ЛЕГЕНДА И ИСТОРИЯ ШАХМАТ
[450x438]
Слово «шахматы» имеет персидское происхождение, переводится оно как: «властитель умер». Шахматами увлекались арабы, а также персы.
[600x447]
Представители средневековой Европы тоже любили игру в шахматы. Эту игру считают не только спортом, искусством и наукой, но и отличным средством для развития мышления.,
[600x369]
О истории возникновении шахматной игры существует легенда.
Давным-давно жил в Индии деспотичный раджа. Один из приближенных решил показать властителю, насколько зависит он от подданных, и придумал игру, где властитель(шах,царь)хотя и является главной фигурой, однако мало что значит без поддержки и защиты других фигур.
Игра оказалась удивительно интересной
Научив его играть в шахматы, мудрец сказал: – Эта игра показывает тебе, что сила в народе, а не в царе. Царь без народа бессилен. Восхищенный шахматами раджа обещал в награду всё, чего ни пожелает мудрец
На это мудрец ответил:"Положи на первую клеточку шахматной доски одно пшеничное зёрнышко, на вторую клеточку - два зёрнышка, на третью - четыре, на четвертую - восемь, и так далее - на каждую клетку в два раза больше зёрен, чем на предыдущую. Сколько зёрен наберётся - отдашь мне." Раджа был немало удивлен такой скромной наградой, которую запросил мудрец, но согласился: "Ладно, подожди, сейчас тебе отдадут твой мешок зерна..."
За обедом раджа вспомнил о мудреце и поинтересовался: "Забрал ли этот чудак свой мешок зерна?" "Ещё считаем, наш повелитель" - был ответ. Настал вечер - и ответ был такой же. На следующий день раджа снова спросил, но ответ был таким же: "Мы считаем..." Прошло много-много дней, пока счетоводы, наконец, закончили считать - 18446744073709551611 - вот столько зёрен должен отдать раджа для мудреца Такого количества зёрен не было и на всей земле...
другие, менее сложные игры, частично похожие на шахматы. Древнейшая, примитивная форма шахмат — военная игра «чатуранга» — возникла в этой стране еще в первом пятисотлетии н. э.
Однако, поскольку нет никаких упоминаний о шахматах в литературе до 6 века н.э., многие историки признают именно этот период временем рождения шахмат. Одно из первых упоминаний о военной игре, похожей на шахматы, мы находим в Харшарите, поэме, написанной в честь царя Харши, правителя Северной Индии с 606 по 648 год. Ее автор – придворный поэт – сообщает в стихотворной форме, что при Харше ссорились только пчелы, собирая нектар, и что только аштапада(игральная доска) учила расстановке чатуранги. Чатурангой в древней Индии называлось войско. По санскритски чатур (catur) – значит, анга (anga) – часть. Войско состояло из четырех основных боевых сил – боевых колесниц, боевых слонов, конницы и пеших воинов. Смысл слов поэта – во время правления Харши в Северной Индии царили мир и порядок, а воевали только на игральной доске (аштападе).
[540x360]
Из Индии игра проникает в Китай, Иран. Большой вклад в развитие шахмат вносят народы Средней Азии.
[450x317]
После завоевания Средней Азии арабами в VIII веке н. э. шахматы получают распространение на обширнейшей территории Арабского халифата.
Примерно в том же 7 веке шахматы проникли из Индии в Персию, где они получили название "чатранг", что является производной от чатуранги. Примерно в тоже время, что и в Персию, шахматы проникли в Среднюю Азию. При археологических раскопках в Афросиабе (Самарканд) были найдены фигурки из слоновой кости, датируемые 7-8 вв. Это самые древние шахматные фигуры. Они являются изобразительными, т.к. изображают в миниатюре шаха, а также конных и пеших воинов.
После того, как арабы завоевали Персию, с шахматами познакомился исламский мир. Арабы назвали их шатрандж.
В 8-9 веках в Арабском Халифате шатрандж получил самое широкое распространение. Правда, ислам запрещает изображение людей и животных. Чтобы избежать конфликта с религией, шахматным фигуркам, имевшим вначале вид миниатюрных скульптур, стали придавать абстрактную форму. Такие фигурки были просты в изготовлении (их делали из обожженой глины) и, главное, дешевы, что способствовало распространению игры среди простого народа.
