• Авторизация


САМОВАР И ТРАДИЦИИ РУССКОГО ЧАЕПИТИЯ (часть II) 20-10-2023 08:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

Чаепитие на Руси обставлялось красиво и носило праздничный вид. Самовар является главной фигурой на столе. Пузатый, начищенный до блеска он был самым важным элементом чайного застолья. Самовар растапливался еловыми шишками или веточками плодовых деревьев. Смолянистый, горьковатый аромат дымка расслабляет и успокаивает. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу. Чаю заваривалось много, чтобы хватило на долгую неторопливую беседу. В чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой, чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара или просто накрывают грелкой.

 

Это ещё один атрибут русского чаепития - специальные грелки-накрывашки, которыми накрывают заварочный чайник. Сшитые из плотного материала, они также являются настоящими образцами народного декоративного искусства, которые по-настоящему украшали стол. Им придавали форму петухов, сказочных птиц или кукол-матрешек. На заварочный чайник сверху надевали такую тряпичную куклу, которая исполняла роль грелки для распаривания чая. Данный метод на Востоке сочли бы кощунственным, но на Руси предпочитали такой вариант.

Три–пять минут чай упаривается. Потом чай "женят", из заварочного чайника отливается немного заварки в чашку, а затем выливается назад. При этом все взвешенные частицы чая оседают на дно чайника. Должен получиться вкусный ароматный напиток насыщенного цвета. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара. Русский чай должен прежде всего согреть приходящих с мороза гостей. Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.п. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. За столом было самое почетное место — под образами, туда садились хозяева или оно отводилось самым дорогим гостям. Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю». Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая на палец от края чашки, что считалось хорошим тоном. Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными. Особая гордость хозяйки - чайный сервиз, которые она достаёт из буфета по особо торжественным случаям. В девятнадцатом веке получил широкую огласку русский фарфор, идеально подходивший для традиционных церемоний. Материал, из которого делали чайные сервизы фарфор и фаянс, - прекрасная основа для художественной росписи. Посуда русских фарфоровых заводов украшает витрины многих музеев мира. Слава Поповского и Кузнецовского заводов ничуть не меньше известности изделий Фаберже.

Появившийся в XVII веке вместе со стаканом, подстаканник изначально был деревянным. Он предназначался для интеллигентных мужчин, которые, согласно моде, того времени, предпочитали пить чай из стаканов. В последующем подстаканник стал более дорогим и изящным — серебряным, уже потом его заменила более дешевая металлическая версия. Еще наши предки, пили чай не только из стаканов с подстаканниками и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали в ладони или растопыренными пальцами за донышко с особым, показным шиком и дули на чай, чтобы остудить. Традиция пить чай не из чашек, а из блюдец возникла именно в связи с распространением самоваров.

В самоваре, как правило, находился кипяток, пить который было невозможно, а ждать, когда он остынет - долго. В блюдце же чай остывал быстро. Чаепитие из блюдца стало важной составляющей целой чайной церемонии, сложившейся в России в XIX веке. Чтобы показать, что чаепитие окончено и гость больше чаю не хочет, гость переворачивал свою чашку на блюдце. То же самое означал перевернутый стакан у бедных слоев населения, и ложечка, оставленная в чашке — у знати.

При сервировке праздничного стола для чаепития его положено накрывать красивой скатертью и обязательно белоснежной кружевной. Чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю подавалось обилие традиционных сушек, баранок, пряников, сухари, бублики, мелко колотый сахар. И, конечно, на столе должно стоять варенье. Это исконно русское лакомство. Ягоды должны быть целыми, сироп – тягучим. А вот баранки пришли в Россию из Европы. Изобретены они были в 1683 году венскими пекарями, для стола польского короля Яна Собеского, снявшего осаду 200-тысячного османского войска с Вены. Баранки пришлись по вкусу и получили широкое распространение. Впрочем, в России баранка получила особенную популярность. Ассоциировавшаяся с солнцем, баранка стала не только едой на столе, но и украшением избы — вязанки баранок часто развешивали в помещениях, создавая неповторимую атмосферу.

