В Дмитровском городском округе, в 12 км от Яхромы находится старинное село Ольгово, в котором некогда располагалась одна из самых роскошных подмосковных усадеб. Прошлое и настоящее знаменитой вотчины Апраксиных - в нашем материале.

Вид водяной мельницы в усадьбе Ольгово под Москвой. Неизвестный художник. Середина XIX в.
В XVI веке на этом месте располагалось дворцовое село, называвшееся Льгово (переименование в Ольгово произошло лишь в 1820-х). За оборону Дмитрова от польских интервентов в 1619 году село получает в награду от царя Михаила Федоровича дмитровский воевода Федор Васильевич Чаплин.
Чаплины владеют Льговым более ста лет. Последней из рода владелицей усадьбы становится Прасковья Андреевна Чаплина, дочь стольника Андрея Ивановича Чаплина, которая в 1718 году вышла замуж за генерал-лейтенанта Леонтия Яковлевича Соймонова. А после того, как дочь Соймоновых Аграфена в 15-летнем возрасте стала супругой генерал-фельдмаршала Степана Федоровича Апраксина, Ольгово вплоть до революции становится родовым гнездом Апраксиных.
Блестящая карьера Степана Федоровича, а вслед за тем и его жизнь, трагически обрываются после событий, последовавших за победоносным сражением русской армии при Гросс-Егерсдорфе. Чтобы окончательно разбить врагов, оставался лишь один решительный удар, однако, вместо контрнаступления, командовавший сражением генерал-фельдмаршал приказывает отступить. Такой приказ не был понят ни народом, ни руководством. В результате Апраксину предъявляют обвинение по подозрению в госизмене. В ходе очередного допроса, проводимого графом Шуваловым, Степан Фёдорович в возрасте 56 лет скончался от сердечного приступа.

Степан Федорович Апраксин
Расцвет усадьбы пришелся на годы владения ею сыном Степана Федоровича и Аграфены Леонтьевны – Степаном Степановичем Апраксиным, смоленским военным губернатором. Его жена - Екатерина Владимировна Голицына, мать которой, княгиня Наталья Петровна, послужила прототипом пушкинской "Пиковой дамы".
Усадебное строительство в Ольгово активно шло в 1790 -х гг. Благодаря хозяйской руке Степана Апраксина-младшего сформировался парково-усадебный ансамбль, сохранявшийся вплоть до 1968 года.
Степан Степанович и Екатерина Владимировна слыли рачительными хозяевами, которые с любовью благоустраивали свои загородные владения, при этом грамотно разрешая земледельческие вопросы. Усадьба была не только местом приятного времяпрепровождения, но и грамотно организованным хозяйством, приносящим доход. И неудивительно, ведь Степан Степанович являлся основателем находившегося в Москве Императорского общества сельского хозяйства.

Набоков Николай Васильевич (1838 – после 1909) – архитектор. Рисунок « Фасад дома в Ольгово». Период создания: после 1880 г. Материал, техника: бумага на картоне, акварель
По заказу Апраксина, в 1786 году итальянский зодчий Франческо Кампорези провел в усадьбе Ольгово глобальную реконструкцию, превратив стоящий в глубине обширного двора главный дом усадьбы в величественный двухэтажный дворец в стиле классицизма. Дом, стоящий на высоком белокаменном цоколе, так же, как и два его боковых флигеля (в северном находился театр, в южном-оранжерея), был деревянным, но оштукатуренным под камень.

Вид усадьбы со стороны парковой зоны. Начало ХХ века.
Парковый фасад дома Кампорези украсил фронтоном и снабдил эффектным шестиколонным портиком ионического ордера. По моде тех лет, архитектор разбил в усадьбе пейзажный английский парк, пришедший на смену регулярному французскому, общей площадью 40 га. Парк был щедро украшен модными в то время "затеями": статуями, беседками и павильонами.
Ольгово слыло богатейшей усадьбой в округе! Чего тут только не было: триумфальная арка и обелиски, грот и оранжерея, павильоны и беседки с причудливыми названиями "Храм добродетели" и "Турецкая мечеть", фонтаны. Увы, ничего из этого великолепия не дошло до нашего времени.