С арабским периодом в развитии шахмат связано изобретение способа записи сыгранных партий, так называемой описательной нотации. Игроки стали собирать эти партии и анализировать их. Появились рукописи, охватывающие различные аспекты шатранджа – историю, правила игры, стратегию и особенно тактику. Были разработаны различные дебютные расстановки фигур – "табии". Возникла шахматная композиция – на основе сыгранных партий шахматисты стали создавать задачи "мансубы". Предпринимались также попытки философски осмыслить игру в шахматы, определить ее место в человеческой культуре.
В связи с ростом числа людей, умеющих играть в шахматы, возникла необходимость создания своеобразной квалификационной системы. В зависимости от силы игры и представляемой для уравнения шансов форы, шахматисты делились на 5-6 классов. Высший класс составляли "алии" – мастера шатранджа. Благодаря письменным источникам, нам известны имена некоторых из них. Самая старинная сохранившаяся до нашего времени шахматная рукопись датируется 1140 годом. Однако она опирается на более ранние сочинения, написанные в 9-10 веках. В настоящее время в мире известны лишь около двух десятков восточных рукописей, посвященных шатранджу, написанных в период с 12 по 17 вв. В целом они дают хорошее представление о высоком уровне развития шатранджа.
Это была более медленная и менее динамичная игра, чем современные шахматы, так как слон и особенно ферзь были намного более слабыми фигурами, чем сейчас. Мат в шатрандже случался сравнительно редко, и к победе вело также полное уничтожение сил противника (кроме короля) и пат. Поскольку игра развивалась медленно, с целью ее ускорить игроки начинали партию с определенных позиций – "табий", возникавших примерно после 12-15 ходов. Таких "табий" насчитывалось 10-15.
Большого искусства мастера шатранджа достигли в составлении задач – мансуо. Уже в 10 веке составлялись настоящие художественные произведения, отличавшиеся оригинальностью замысла, остроумным решением, эффектной заключительной позицией.
Большого успеха лучшие мастера шатранджа достигли также в искусстве анализа.
Первые упоминания о состязаниях алиев – мастеров шатранджа – относятся к первой половине 9 века.
В 9-10 веках халифы в Багдаде слыли покровителями шахмат, и при их дворе систематически проводились соревнования лучших шахматистов того времени.
Распространение шахмат в Арабском Халифате проходило на фоне пышного расцвета арабской культуры, когда появились сочинения арабских математиков, географов, астрономов и историков. Когда в городах создавались школы, библиотеки, университеты, а в архитектуре возник новый стиль, который теперь называют мавританским.
Затем noсредством завоевателей-арабов игра попадает в Испании и вообще в Европу.
К восточным славянам (антам) шахматы, по мнению некоторых историков, проникли в V-VI вв. н.э. из Индии или из Средней Азии.
Западная Европа заимствовала шахматы в форме шатранджа у арабов, в первую очередь, через Иберийский полуостров, но возможно также через Аквитанию и Прованс (южное побережье Франции), а также через юг Аппенинского полуострова. Распространению игры на Британских островах и в Скандинавии способствовали викинги.
Первое упоминание о шахматах в Западной Европе относится к самому началу 11 века, однако игра могла быть уже известна на один, а то и на два века раньше.
Шахматная игра практически является бесконечной - если бы человек со времен Адама и Евы, не отходил от доски, то и в этом случае все партии до сих пор не были бы сыграны
Десять веков ар-Рагиб из Исфахана впервые поставил вопрос “что такое шахматы?” и попытался на него ответить. Автор трактата (его полное имя Абу аль-Касим аль-Хас¬сан бен Мухаммед бен аль-Муфаддал ар-Рагиб аль-Исфа¬хани) был весьма плодовитым писателем, теологом и фи¬лософом. Он умер в 1108 году. Его главный труд – “Сред¬ство к познанию шариата” - был широко распространен среди современников. Ученым известна и вторая работа ар-Рагиба – “Лекции литераторов”, в которой, кстати, содержатся кое-какие сведения о шатрандже.
“Этика шахмат” - так назвал ар-Рагиб свой трактат. Он состоит из небольшого вступления, главы о смысле шахмат, главы о позволительности игры, главы о завете шахматистам, о том, что им нужно соблюдать. Прозаический текст изредка перебивается стихотворениями иногда изве¬стных поэтов, иногда совершенно неизвестных. Поскольку переписчик сбоку основного текста приписал: <Избранные главы из книги “Этика шахмат”>, можно пред¬полагать, что оригинал содержал и другие главы.
