• Авторизация


Человек волк(часть 1) 20-07-2013 22:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


               [показать]

 

 

 

Ясон – один из самых удивительных людей на свете. Он несколько лет прожил в стае волков – и принес обоим видам что-то важное. Нам рассказал о культуре зверей, а их научил от нас спасаться. Его рассказы похожи на сказку – потому что Ясон спускается в те пласты сознания, в которых были созданы древние мифы и в которых люди и звери ещё умели слышать друг друга.



                                    Интервью с Ясоном Бадридзе.

 

 



                                 [показать]
 

 

 

- Когда мне было лет пять, в Боржомское ущелье отец меня взял осенью. Мы там жили на опушке леса – и звуки странные доносились. И когда я спросил, мне хозяева ответили, что это олень кричит. 

- Почему они кричат?
 

- Ну, вот сейчас кричат, а весной будут оленята…
 

Ребенку не могли объяснить, почему они кричат. Ну, а я знал, что детей находят в капусте. Думаю: в лесу капусты нет – значит, находят в кустиках. Я высказал своё мнение – все стали смеяться, я был страшно оскорблён…
 

Потом мы пришли с отцом в лес – и услышали вой волка. И это было страшное впечатление, что-то потрясающее! Всё в душе перевернуло. И до сих пор я, как вой слышу, какое-то волнение наступает, куда-то хочется бежать, трудно объяснить… С этого, судя по всему, всё и началось. И когда вопрос встал ребром, чем заниматься, я выбрал их.

 

 



[показать]
 

 

 

- Вы два года прожили в волчьей стае? 

- Да, я изначально был экспериментатором, изучал физиологию поведения. Но вскоре осознал, что мы изучаем механизмы того, смысла чего не знаем. Жизнь зверя в природе была почти неизвестна, публикаций о волке тогда почти не было. Я попробовал заняться групповым поведением собак – но очень скоро понял, что они, живя рядом с нами, потеряли многие поведенческие черты. И тогда я решил пожить с волками. Поехал туда же, в Боржомское ущелье, нашел одну семью. Меня интересовало, как формируется поведение, как они обучают волчат охоте…
 

- Погодите. Как вы с ними познакомились, вошли в доверие?
 

- Во-первых, мне надо было определить основные их тропы.
 

- Это как?
 

- Ну, я тропить-то (идти по следу, охотничий жаргон – Ш.Б.) умел, охотой в молодости увлекался – потом уже завязал дуло узелком. Значит, выяснил тропы, взял старые пеленки (дети мои уже выросли из этого), поносил на себе, чтобы моим запахом пропитались. И начал на тропах стелить эти кусочки. Материя белая, очень контрастирует – а у волка неофобия очень сильно развита…
 

- Что?
 

- Неофобия – они боятся всего нового. А с другой стороны, им очень хочется его исследовать – на таком конфликте всё время живут. Волки начали обходить эти куски издалека. Интересно было наблюдать, как расстояние постепенно сокращается – и в конце-концов они начали рвать эти куски. Я тогда начал выкладывать туда кусочки мяса. Когда они начали его подъедать – это значило, что они к моему запаху привыкли. Это все длилось около четырёх месяцев.

 

 



                            [показать]

 

 

 

- Все время в лесу? Как? 

- Да нормально: бурка, рюкзак, котелки. Палатку я не брал. Если нужно было костер разжечь, я уходил за речку. В горах ток воздуха по ручью идет, так что дым их не беспокоил. Я знал уже все их тропы, знал, где дневное лежбище, рандеву-сайт…
 

- Но к ним не ходили?
 

- Ни в коем случае – чтобы не напугать. И потом я решил встретиться. Как-то утром увидел по следу, что они прошли – матёрые, самец и самка – они логово для волчат подыскивали. И остался их ждать, метрах в пятидесяти от тропы. Где-то в полдень они возвратились. И когда они меня увидели, самка остановилась – а матёрый пошел на меня прямо. Метров до пяти подошел и смотрит. Это состояние было, я вам скажу! Когда на таком расстоянии зверь смотрит тебе в глаза. Я без оружия – и он это знает, они запах оружия хорошо знают.