Левестамм Матвей Юрьевич (1827-1903). Вид Белого зала в доме Апраксиных. 1845 г.
В Ольгово у Апраксиных был и свой театр, также построенный Кампорези. Располагался он в северном флигеле, который венчал деревянный купол. Тут всё было устроено, как в настоящем театре: ложи в несколько ярусов, актерская труппа из 18 человек, собственный оркестр. Здесь выступали и профессиональные артисты, но чаще ставились домашние спектакли.
На подмостки театра Апраксиных в Ольгове выходили Фёдор Фёдорович Кокошкин, Алексей Михайлович и Василий Львович Пушкины, а также известный актер Алексей Семенович Яковлев. В любительских постановках активно принимали участие гости и друзья Апраксиных, да и сама хозяйка часто выходила на сцену.

Скульптурная портретная галерея владельцев Ольгово
В "Старой записной книжке" князь Пётр Андреевич Вяземский вспоминал представления, устраиваемые в ольговском театре, одним из которых были "Сельские картины": ее авторы были одновременно и исполнителями ролей. Известно о постановке шести спектаклей: "Всеобщее ополчение", "Деревенские певицы","Освобождение Смоленска", "Прасковья Правдухина", "Счастливая Тоня", "Храбрые Кирилловны при нашествии врагов".

Левестамм Матвей Юрьевич. Гостиная в Ольгово. 1845.
В легендарных "Воспоминаниях о жизни дворянской Москвы за пять поколений" Елизаветы Петровны Яньковой, записанных ее внуком, говорится: "В доме Апраксиных был отдельный театр с ложами в несколько ярусов, и когда в Москву приезжала итальянская опера, то итальянцы в этом театре и давали свои представления. Все знатные певцы, музыканты и певицы, которые бывали в Москве, непременно попоют и поиграют у Апраксиных, и много хорошего наслушалась я на своем веку в их доме".
Эта ольговская мебель находится в музее. Интересно, что она изготовлена Ольговскими крепостными, а обивка вышита крепостными девушками шерстяными нитями.
«Дом был наполнен мебелью красного дерева, ореховой, карельской березы работы старинных мастеров, а также и своей собственной, крашеной, доморощенного изготовления» - А.Н. Греч «Венок усадьбам».
В имении Ольгово, как и во всяком богатом имении был замечательный фарфор, бронза, стекло, коллекция оружия.

Бокал и блюдо из хиалитового стекла
Ими пользовались владельцы Ольгова. Эти предметы относятся к тому периоду XVIII века, когда Европа увлекалась всем китайским. Направление, подражающее произведениям искусства китайских средневековых мастеров, получило название «шинуазри» (китайщина). Первыми, кто работал со стеклом в этой технике, были Богемские мастера. Данные экспонаты и изготовлены в Богемии в 1820-х годах.
В имении была прекрасная портретная галерея, где присутствовали не только портреты владельцев Ольгова, но и портреты многих известных полководцев. Часть этой галереи также сохранилась в Дмитровском музее
Какие ещё строения были в усадьбе? Две круглые двухъярусные башни из красного кирпича, построенные в стиле псевдоготики. Они встречали гостей при въезде в парадный двор. К настоящему времени одна из башен полностью утрачена, а вторая в полуразрушенном состоянии стоит, отделённая сеткой от нынешних территориальных границ усадьбы.

Сохранились эффектные парные въездные обелиски, имеющие пирамидальную форму, также построенные из красного кирпича. Слева от них - конный двор с конюшнями, справа - амбар и рига.