Сахар в XIX веке был совсем непохож на нынешний, он был неосветленным, желтоватого цвета и большой спрессованной грудой, хозяин дома откалывал его кусками от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «в прикуску» или, как тогда говорили, «с угрызением». Колотый сахар был плотным и не растворялся моментально, он был «долгоиграющим», как леденец, что помогало растянуть удовольствие. Колотый сахар подавали в общей вазочке, для него необходимо было использовать специальные щипцы, с помощью которых необходимое количество кусочков можно положить себе в чай или на блюдце. Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску, откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем, ну и конечно, лакомились пряниками, калачами, блинами, вареньем и медом. И, конечно, как и сегодня, в чай добавляли молоко, сливки или кружочек дорогого лимона, а иногда и фруктовые наливки. Мед, варенье и сахар подавали к чаю отдельно. Так же отдельно подавались к чаю горячие сливки или молоко с пенками, предварительно около часа томленные в керамическом горшочке в русской печке. Бисквиты, которые часто подают к чаю, нужно есть ложечкой. Если подан песочный или слоеный торт, необходимо использовать вилку и нож. С помощью этих приборов едят и пироги со сладкой начинкой. Ножом аккуратно отрезают небольшой кусочек, с помощью вилки отправляют его в рот. Пирожные едят ложечкой.

Медный блестящий самовар и по сей день живет в литературных произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. А также на полотнах русских художников классиков. Ценителями и почитателями чая были Лев Толстой, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин.
Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
— А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Поговаривают, что известный писатель Федор Михайлович Достоевский был большим любителем чая. Утро он начинал с чашечки ароматного хорошего чая (дешевизну он не воспринимал), пролистывая утренние газеты. Если позволяли финансы, он заходил в лучшую кондитерскую Петербурга и покупал к чаю коробку дорогих конфет. За вечерним чаем, который было принято пить в девять часов вечера, собиралась вся семья.

Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила своё существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик. В 1922 г. производство самоваров организуется на Первом государственном меднообрабатывающим заводе в г. Кольчугино.
Поскольку в семье вождя пролетариата В. И. Ленина (Ульянова) были интеллигенты, он с детства любил чай. Пил он его достаточно крепким, без сладостей, так он заряжал его бодростью и прояснял мысли. Говорят, что он очень страдал без чая, когда был в Финляндии. И. В. Сталин отдавал предпочтение чаю с лимоном. Он ценил полезные свойства цитрусового плода, выжимал его в напиток. Также Сталин любит чай с вареньем из земляники и малины. Такой напиток он обычно пил по ночам, самостоятельно заварив. Иногда мог добавить в чай несколько ложек коньяка.

Постепенно с течением времени и наступлением «прогресса», настоящие самовары заменили новые, самовары электрические, внутри которых установлен обычный нагревательный элемент. В связи с массовой газификацией жилых домов и с появлением электричества о самоваре стали забывать. С середины 1990-х массово выходят из употребления и электрические самовары, вытесненные дешёвыми бытовыми электрочайниками с функцией автоматического выключения после закипания воды. И сейчас чаепитие для нас — это пакетик с красящим веществом, похожим на чай. Да и чай этот мы пьем, скорее всего, утром на бегу и в обед на работе, даже не отрывая глаза от бумаг или компьютера.

Но, прошедшие века не унесли самовар в прошлое. Современному человеку самовар помогает лучше понять, что такое ритуал и традиции настоящего русского чаепития, ощутить неподдельную ценность живого, неспешного общения. Поставьте на праздничный стол самовар, и вы увидите, как изменится «чайное настроение» всего застолья. Сейчас уже, конечно, чайные традиции не соблюдаются так строго, но неизменным остается одно: тепло и уют дома, где можно собраться за столом и выпить чашечку крепкого чая из начищенного до блеска бабушкиного самовара! «Самовар кипит, уходить не велит» и «Где есть чай, там и под елью рай».

 

 

 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник САМОВАР И ТРАДИЦИИ РУССКОГО ЧАЕПИТИЯ (часть II) | OLGA_MON - ВСЕЛЕННАЯ МОЕЙ ДУШИ | Лента друзей OLGA_MON / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»