Трактат имама ар-Рагиба интересен для нас сегодня как подход к вопросу: “что такое человеческое сознание и культура, и какую роль в их формировании занимают игры”?
Развитие шахмат параллельно развитию сознания как мы его сейчас понимаем. Различимы два вида игр в древности – кости и шахматы. Первые шахматы включали кости и только в Греции качество индивидуализации личности и как следствие вопрос свободы выбора привел к отказу от фатума как действующего фактора – “теперь сынок ты за все в ответе”.
Шахматы ловушка внимания. Внимание – как способность направить луч сознания в любую точку мира – видимую и невидимую. Телескоп.
.
[600x414]
А теперь слово имаму ар-Рагибу.
“…Искусный шутник тот, кто не чуждается истины и показывает свой разум, и занимающийся шутками не счи¬тается запятнанным пороком, когда о нем упоминают среди людей умных; и это — как шахматы, ибо в руках сильного игрока они всегда новые, ими добиваются умения обманы¬вать в войнах, что весьма полезно для отвращения врага от битв.
Сказал же Пророк, да благословит его Аллах: война - это обман! Также говорят: если ты не в силах победить, то обмани и будь с помощью своей хитрости более сильным, чем с помощью своих сил...
Играющий в шахматы нуждается в образе действий aлчущего мести, в энергии ищущего и в решимости прыгающего, в готовности желающего.
Какая же большая разница между шахматами и нардами с точки зрения религиозного закона и доблести! Улемы единогласно решили, что нарды запретны, а занимающийся ими - нечестивец, доблесть же требует избегать их. Как же отвратитсльно для умного стать рабом двух камней до такой степени, что он вручает и свое достояние и свою землю в их руки, и они приказывают ему и запрещают, и он подчиняется их руководству больше, чем подчиняется верблюд, когда его ведет маленькая девочка!..
.
Что же касается смысла создания шахмат и нард, то Абу Зейд аль-Бахли говорит, что он не перестает быть поклонником шахмат из-за того, что они выявляют послед¬ствия мудрости играющих во всем, что они рассчитывали выявить, и превращают загадочное, малопонятное в нагляд¬ный пример и в картину, подпадающие под наблюдение и восприятие чувствами, чтобы приблизить это тем самым к пониманию: самыми верными доводами и ясными доказа¬тельствами является все то, что постигается путем нагляд¬ного показа и подпадает под восприятие чувствами.
Часто ухитряются создавать вещи так, чтобы внешняя сторона была бы предметом игры для всех чувств, а внут¬ренняя сторона представляла собой особое упражнение для умов с той целью, чтобы увлечь несведущего из народа и заставить его страстно предаться им, и тогда распростра¬нится всюду знание о них; и это из разряда, воспринима¬емого слухом, - инструменты гармонии, из разряда, воспринимаемого зрением, - инструменты для наблюдения за звездами и инструменты для определения времени, а из разряда речи - включение в ее содержание разного рода мудрых изречений и рассказов, сочиненвых наподобие прит¬ч и басен; и вот в этот же разряд входят две игры - нарды и шахматы.
Обе они устроены так, что по своей внешности это – игра для всех - ведь не существовало ни в древнее, ни в новое время двух игр, которым была присуща такая красота трюка и такое разнообразие возможностей, какие присущи им обеим, и потому-то люди увлекаются ими, и обе они распространились среди всех наций, и их создатель претендует на право гордиться ими перед поко¬лениями византийцев и персов; и нет третьей игры в том же роде, как эти две.
Что касается внутренней их стороны, то этим пресле¬дуется цель показать, что обе они - самые величественные, почему и увлекаются борьбой в них люди, и что обе они - наиболее глубокие, и особенно потому, что при этом умы становятся в тупик и мысль блуждает…
-
“…Сколько конницы я видел выступающей против конницы, Как каждая из них дает другой испить чашу смерти на правом фланге, на левом и в центре. Для построения отрядов при столкновении у каждого лагеря есть начальник, который управляет, укрепляя фланги. Когда двинутся в наступление пешие воины и понесется вперед конница по похожей на лестницу площадке, - перед тобой покажутся в их лагере знамена, вооруженные над поднятой ветром пылью. Когда они бьются, то становятся злыми, но остаются невредимыми, не получивши ран и не испытывая враждебности, как было исстари. И все это ради забавы и шутки…”.