Парные въездные обелиски сохранились достаточно неплохо.
В Ольгово в целом неплохо сохранился хозяйственный комплекс зданий, построенных в начале XIX века и существенно расширенных в 1880-е годы: конный и скотный дворы, манеж, конторские флигели, а ещё - амбары и ткацкие корпуса.
Красивая Введенская церковь, построенная К.Л. Дружининым в 1751 году, и ее ампирная трёхъярусная колокольня 1828 года постройки, - тоже важная часть усадебного ансамбля. Храм недавно был полностью отреставрирован.
Введенская церковь
Украшением парково-усадебного ансамбля, безусловно, служат пруды, имеющие забавные названия: "Белый воробей", "Черный воробей", "Малиновый воробей". На "Чёрном воробье" был сооружен "Остров любви", а на берегу "Белого воробья" Апраксин приказал построить беседку наподобие древнего храма в античном стиле, названную "Храм добродетели". Внутри помещалась на высоком пьедестале мраморная статуя его любимой жены. Рядом расположилась "Турецкая мечеть", построенная в 1788 году в честь взятия Очакова русскими войсками. Пруд когда-то украшали беломраморные фонтаны, по нему плавали лебеди, сейчас на исторических прудах организована платная рыбалка…

Рыбалка на усадебном пруду. Наши дни.
Золотой век усадьбы Ольгово заканчивается с кончиной Степана Степановича. Его сын Владимир Апраксин наследует имущество отца с большими долгами. Да и скончался он в возрасте 36 лет…
После смерти мужа и сына Екатерина Владимировна Апраксина умело управляла Ольгово и смогла оставить наследникам не долги, а капитал. Ещё в 1804 году она была пожалована в кавалерственные дамы, а после смерти мужа в 1827 году - в статс-дамы. В 1841 году вдова получила назначение гофмейстерины двора великой княгини Елены Павловны. Скончалась Екатерина Владимировна в Петербурге в возрасте 86 лет 14 марта 1854 года. Усадьба переходит к ее внуку Виктору Апраксину.
В 1880-е годы при участии архитектора Н.В. Набокова в Ольгове отреставрировали часть построек, некоторые сооружения перестроили или возвели заново. Северный и южный флигели были объединены с главным усадебным домом открытыми переходами на арках, их балюстрады украсили вазонами. Южный флигель, который был деревянным и использовался под оранжерею, был перестроен в кирпиче.

Екатерина Апраксина. Художница Виже-Лебрён, 1796 г.
Изменился декор наружных фасадов дворца, фронтоны были увеличены. Для крепостных, прислуживавших в доме, построили два служебных флигеля: в одном проживали семейные люди, а в другом - холостые. Постройки имели полукруглую форму и обрамляли парадный двор.
Гостем Виктора Владимировича Апраксина в Ольгово в 1896 году был Лев Толстой, гостивший в соседней усадьбе Никольское-Обольяниново у своих друзей Олсуфьевых.
Виктора Владимировича, как в свое время и его деда Степана Степановича, привлекала в усадьбе хозяйственная сторона. Как и дед, Виктор был активным членом Императорского сельскохозяйственного общества и даже удостоился серебряной медали Парижской выставки "За успехи в сельском хозяйстве".
После смерти Виктора Владимировича в усадьбе с 1896 по 1915 гг. проживала его вдова Александра Михайловна. Так как своих детей у супругов не было, то после кончины Александры в 1915 году имение перешло ее внучатому племяннику - Алексею Алексеевичу Игнатьеву. До революции он, будучи военным атташе, по долгу службы находился во Франции. Автор многократно переиздавшихся мемуаров "50 лет в строю", он вернулся в советскую Россию, а в Ольгово, по легенде, был лишь раз, когда в бывшем родовом гнезде уже работал санаторий.
Старые фотографии позволяют нам увидеть, как красивы интерьеры усадебного дворца. Парадный зал был отделан деревом, раскрашенным под мрамор. Стены зала украшали парные пилястры, хоры поддерживались высокими колоннами коринфского ордера.