 

 



[показать]
 

 

 

- Почему были без оружия? 

- От оружия человек наглым делается. Он идет на риск, на осложнение ситуации – зная, что у него за спиной оружие. Я знаю, у меня дома целый арсенал был, у отца коллекция была потрясающая, я с детства привык обращаться. И отец в своё время меня учил: от зверя убегать – хуже ничего нет, все равно догонит. Так он стоял, смотрел, смотрел, потом рявкнул, развернулся – и на тропу. И спокойно ушли. А я языком ворочать не могу, как будто язык отсидел. Ну, пронесло, реально пронесло. Но уже стало ясно, что с ними этот номер пройдет. Он испробовал меня – как я отреагирую. Увидел, что нападать я не буду и убегать тоже не собираюсь.
 

И вот после этого стало возможным с ними ходить. Они идут – я на расстоянии пятидесяти или ста метров за ними. Куда они – туда и я. Бурка, мои котелки и всякие штучки в рюкзаке – и бегал за ними. Я был в хорошей форме благодаря моему отцу: он был основателем местной школы каскадеров, и я с детства акробатикой занимался, умел владеть телом – как прыгать, куда падать. Но все равно, конечно, было трудно угнаться. А они вообще махнули на меня, первое время до оскорбления игнорировали, как будто меня не существует на свете.
 

- То есть вы перебрались к ним жить?
 

- Да, я всё время с ними вместе ходил. Где останавливаемся – там и я остаюсь спать. Как-то спал в бурке завернутый на рандеву-сайт – слышу, вода журчит, на бурку наливается что-то. Выглядываю – матёрый с поднятой ногой стоит, пометил значит меня…

 

 



                    [показать]

 

 

 

- А что это была за стая? 

- Замечательная семья, лучшая из всех. Старшим там был волк-старик, потом пара матёрых – отец и мать, трое переярков (выросшие щенки прошлых лет), потом появились волчата. Старик уже не охотился, на рандеву-сайт маленький пригорок был – и он всё время на нём лежал, потому что обзор хороший, издалека видно. Волчица приносила ему еду – отрыгивала после охоты. У волков есть интересная способность – они умеют регулировать секрецию желудка. Если мясо нужно для запасания или чтобы отрыгнуть взрослому – оно не переваривается абсолютно. Просто оболочка слизи и всё. Слизь эта бактерицидная – мясо в земле не портится, в худшем случае немножко подсохнет. А щенкам они приносят полупереваренное – уже через полчаса после охоты. И вот старика кормили матёрая волчица и один из переярков.

 

 



[показать]
 

 

 

 

Этот переярок, Гурам – он и меня подкармливал, когда я там болел. Ногу я себе сильно повредил, лежал, не мог их сопровождать на охоту. Они возвращались, Гурам подойдет, в глаза посмотрит – и оп – в полуметре от меня мясо отрыгнёт. Гурам был моим ближайшим другом, мы вместе альпинзмом занимались, он погиб – и в честь него я него этого переярка назвал. Реально был похож – такой высокий, светлый, намного светлее остальных. И характер очень хороший. Между молодыми довольно часто бывают драки. И в них этот Гурам всегда побеждал – но при этом сам их никогда не провоцировал. 

- И все они вас приняли одинаково?
 

- Взрослые приняли после той встречи, переярки понаблюдали за родителями, поняли, что я не опасен. А потом щенки родились – они вообще не знали, что меня там быть не должно. Дело ещё в том, что волки эти меня намного раньше увидели, чем я их. Пока я их следы изучал, они меня физиономически уже знали. И они поняли, что моё присутствие обеспечивает им спокойную жизнь от егерей. Там браконьерство жуткое было: постоянно капканы ставили, гонялись за ними – за волка пятьдесят рублей давали. А я с егерями договорился под угрозой мордобоя: пока я здесь, никаких волков не трогать.