Шахматы — модель сражения.
В 14 веке для многих жителей Востока настали тяжёлые времена. Несметные орды монгольских завоевателей набросились на мирные города и страны. Лишь немногие народы пытались противостоять захватчикам. Смело вступил в борьбу с врагами средне¬азиатский полководец и эмир Тимур (1336-1405). Ему удалось освободить свои земли от гнёта захватчиков и основать в 14 веке своё государство со столицей в городе Самарканде. Эмир, которого за хромоту звали ещё Тамерланом, прослыл большим любителем шахмат. Достойным для воина развлечением он считал лишь два занятия: охоту и шахматную игру. Всю свою жизнь «Железная Нога» провёл в войнах и походах, укрепляя и расширяя границы своего государства. И во всех походах его вечным спутником были шахматы.
Что же касается смысла создания шахмат и нард, то Абу Зейд аль-Бахли говорит, что он не перестает быть поклонником шахмат из-за того, что они выявляют послед¬ствия мудрости играющих во всем,
Трактат ар-Рагиба поднимает важнейший вопрос – о связи шахмат и жизни. Народы играли в игры, имитируя свои реальные ситуации. Викинги, разбойники Севера, имели игру “Защити Конунга” – конунг ставился в центр доски и окружался воинами, а противник теснил их отряд со всех четырех сторон. Задача игры - пробиться к краю доски который обозначал берег моря и спасительный корабль. Эта игра имеет современный аналог: “Волки и овцы". Узнав шахматы викинги бросили эту игру и стали играть в шахматы.
Другой пример – война России и Швеции оставила след в народах побережья – они стали играть в игру типа “Волки и овцы", только их со всех сторон теснили московиты. Связь в другую сторону более сложна для понимания и ее удается отследить только по следам.
В сражении с турецким султаном Баязидом войска Тамерлана в 1402 году одержали важную победу. Они наголову разбили врага и взяли город на реке Ситон. Отдыхая в походном шатре после тяжёлой битвы полко¬водец со своим визирем играл шахматную партию. Тимур нанёс противнику красивый удар ШАХ-РУХ. Его конь одновременно напал на короля противника и на самую сильную фигуру ладью. Сейчас бы такой удар назва¬ли «вилкой». В то же время гон¬цы сообщили, что у него родился сын. Обрадованный таким редким совпадением приятных новостей, эмир решил увекове¬чить эти события. В итоге, сын получил имя Шахрух, а город, который он захватил, переименовали в Шахрухию. Попробуйте сами перевести на русский язык! И ребёнка, и город на¬звали (Королевская ладья или Королевская судьба). Прилетащая птица Рух-Судьба решала исход
. Последняя глава рукописи ар-Рагиба особенно интересна шахматистам, так как она дает практические советы. В ос¬новном рекомендации автора применимы и к современным шахматам, хотя правила шатравджа были несколько иными: слон прыгал, как конь, но через одво поле по диагонали; ферзь по силе уступал и слону и коню - он передвигался лишь на одно поле по диагонали; самой сильной фигурой шатранджа была ладья - она двигалась так же, как и в современных шахматах; так же, как и сейчас, передвигался и конь.
, в изданной уже в наше время “Энциклопедии Ислама” об ар-Рагибе сказано, что многие считали его мутазилитом, пока некий Фахр ар-Лин не доказал его ортодоксию. Нам не удалось познакомиться с доводами Фахр ар-Лина, но из со своими страданиями и действиями, а четыре части доски он срав¬нивает с четырьмя временами года; и двенадцать делений, которые имеются в распоряжении каждого из игроков, он сравнивает с двенадцатью знаками Зодиака, окружающими Землю, и с двенадцатью месяцами года, а двадцать четыре же деления, которые находятся на двух сторонах доски, он сравнивает с двадцатью четырьмя часами, которые являются временными часами суток, месяцев, годов...”