Роскошные интерьеры усадьбы, pastvu.com
Два больших двусветных зала, выполненных в классическом стиле, выходили один на парадный двор, другой - на парковую сторону. Комнаты были великолепно обставлены мебелью тонкой работы талантливых крепостных мастеров. Фамильные портреты Апраксиных кистей как русских, так и иностранных живописцев, украшали стены дворца.

Гостиная, pastvu.com
После революции 1917 года Ольгово было национализировано и взято под государственную охрану. В 1919 году поэт Юлиан Павлович Анисимов, служивший во Всероссийской коллегии по делам музеев при Наркомпросе, организовал в Ольгове музей дворянского быта, проработавший до 1926 года.
Зданием музея руководили художники, которые старались сохранить красоту усадебной планировки и сохранность интерьеров. Во дворце находилась богатейшая библиотека Апраксиных, великолепная картинная галерея с фамильными портретами владельцев усадьбы, антикварная мебель, старинное оружие, бронзовые изделия, антикварная посуда из фарфора и хрусталя. Часть этой коллекции представлена сегодня в Дмитровском краеведческом музее.

Здание усадебного театра. 1968 г.
Летом 1921 года в Ольгово побывал художник Игорь Грабарь. Благодаря написанным здесь картинам "Летний пейзаж с прудом" и "Старый дом в Ольгове", мы можем наслаждаться видами былого величия дворянского гнезда…
Игорь Грабарь. «Летний пейзаж с прудом». 1921 год, Ольгово
В 1930-х годах в бывшей усадьбе работал дом отдыха. В 1934 году в ней расположился 1-й районный лагерь юных пионеров Октябрьского района города Москвы. А зимой 1941 года рядом с бывшей усадьбой проходила линия фронта, и захватчики были здесь, на Перемиловских высотах, где с 28 ноября по 5 декабря 1941 года шли упорные бои за Москву. Усадьба, к счастью, не пострадала.
По окончании Великой Отечественной войны в Ольгове находился санаторий-пансионат совхоза "Радуга", в котором отдыхающие жили в корпусах, перестроенных из бывших флигелей крепостных артистов. Как показывают архивные снимки, ещё в 1950-е гг. главный дом в Ольгове сохранял прекрасное состояние, а уже на фотографии 1968 года он в запустении. В ходе реставрационных работ, предпринятых в 1970-е, была утрачена кровля, здание, конечно, стало стремительно разрушаться…
В бытность главного усадебного дома корпусом санатория, на его чердаке находился водонапорный бак, и вот, когда здание лишилось крыши, началось его вымораживание, а бак прорвало. Усадьбу разрушили не вихрь революции и не война, а халатность и разгильдяйство.

Игорь Грабарь. "Старый дом в Ольгове". 1921 г.
В 2008 году у усадьбы появляется хозяин, утверждается план ее реставрации, но к 2015 году становится ясно, что работы идут не по плану. От главного дома, фактически, остались лишь руины. Новый собственник оставил его, как есть.
При этом был приведен в порядок парк и очищены пруды. Отреставрировали и часть хозяйственных усадебных построек, которые теперь сдаются в аренду, под склады, кафе, гостиницу, сауну, конно-спортивный клуб.В здании отреставрированного северного флигеля - бывшего крепостного театра Апраксиных - находится ресторан. В 2016 и 2020-м на территории Ольгово снимались сцены из фильмов "Рай" Андрея Кончаловского и "Калашников" Константина Буслова.

Руины главного усадебного дома. Наши дни.
«Мир русской усадьбы удивительно притягателен и загадочен… — писал Алексей Греч — Стоит вступить за ворота старинного запущенного парка, углубиться в аллеи, вглядеться в силуэт дворца, отраженного в зеркале пруда, и душу охватывает грустное томление — перед нами лишь след минувшей жизни, когда-то полнокровной и бившей ключом… В 1917-м началась агония... Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травой... История кончила здесь свою книгу, чтобы начать новую. Осталось написать эпилог».
Автор: Татьяна Жукова