 

 



                             [показать]

 

 



- И как они живут, чем занимаются?
 

- Порядочное количество времени они отдыхают. Они должны минимизировать затраты энергии. На дневках, где вся семья собирается, они в основном лежат, переглядываются, матёрые кобель и сука могут облизывать друг друга. Никакой игры у взрослых. А молодые очень много играют. Игра, отдых и охота – больше они ничем не занимаются.
 

- Спят ночью или днем?
 

- Это невозможно предсказать, смотря какая ситуация. Если хорошую добычу завалили, оленя большого – нажрутся, накормят щенков или суку, которая после родов не охотится, остатки закопают, кладовые сделают – и могут сутками валяться.
 

- А какие у них были отношения?
 

- Очень хорошие. Переярки потрясающе заботятся о щенках. К старику тоже все подходили, вылизывали, блошили. Единственно – они определяют свой статус. Молодые часто дерутся, сначала до крови доходит; а потом они обучаются ритуализировать агрессию – года в полтора, когда молодые входят в социальную систему старших. У взрослых состояние агрессии тоже есть – но оно ритуализируется. Я могу клыки показать, схватить – но царапины не останется. Это очень важно.

 

 



                                      [показать]
 

 

 

 

- Как они охотятся? 

- Ну, например, старик вскакивает, садится и начинает подзывать других. Они трутся носами. Матёрый разворачивается, уходит метров на пятьдесят, прислушивается, возвращается, опять какие-то контакты – трутся носами, в глаза друг другу смотрят, вроде как совещаются и уходят на охоту.
 

По тропинке спускаются, останавливаются, опять смотрят в глаза – и все расходятся. Функции на охоте распределяются: один лучше бегает, загоняет, второй лучше в засаде нападает. Там, допустим, был огромный луг – волчица с дочкой уходят в лес, на опушку, матерый атакует оленя и гонит, кто-то ему тропу перекрывает, пытаются загнать его ближе к опушке – а там волчица вылетает.

 

 



   [показать]
 

 

 

 

- А как они договариваются, кто где будет? 

- Вот именно. Есть коммуникация звуковая, запаховая, визуальная. Но есть ещё какая-то невербальная связь, телепатическая. Это очень хорошо видно перед охотой – они вроде как совещаются, в глаза друг другу смотрят, фиксированный такой взгляд – и зверь разворачивается, идёт и делает то, что оказывается адекватно делать в тот момент. И когда у нас все барьеры пропали, у меня это тоже появилось. Вот я выхожу с ними на охоту – матёрый разворачивается, в глаза смотрит – и я бегу туда, куда надо. Это потом оказывается, что я правильно пошёл и закрыл тропинку оленю.
 

- А мимо тропинки он что, не может?
 

- Да куда с такими рогами, вмиг настигнут.
 

- А ваше сознание не мешало вам?
 

- Сначала мешало, пока я думал, что делать. А потом – нет, абсолютно, уже через несколько месяцев. А месяцев через восемь я уже мог точно описать, что делает волк у меня за спиной. Потому что всё-таки всё время было напряжение: это дикие звери, надо контролировать. И, видимо, это напряжение пробудило третий глаз или как это называется.

 

 



                                [показать]
 

 

 

 

Потом-то я поставил эксперимент. Вот я обучаю волка в закрытом помещении: свет – сигнал направо, звук – налево. Там еда в кормушке. Для обучения требуется, к примеру, десять экспериментов. Затем этот зверь остается в комнате – ввожу нового волка. Он первого не видит и не слышит, это я точно знаю – у меня был микрофон, который чувствовал от 5 Гц до 35 кГц. Никаких звуков. Второй волк обучается за пять экспериментов. Вывожу первого, обученного – нужно десять-одиннадцать. За счет чего? Это ведь связано с пищей: зверь волнуется, когда слышит условные сигналы, и, судя по всему, мысленно повторяет всё, что реально должен был сделать. И это каким-то образом передаётся… 

Вообще, за эти два года накопилась уйма вопросов, на которые надо было экспериментальным путем ответить. Это была пища для ума, для экспериментальной работы.