Считается, что нарды изобретены в Иране несколько позднее шахмат. В сочинениях, посвященных изобретению нардов, обычно этих событий нашел отражение в литературе. Чтобы показать, что шахматы ве противоречат исламу, в рукопи¬сях, как правило, приводятся списки известных лиц - халифов, богословов, законоведов - и излагается их точка зрения по этому вопросу. Среди упоминаемых автором имен интересен некий Саид бен джубейр. “Рассказывают, что Саид бен джубейр играл в шахматы, повернувшись спиной к ним, благодаря своему искусству и проницательности”.
Он известен тем, что принимал участие в восстании против халифа Абд-аль-Малика. После разгрома восстания долго скитался, пока не был схвачен и казнен (714 г.). В истории шахмат с его именем связано первое упоминание об игре не глядя на доску Подобные сведения об игре вслепую в Европе относятся лишь к ХIII веку“…Глава о завете шахматистам, о том, что нужно им соблюдать, а заимствовано это из слов аль-Ладжладжа. Надлежит любителю шахмат менее всего продаваться заботе и печали, ибо забота — окова души и смерть чувству; и надлежит ему также (перед игрой) поменьше работать, ибо усталость оглупляет способности; и да не овладеет им пресыщение, ибо обжорство утомляет органы тела и отбивает сообразительность - ведь когда желудок переполнен, за¬сыпает способность делать выводы, немеет мудрость и ор¬ганы отказываются мыслить; да не овладеет им бешенство голода и его буйство, ибо желудок, когда он пуст, отвлекает сердце от размышлений, а глаз от осмотрительности.
Это все то, к чему призываются и судьи при вынесении приговоров. На это указывают слова Пророка, благословит его Аллах и приветствует: «Да не судит судья, когда он во гневе!»…”.
Аль-Ладжладж — выдающийся шахматист Х века, умер¬ший немного позже 970 года. Своим именем обязан, веро¬ятно, физическому недостатку (“ладжладж” по-арабски «заика»). Его сочинения о шахматах упоминаются во многих старинных рукописях. Память о нем как о выдающемся шахматисте много столетий жила среди персов, турок и индийцев. Он стал легендарной фигурой, и некоторые мифы о возникновении шахмат связаны с его именем. В трудах Ладжладжа сконцентрировано все ценное, все лучшее, что было тогда в шатраидже. Сам же Ладжладж считал себя учеником ас-Сули, другого выдающегося шахматиста тех времен, жившего несколько ранее (умер в 946 г.). В своих сочинении аль-Ладжладж не раз выражает своему учителю благодарность за те знания, которые он получил.
Некоторые советы, которые ар-Рагиб считает исходящими от Ладжладжа, на самом дела принадлежат ас-Сули. Впрочем, не ис¬ключено, что ар-Рагиб ссылается на аль-Ладжладжа лишь для авторитета и что подобные выводы были известны в те времена многим сильным шахматистам
Г. Мэррей в своей “Истории шахмат” (1913 г.), описывая одну из рассмотренных им арабских рукописей, указьвает “...он (Ладжладж) цитирует ар-Рази, установившего, в каких случаях неблагоразумо играть в шахматы - когда голова занята другими заботами или после принятия пищи”. Нетрудно догадаться, что смысл приведенной выше цитаты примерно совпадает с этой рекомендацией. Ар-Рази - известный шахматист, живший несколько раньше, чем ас-Су-ли. Однако был и другой ар-Рази, тоже выходец из иранского города Пешт, - знаменитый медик абу Бекр ар-Рази (864— 925), один из основателей алхимии. Известно, что он был очень плодовит и написал много сочинений, посвященных самым различным вопросам, но после смерти ар-Рази его сочинения подверглись сожжению. Не исключено, что эти медицинские советы принадлежат ар-Рази не шахматисту, а врачу. Далее ар-Рагиб дает такие советы:
“…И надлежит ему, когда игра проиграна, сделать осмотр своим фигурам и фигурам противника, своему королю и королю противника. Ведь сказано: кто оставляет последствия без внимания, то самый малый исход его стремления - всегда гибель. Ему надлежит, когда он найдет какую-либо вещь деше¬вой, не покупать ее только для того, чтобы ее иметь; ему надлежит не отдавать ни одной своей вещи без необходи¬мости, разве только за более ценную. Ведь один из скупых, наставляя своего сына, сказал: будь как шахматист, который берет чужое и крепко защищает свое. В большинстве партий не должен он выдвигать королевскую пешку выше четвертого поля, разве только чтобы с ней была ферзевая пешка, защищая свою фигуру или мешая чужой, или если партия была совершенно за¬крытой и невозможно сделать ее открытой, не иначе как только при помощи этой пешки. Пешку продвигают на четвертое поле в большинстве партий для того, чтобы у ферзя было больше пространства, и если уйдут от него две пешки первого ряда, то лучшая возможность для обеих ладей - находиться в этом ряду, в
Надлежит игроку избегать щедрости тогда, когда нужно проявить скупость, и отбросить скупость, когда нужно проявить щедрость. Иногда человек поскупится на малое и обрекает на гибель многое. Одинаково достойны порица¬ния - скупой, который проявляет скаредность, когда он дает, и дающий щедро, который расточает кучу денег, - за то, что они превышают должную меру в этом расточитель и скряга одинаковы.
