
Родители будущей Богоматери – Иоаким и Анна – жили в Назарете. Супруги очень долгое время – вплоть до глубокой зрелости – не имели детей, что было причиной их тяжелейших страданий, так как, согласно тогдашнему иудейскому мировоззрению, бездетность считалась позором и расплатой за дурное, а поскольку семья жила благочестиво, многие думали, что есть некие тайные грехи, за которые их карает Всевышний. Иоакиму даже препятствовали приносить жертвы в храме, считая, что он неугоден Богу, так как не принес потомства для израильского народа. Однако, несмотря на социальное неодобрение и даже презрение, супруги не сетовали на судьбу. Иоаким к тому же помнил, что многие праведники прошлого (как, например, Авраам) тоже до преклонных лет не имели детей, но потом – по их вере и молитвам – они становились родителями.
Супруги дали обет: если у них родится ребенок, они посвятят его служению Богу. Их дочь Мария, будущая Матерь Божия, родилась по прошествии пятидесяти лет супружеской жизни Иоакима и Анны. Ее рождение предварило явление Ангела каждому из супругов, когда они, каждый по отдельности, молились о своем потомстве. Иоаким, считая себя самым грешным из людей, после того как священник Рувим не позволил бездетному мужу принести жертву Богу в храме в Иерусалиме, решил не возвращаться домой, а поселился в пустынном месте и молился. Его жена, узнав об этом, также – в посте и молитве – просила о возможности стать матерью. Иоакиму явился ангел, который сказал, что Бог внял его молитвам. Анне ангел сказал, что о ее потомстве будут говорить во всем мире.
В Священном Писании содержится немного сведений о Богородице. В Ветхом Завете есть небольшие фрагменты, прообразы, которые символически рассказывают о Ее спасительной миссии. В Новом Завете всего несколько эпизодов связаны с именем Богородицы и все они относятся уже ко взрослому периоду Ее жизни.
Об обстоятельствах Рождества Пречистой Девы известно из Священного предания, которое содержит не только учение о Христе, но и воспоминания современников о каких-либо событиях священной истории, очевидцев («самовидцев», как их называет апостол Лука) Спасителя и Богородицы. Эти воспоминания изначально передавались из уст в уста, а в дальнейшем были записаны. Именно таким образом и сохранились свидетельства о ряде эпизодов жизни Богоматери.
Когда девочке исполнилось три года, Иоаким и Анна решили исполнить данный ими обет. Собрав родственников и знакомых, родители одели Марию в лучшие одежды и, с пением священных песен и зажженными свечами в руках, они привели Ее в Иерусалимский храм. Ребенка встретил первосвященник – предание гласит, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи. При этом в храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней, а девочка до этого времени еще не научилась ходить. Однако Мария, как только Ее поставили на первую ступень, самостоятельно поднялась до самой верхней. Первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святая Святых, куда один раз в год мог войти только лишь он сам, с очистительной жертвенной кровью. То, что девочку провели туда – было из ряда вон выходящим событием и все присутствовавшие в храме были поражены. Этим была обозначена Ее особая роль в судьбе человечества.
[показать]
После этого родители Богородицы возвратились домой, Мария же осталась в помещении для девственниц, которая находилось при храме. Это было не единственное подобное жилое помещение при храме, Священное Писание (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историк Иосиф Флавий свидетельствуют, что их было много и в них жили посвященные на служение Богу. О жизни и быте Богородицы в Иерусалимском храме известно немногое. Предание Церкви сохранило сведения, что Она, например, воспитывалась в обществе благочестивых дев, читала Священное Писание, постоянно молилась, занималась рукоделием. Димитрий Ростовский приводит рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом:
«Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подает Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?» (Димитрий Ростовский. Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии).
Со временем, изучив Священное Писание, Пресвятая Дева Мария обратила особое внимание на пророчество Исаии, написавшего относительно Мессии: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.” Размышляя об этом тексте, Она горела желанием увидеть Ту благословенную Деву, Которая удостоится стать матерью Спасителя человечества.