 

 

 



                    [показать]
 

 

 

 

- И часто им удается этого оленя поймать? 

- Хорошо, если каждая четвёртая охота – удачная.
 

- Нечасто. А надолго его хватает?
 

- На несколько дней. Я говорил, они делают кладовые. Но оказалось, что волки не помнят про существование своих кладовых. Но зачем тогда делать, да? Я эксперименты ставил. Оказалось, что функция этих кладовых – не себя прокормить, а создать максимально стабильную кормовую базу для щенков. Потому что вероятность случайного нахождения своих или чужих кладовых настолько велика, что запоминать не нужно. Это хорошо, что они их не помнят, – а то бы сами съели, а надо оставить щенкам, чтобы не голодали. Если волчата недоедают, они вырастают психически больными, возбудимыми – и у них агрессия не ритуализируется, всегда остается реальной. Когда волчица на сносях, семья начинает интенсивно закапывать добычу. Закопают и забудут. Это невероятно адаптивная неспособность запомнить. Абсурдно звучит «адаптивная неспособность» – но это так.

 

 

 



[показать]
 

 

 

 

- Вы хотели понять, как они обучают волчат охоте? 

- Да, все крупные хищники учат детей охотиться. От рождения они этого не умеют. Куньи, например, охотятся на грызунов, там у них один приём, он генетически детерминирован. Как только молодая куница ушла из гнезда – она может охотиться, родители её не обучают. А волчонок может в игре убить крысу – и тут же потеряет к ней всякий интерес, и может рядом с этой крысой умереть с голоду.
 

- Почему?
 

- Я думаю, у крупных хищников видовое разнообразие жертв очень большое. Какие-то врожденные инстинктивные элементы у них есть: положительная реакция на запах крови, преследование движущихся объектов – но до умения охотиться это далеко. Если необученный волк попадет в стадо овец, он просто будет в панике. Он понятия не имеет, что это пища. Охота у них – это культура, традиция. Причем, у каждой семьи она своя. В одной и той же местности могут жить семьи, которые умеют охотиться только на лося или только на оленя. С одной стороны это шикарное разделение, чтобы не конкурировать. Но с другой -- это классический пример традиции. Если волчонка не учить охотиться на лося, он сам не научится – он даже запаха его не знает.
 

Там, где мы с ними жили, в николаевские времена было императорское охотничье хозяйство. И в то время у волков был описан один необычный приём охоты. Вообще в норме они пытаются под уклон пустить оленя, а он пытается наверх уйти. У оленей это инстинктивная реакция: наверху им легче спастись, а пойти под уклон – это стопроцентная смерть. А тут волки специально его загоняли на подъем – который кончался пропастью. Олень туда срывался, а они спокойно обходили эту гору и там его добывали. Тот же самый приём на этом же конкретном месте был и при мне. Передаётся из поколения в поколение.

 

 

 



                                [показать]
 

 

 

 

- Так может им тогда и не надо договариваться? 

- Абсолютно стандартных ситуаций ведь не бывает. Старый опыт надо применить в новой ситуации – то есть, подумать. Меня всегда интересовало: способны звери к мышлению или нет. Я ставил эксперименты на применение старого опыта в новых условиях. В разных экспериментах всё выглядит по-разному – и визуально и физически. Но животное способно поймать логику самой задачи. На охоте без способности думать зверь ничего сделать не сможет. Только экстраполировать направление движения жертвы надо десятки раз за охоту. Это довольно простой уровень – но этому надо учиться, волк из зоопарка не сможет. А они способны и на более высокий уровень: прогнозировать результат своих действий, действовать целенаправленно. У меня были эксперименты, которые это доказывают.
 

