В середине девятнадцатого века запрет на курение в общественных местах был отменен, о чем газета «Северная почта» известила всех петербуржцев 15 июля 1865 года. К концу девятнадцатого века сигареты получили широкое распространение, а портсигары стали таким же модным аксессуаром, как, например, табакерки в восемнадцатом веке.
Спросом пользовались все виды портсигаров — от самых простых, сделанных из дерева, до самых изысканных золотых и эмалированных версий.
Мастера Фаберже усовершенствовали искусство изготовления портсигаров и довели его до совершенства. Скрытые петли, гладкие края и украшенные драгоценными камнями кнопки, гильошированная эмаль, искусная гравировка и высочайшее качество изготовления, сделали портсигары желанным подарком в те времена и предметом коллекционирования в наше время.
Большое количество портсигаров фирмы Фаберже находится в коллекции британских монархов. Эти исключительные по своей красоте экземпляры открывают подборку.

Портсигар в стиле ар-нуво из красного золота, покрытого темно-синей муаровой гильошированной эмалью, украшенный змеей из бледно-зеленого золота с чешуей, выложенной бриллиантами, кнопка украшена бриллиантом, Фаберже, 1908 г., из коллекции британских монархов.
Этот элегантный портсигар имеет уникальную историю появления в королевской коллекции Фаберже: он покинул коллекцию в 1911 году и был возвращен более двадцати лет спустя. Корпус представляет собой одно из величайших проявлений стиля модерн Фаберже, с его извилистой змеей, украшенной бриллиантами, обвивающей переднюю и заднюю части портсигара. Муаровая синяя гильошированная эмаль — один из самых исключительных цветов Фаберже. А дизайн имеет особый смысл: змея, кусающая свой хвост, является символом непреходящей вечной любви. Этот портсигар был подарен королю Эдуарду VII его возлюбленной, миссис Джордж Кеппел, в 1908 году. Королева Александра вернула его г-же Кеппел на память после смерти короля в 1910 году. Двадцать пять лет спустя, в 1936 году.

Портсигар из палисандра с изображением сфинкса, украшенный двухцветным золотом, гильошированной эмалью и лунным камнем, мастер Михаил Перхин, Фаберже, 1896-1903 гг., из коллекции британских монархов.

Мундштук из янтаря с оправе из двухцветного золота с бриллиантами и рубинами, мастер Михаил Перхин, Фаберже, до 1896 г., из коллекции британских монархов.

Портсигар из золота, украшенный бриллиантами и сапфировыми кабошонами, кнопка украшена сапфиром, мастер Эдуард Вильгельм Шрамм, Фаберже, до 1899 г., из коллекции британских монархов.

Портсигар из красного золота с родонитом, покрытый белой гильошированной эмалью, кнопка украшена гранатом, Фаберже, 1912 г., из коллекции британских монархов.

Портсигар из березы с изображением профилей Эдуарда VII и королевы Александры, украшенный трехцветным золотом и кнопкой из лунного камня, Фаберже, 1896-1908 гг., из коллекции британских монархов.

Портсигар из трехцветного золота с монограммой «ЕА» (Эдуард VII и королева Александра), украшенный бриллиантами, кнопка украшена рубином, мастер Иван Лебедкин, Фаберже, 1903 г., из коллекции британских монархов.

Портсигар в стиле Людовика XVI из золота, украшенный синей гильошированной эмалью, кнопка украшена гранатом, мастер Хенрик Вигстрем, Фаберже, 1903-1908 гг., из коллекции британских монархов.

Портсигар из родонита в оправе из золота и серебра с бриллиантами, кнопка украшена бриллиантом, мастер Хенрик Вигстрем, Фаберже, 1911 г., из коллекции британских монархов.

Портсигар из двухцветного золота и серебра, украшенный розовой эмалью и бриллиантами, мастер Хенрик Вигстрем, Фаберже, 1906 г., из коллекции британских монархов.

Портсигар из нефрита в оправе из золота с бриллиантами, кнопка украшена бриллиантом, Фаберже, 1911 г., из коллекции британских монархов.

Золотой портсигар, украшенный гравированным волнистным рисунком, кнопка украшена рубином, Фаберже, 1899-1908 гг.

Золотой портсигар «Самородок», украшенный драгоценными камнями, Фаберже, 1899-1908 гг.
Этот образец выполнен из золота в технике, известной как «самородок». Для получения такой «смятой» поверхности металлическая пластина доводится почти до точки плавления, а затем быстро удаляется из печи, что вызывает быструю усадку и смятый вид.

Портсигар из двухцветного золота с рубиновой кнопкой, Фаберже, 1899-1904 гг.

Золотой портсигар с бриллиантовой кнопкой, украшенный золотыми змейками с драгоценными камнями, Фаберже, около 1890 г.

Золотой портсигар с изумрудной кнопкой, украшенный драгоценными камнями, Фаберже, около 1890 г.

Портсигар из агата с накладным рокайльным декором из золота с бриллиантами и сапфировой кнопкой, Фаберже, около 1890 г.

Серебряный портсигар «Самородок» с редким золотым рублем 1762 года с изображением Петра III и изумрудной кнопкой, украшенный позолотой, мастер Андерс Невалайнен, Фаберже, 1896-1908 гг.

Позолоченный серебряный портсигар, покрытый белой гильошированной эмалью, украшенной бриллиантами, мастер Август Хольминг, Фаберже, 1899-1904 гг.
Позолоченный серебряный портсигар, покрытый голубой гильошированной эмалью, с кнопкой, украшенной бриллиантами, мастер Август Хольминг, Фаберже, 1908-1917 гг.