Еще будучи совсем юной, Пречистая Дева лишилась Своих родителей. Оставшись сиротой, Она всецело предалась Богу, нисколько не помышляя о земной любви или семейной жизни. Дав обет девства, Она первая открыла путь всецелого служения Богу, по которому потом пошли многие христианские подвижники.
Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, первосвященник и священники стали советовать Ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это Пречистая поведала им о Своем обете остаться навсегда девою, чем немало удивила их. По учению раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны вступить в брак.
И вот у священника Захарии возникла дилемма: с одной стороны, закон не разрешал девице, достигшей зрелого возраста, оставаться при храме, а с другой стороны, он не хотел принуждать святую Деву нарушить данный Ею обет.
Размышляя об этом, он придумал следующий компромисс: он предложил Ее родственнику, престарелому Иосифу, стать Ее опекуном. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с Нею, но на деле – стать хранителем Ее обета. Будучи человеком добрым и сострадательным, он согласился это сделать с условием, что она переселится жить к нему в Назарет.
После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет. Пресвятая Дева Мария была опечалена тем, что Ей пришлось расстаться с храмом. Однако, видя во всем волю Божию, Она покорилась божественному Промыслу.
Какова была семейная жизнь Иосифа, предание сохранило лишь отрывочные сведения. По возрасту он мог быть дедушкой юной девицы. Будучи вдовцом, от своей покойной жены Саломии он имел четырех сыновей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду, а также двух дочерей: Марию и Саломию. В Евангелиях они упоминаются как братья и сестры Иисуса Христа. Хотя праведный Иосиф происходил из царственного рода, будучи потомком царя Давида, он жил очень скромно, зарабатывая себе на хлеб плотничеством. Был он человеком богобоязненным, кротким и трудолюбивым.
В дальнейшей Своей жизни Пресвятая Дева Мария, по свидетельству святого Амвросия Медиоланского, “была Девою не только плотью, но и духом: в сердце – смиренна, в словах – богомудренна, никого не обижала, всем желала добра, не гнушалась убогого, в речах – не скора, в беседах – целомудренна, ни над кем не посмеялась. Вид Ее был образом внутреннего совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, когда тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне прочитанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые, из дома выходила только в храм, и то – в сопутствии родных. И хотя Она и являлась вне дома в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама: другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои блюла Она Сама.”
История празднования
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии входит в состав двунадесятых праздников, однако в Церкви он был установлен позднее других из этого числа. Возможно, появление праздника Введения связано с деятельностью императора Юстиниана I, который в 543 г. построил на развалинах Иерусалимского храма большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице.
Упоминание об этом празднике есть в некоторых месяцесловах VIII века, но его описание сдержанны, что говорит об отсутствии какой-либо особенной торжественности его совершения.
Хотя в самом событии священной истории – Введении во храм Пресвятой Богородицы – участвуют св. семейство и дети со свечами, праздник этот традиционно считается не семейным, а монашеским. И потому, что всегда приходится на пост, и потому что прославляет всецелое посвящение себя Богу и вход во Святое Святых. Именно поэтому Введению во храм посвящено много обителей, самая известная из которых Оптина пустынь. На Введение пришел в Саровский монастырь преподобный Серафим, впоследствии особо этот праздник чтивший.
Законы Господа покорно исполняя,
Сегодня праздник искренне отметим!
И верой душу, сердце наполняя
Введенье Девы в Храм Святой мы встретим!
Я в этот день желаю всем надежды!
Пусть полнится душа всегда смиреньем…
Остерегайтесь грЕха наважденья,
И пусть дарует Бог во всем терпенье!
Пусть Дева бережет в пути нелегком!
Пусть вас от всех невзгод уберегает!
Пусть будет жизни вера ваша легкой
И Бог пусть на молитву сподвигает!