Потом я ещё выяснил, что волки умеют считать – до семи и кратно семи. Им часто приходится решать задачи, состоящие из большого числа множеств, и они это могут. Ну, то есть, найти третью миску в пятом ряду он может легко. Но, если число больше семи, – сбивается…
 

Короче, они всё время думают. И если что-то на охоте получилось – достаточно одного раза, и они начинают применять этот приём. Как-то косуля залезла в кустарник – и уже двинуться там не смогла. И моментально её задавили. В следующую охоту они целенаправленно пытаются в кустарник её загнать.

 

 



[показать]
 

 

 

 

- И как они учат волчат? 

- Сначала приносят куски мяса, потом куски мяса со шкурой – приучают щенков к запаху добычи. Причём, они это делают строго по возрасту. В четыре месяца взрослые начинают подзывать волчат к добыче. Добудут оленя – и воем подзывают, показывают, как он выглядит. Потом учат брать след и тропить. Первое время щенки не понимают, в какую сторону по следу бежать – но через несколько дней уже тропят правильно. Но если догонят – убегают: до девяти месяцев они перед оленем испытывают непреодолимый страх. Потом начинают ходить на охоту со взрослыми. Сначала просто рядом бегают, боятся ещё, дальше начинают загонять, потом прикусывать – и постепенно осваивают приёмы, к полутора годам примерно. Приёмы у каждого свои – зависит от силы, характера. Кто-то на круп бросается, кто-то на бок. Если волк слабее, он будет выбирать тактику, где меньше усилий, если трусливый – будет действовать, как безопаснее. И роли складываются: один гонит, другой направляет, третий в засаде…
 

И, кроме того, волчата же всё это время играют друг с другом. Если сравнить, как волчонок атакует во время игры – и потом на охоте, выясняется, что одинаково. Заодно они учатся чувствовать, понимать друг друга. А потом эти навыки оттачиваются на реальных объектах. Они начинают с маленького, с зайца, учатся, как его оптимальнее взять. Причём обучение с одного раза идет: один раз ошибся – второй раз не повторит.

 

 



                   [показать]
 

 

 

 

- А эта семья как-нибудь менялась, пока вы там жили? 

- Только одного выгнали переярка. Очень тяжёлый у него характер был, всё время конфликты какие-то возникали – и выгнали его. Вроде бы агрессивный индивидуум должен стать доминантом. Но если эта агрессивность переходит какую-то грань, то вся социальная система, со всеми низкоранговыми индивидами объединяется и изгоняет его. Это такой механизм, купирующий чрезмерную агрессию. И этот зверь никогда не сможет найти полового партнера. Таким образом, если это ген агрессивности, он иссекается.
 

- И куда он пошел?
 

- Ну, вышел за пределы территории. У волков территории не соприкасаются, система не замкнутая. Граница от границы в двух-трех километрах, есть нейтральные зоны, чтобы особи могли выходить. Семья же не может расти бесконечно. Хотя размножается только одна пара, доминирующая, матёрые волк с волчицей. У переярков даже течка не наступает, как правило; чтобы размножаться, им надо или уйти, или дожидаться, когда родители состарятся. Но все равно пометы большие – и примерно раз в четыре года семья достигает критической численности, тесно становится. У всех млекопитающих существует потребность в реализации определенного количества социальных контактов. И как только это количество выходит за пределы нормы, в группе начинается шумок, конфликты возникают. Увеличивается дистанция во время сна – это первый показатель. В норме-то они близко спят. Увеличивается количество агрессивных взаимодействий, социальная дистанция – и образуются группировки. Одна группа мало контактирует с другой, и в конце концов кто-то должен уйти. Остается доминирующая группа.
 

- А те куда?
 

- Там как повезёт. Если зайдешь на чужую территорию, убьют. Но бывает, что можно присоединиться к другим – если у них группа малочисленна, им не хватает социальных контактов. Или к человеку выйдет, начнет овец резать.

 

 

Продолжение следует.

 

 

 http://ziza.qip.ru/amazing-and-unbelievable/1312958405-chelo vekvolk_16_fototekst.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Человек волк(часть 1) | Натали_67 - Дневник Натали_67 | Лента друзей Натали_67 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»