Играющий в шахматы, сидя за ними, должен придерживаться пяти следующих правил:
1. лови удобный случай, ибо он скоропреходящ;
2. выноси решение у головы дела, а не у хвоста его;
3. берегись обнаружить слабость, ибо слабость — самое ненадежное верховое животное;
4. берегись вмешиваться в то, в исходе чего для тебя есть опасность;
5. придерживайся и того, чему учил Сократ: “Основатель¬ным размышлением доходят до правильного мнения”.
Благодаря прекрасному второму требованию становятся прекрасными и все остальные. К характеристике шахмат относятся и слова поэта ар¬-Сари
Какими мучительными желаниями кипят они оба душой
И как изливается ум по время борьбы
На арене, участки которой разделила судьба
Между двумя витязями - мастерами в
качестве места для состязания.
Ни капли крови оба они не пролили,
как будто она прогоняется вверх и вниз;
предстают они оба немедленно перед
твоими очами каждый раз; как ты
Глянешь на это вблизи, - то смело нападающий,
то увертьвающийся,
И как будто этот трезвый шествует
выпрямившись, и как будто тот, опьяненный,
идет шатаясь.
Как удивительна эта война когда она
выдает, видны клинки мужчин, но не видно
ни одного убитого! ….“
[505x338]
Эти фрагменты позволяют оценить, чем интересен трактат ар-Рагиба, что нового он вносит в историю шахмат.
Во-первых, трактат ар-Рагиба - самое древнее из из¬вестных сочинений, которое широко, в большом философ¬ском смысле, ставит вопрос, что такое шахматы, и пытается на него дать ответить.
Во-вторых, трактат показывает, насколько глубоко в то время на Востоке понимали шахматы, насколько сильна была разработана стратегия и тактика этой игры — ведь Европа еще только знакомилась с нею.
В-третьих, трактат проливает свет на личность его ав¬тора. Имам ар-Рагиб предстает отнюдь не ортодоксальным теологом, каким его до сих пор В его высказываниях, касающихся шахмат, заметно сво¬бодомыслие. Хотя и весьма осторожно, он высказывается против догмата о предопределении, ратует за свободу вы¬бора.
И, наконец, давая советы шахматистам, ар-Рагиб все время оперирует примерами из обыденной жизни людей, показывая, что в шахматной игре применимы те же правила, что и в жизни, иначе говоря, что шахматы не только модель сражения, но и модель жизни вообще.
оздатели этих шахмат – братья Зигура, Егор и Никита, молодые скульпторы из Днепропетровска, вот их
Смесь популярных личностей — самый немыслимый микс
И еще несколько комплектов разных шахмат, все по-своему интересные и замечательные. Вывод такой – играть можно чем угодно и где угодно, было бы желание.
P.S.
Фрагменты из трактата в переводе Х. Баранова приводятся с сокраще¬ниями; комментарии Ю. Авербаха и Х. Баранова.
Трактат о шахматах составляет небольшую часть руко¬писного сборника, содержащего двадцать три философских, этических и теологических сочинения. Среди авторов работы известные ученые ХI-ХII веков: историк аль-Шахрастани, философ-теолог аль-Газали и др. Автор трех трактатов бессмертный Ибн-Сина (Авиценна).
Все сочинения сборника переписаны не позднее ХIII века красивым почерком, так называемым насх. В коллекции восточных рукописей библиотеки им. Н. И. Лобачевского сборник этот считается одним из ред¬чайших. Ни одно из содержащихся в нем сочинений до сих пор не публиковалось и не исследовалось.
