фразы, в которых указаны стилевые неточности, являются цитатами, принадлежавшими другим авторам, причем некоторые — профессору Лазареву. После обсуждения диссертация была утверждена. Вера вышла в коридор и покормила дочку.
В 1966-м Вера Лихачева (Курбатова) заслуженно получила степень кандидата наук. Однако из Эрмитажа она после этого ушла, продолжив работу преподавателем в Академии художеств, выпускницей которой была. В течение многих лет Вера Дмитриевна читала курс лекций "Древнерусское искусство" и специальный курс "Искусство Византии".
В 1978-м Вера Дмитриевна защитила докторскую диссертацию, получила звание профессора.
Доказывая интернациональность средневековой христианской культуры, ее связь с древней русской культурой и литературой, Вера Лихачева неоднократно принимала участие в международных симпозиумах, читала лекции за рубежом (в Югославии, Греции, Великобритании, Болгарии, Италии, Австрии).
С будущим мужем Юрием Ивановичем Курбатовым Вера Лихачева познакомилась в Академии - он учился на архитектора. В январе 1966 года родилась единственная дочь Юрия и Веры Курбатовых. Девочку назвали в честь бабушки Зинаидой.
В сентябре 1981 года, торопясь на школьное собрание, Вера неосторожно выскочила на проезжую часть и попала под колеса. Ее жизнь оборвалась в самом расцвете - в 44 года.
Дмитрий Сергеевич, вспоминая дочь, подчеркивал ее собранность, силу ума и характера и - словно предчувствие - постоянную торопливость. Она все делала быстро, постоянно спешила - будто ожидала, что времени у нее на все крайне мало.
С момента гибели Веры и до самого ухода Дмитрия Лихачева из жизни на его рабочем столе в рамке стояло фото дочери.
Внучка Зинаида Курбатова и правнучка Вера
В 15 лет оставшись сиротой, Зина осталась жить с дедом и бабушкой, на их попечении. Отец, Юрий Курбатов, достаточно быстро ушел жить отдельно: ужиться под одной крышей с тестем ему не удалось. Но о дочери он не забывал, был всегда рядом.
Зина, с детства проявлявшая способности к рисованию, стала художником-оформителем, окончив графический факультет той же Академии художеств имени И. Репина, где учились ее родители. Специальность Зинаида выбрала по рекомендации друзей семьи, но серебряная медаль за дипломную работу четко подтвердила: способности были немалые.
Постепенно Зинаида Юрьевна переходит к съемке авторских сюжетов и документальных фильмов. Среди них было много проектов, вызвавших широкий общественный резонанс (в частности, репортажи, направленные против деятельности Церетели, вывозившего из Петербургской Академии художеств в Москву архивные ценности).
Зинаида Юрьевна много внимания уделяет общественной работе и увековечиванию памяти любимого деда. Именно она пыталась добиться открытия музея Д. С. Лихачева (удалось договориться лишь с Соловецким монастырем об открытии мемориальной комнаты).
"Воспитывает не чтение морали, а то, что ребенок наблюдает. Я с детства видела, что все вокруг заняты делом. Сейчас иногда могу позволить себе не думать о работе, поваляться, почитать, но я трудоголик - такой меня воспитали. Могу работать и за идею, как это делал дед - ведь многие его должности были общественными, неоплачиваемыми.
- А к слову "интеллигент" как относитесь?
- Для меня интеллигент - это человек, который имеет свою позицию. Я практически не знаю интеллигентных людей в Москве и Петербурге. Что бы ни происходило - все молчат. Если бы дедушка думал только о своей научной карьере, он не был бы таким человеком. Порой он что-то делал во вред себе и близким. Характерный случай - мой папа-архитектор в молодости работал в мастерской Сперанского над проектом строительства гостиницы "Ленинград". А дедушка в печати резко выступил против этого. Папе пришлось расстаться с работой, потому что коллеги начали на него косо смотреть, а дедушка даже не подумал, как его позиция отразится на родственнике. Вы можете себе представить, чтобы кто-то из наших интеллигентов, с их развитым чувством семейственности, так себя вел?"
Мужем Зинаиды Курбатовой стал художник Игорь Руттер, уроженец Комсомольска-на-Амуре. Также, как когда-то родители Зины, молодые люди познакомились во время учебы в Академии имени Репина. В 1987 году на свет появилась их дочь Вера (вновь повторяется родовое имя Лихачевых, одновременно в честь бабушки Веры Дмитриевны и в честь прапрабабушки Веры Семеновны, матери Дмитрия Сергеевича). Брак довольно быстро распался: Руттер, немец по происхождению, в 1991 году уехал в Германию, Зинаида с дочерью остались в России.
Пойдя по стопам мамы, Вера Курбатова занялась тележурналистикой. Позднее переключилась на рекламный бизнес. В 2019 году была генеральным директором ООО "Эйрграфт" - компании, занимающейся рекламой и полиграфией.
Кроме того, Вера Игоревна - руководитель информационной платформы фонда "Обнаженные сердца" для родителей и специалистов, помогающих детям с ментальными нарушениями.
Вместе с супругом Вера воспитывает дочь Варвару, родившуюся в 2011 году.
(продолжение...)Источник: https://dzen.ru/a/YO0leFPJHQuKXQot