Хранится сборник в этой библиотеке с 1932 года - до этого он находился в Центральной библиотеке-музее Та¬тарской республики. А туда он поступил в 1920 году в составе большой коллекции восточных рукописей, собранной казанским педагогом-библиографом Г. Галеевым-Баруди, который привез эту рукопись во второй половине XIX века из Средней Азии.
Законченный вид, который игра имеет сегодня, она приобрела в XVI в.
[600x450]
Существуют различные виды шахмат
Трехмерные
[450x370]
Съедобные
[600x371] из шоколада
[499x360] бисквита
Супер Марио
[450x290]
Звездные войны
[450x363]
Дорожные
[450x261]
[450x298]
Вязаные
[450x323]
Древняя Русь.Дмитрий Донской против Мамая-белые фигуры
[450x302]
Золотая Орда -черные фигуры
[450x302]
Священная Римская империя
[450x317]
Напольные
[600x400]
[450x253] Лондон,Трафальгарская площадь
Детские
[450x388]
Интересные факты о шахматах:
Семь искусств, которым обучались будущие рыцари, назывались «Семью рыцарскими добродетелями». Это фехтование, плавание, соколиная охота, сложение стихов в честь дамы сердца, владение копьем, верховая езда и игра в шахматы.
Множество великих людей любили шахматы: Карл Великий, Спиноза, кардинал Ришелье, Пушкин, Стефан Цвейг, Толстой, Тургенев и Тамерлан. По одной из легенд, Гвиневра соблазнила Ланселота во время шахматной партии.
Положение игроков в обществе нередко влияло на стиль их игры. Например, и Наполеон, и Карл XII считали, что королю позорно прятаться, а потому в шахматы они никогда не делали рокировки. Карл при этом безбожно проигрывал
[600x526] -шахматы Наполеон
Писательница конца XIX века Роза Майредер была теоретиком феминизма и постоянно возмущала современников своим шокирующим поведением. Мало того, что она демонстративно не носила корсет, она еще и не стеснялась заявлять, что ей нравится играть в шахматы. В те времена играть в шахматы для женщины считалось совершенно неприличным.
Именно в эту, страшно неприличную игру, предложила сыграть Робеспьеру жена Томаса Пейна, гражданина Франции, осужденного к гильотине за то, что он предложил не казнить Людовика XVI, а просто выслать его из страны. Жена Пейна выиграла жизнь своего мужа в шахматы. Пейн уехал в Америку и стал одним из отцов американской демократии.
По личному указанию Хуана Антонио Самаранча в 1997 году один из бельгийских институтов провел исследование, из которого следовало, что игра в шахматы - труднейшее занятие с точки зрения стрессового воздействия. Человек, занимающийся этим, должен быть физически выносливым и иметь крепкую нервную систему. Говорят, что именно во время игры в шахматы скончались Иван Грозный и королева Бельгии Мария Генриетта Анна.
В древних и средневековых шахматах имелось немало экзотических модификаций фигур: драконы, кентавры, епископы, всадники и т.д. С развитием цивилизации их набор пополнялся, в том числе гренадерами, саперами и другими военными специалистами, а XX век обогатил шахматы танками, самолетами, и даже атомной бомбой, в которую превращается пешка, добравшись до последней горизонтали.
Индийский раджа Акбар, живший в XIX веке, любил созывать в свой сад несколько десятков танцовщиц, а сам забирался на высокую мраморную башню. Так он играл в шахматы, где фигурами были танцовщицы. Постепенно раджа отпускал девушек по мере удаления фигур с поля.
Подробнее: http://kotomatrisi.ru/life-store/4247-neskolko-faktov-o-shahmatah.html
http://www.pozitiff.info/view
http://www.liveinternet.ru/use…
kotomatrisi.ru›life-store…faktov-o-shahmatah.html
kotomatrisi.ru
© 2007 Государственная публичная научно-техническая библиотека России
vseigritut.ru›sahmat/sahmat1.php
monemo.ru/culture/mir-shaxmat-bogat...
http://www.inna.ru/catalog/gui…
Copyright © 2010 "Подвижные и интеллектуальные игры для детей,
[600x450]
Ваше мнение стоит учить детей играть в шахматы? Мое мнение как любителю шахмат -обязательно,т.к. шахматы развивают ум,учат умению анализировать, логически мыслить, уважать и считаться с противником...