• Авторизация


Драгоценные шедевры придворного ювелира Иоганна Мельхиора Динглингера 26-02-2022 17:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Драгоценные шедевры придворного ювелира Иоганна Мельхиора Динглингера

Иоганн Мельхиор Динглингер (26 декабря 1664, Биберах-ан-дер-Рис — 6 марта 1731, Дрезден) — знаменитый немецкий ювелир, «золотых дел мастер, златокузнец». Художник немецкого барокко, придворный мастер курфюрста Саксонского, Короля польского и Великого князя литовского Августа II Сильного.

 

дом мастера

 
Знаменитый ювелир родился в городке Биберах-ан-дер-Рис (Баден-Вюртемберг). Его отец был мастером скобяных изделий, дед по материнской линии — ювелиром. Иоганн учился ювелирному делу в Ульме. Совершенствовал свою технику подмастерьем в Аугсбурге, Нюрнберге и Вене. В 1692 году переехал в Дрезден и в следующем году стал членом гильдии ювелиров

Фонтан в Гевандхаус Дрезден

В 1698 году Динглингер был назначен придворным ювелиром саксонского курфюрста Августа II Сильного. Был женат пять раз и имел двадцать три ребёнка (выжили одиннадцать). В своей мастерской Иоганн Динглингер работал вместе со своими братьями, эмальером Георгом Фридрихом (1666—1720) и «златокузнецом» Георгом Кристофом (1668—1728), двумя сыновьями и четырнадцатью помощниками. Трудился в Дрездене до своей смерти в 1731 году. Его могила на старом кладбище при церкви Св. Иоанна не сохранилась. После смерти выдающегося мастера его мастерской руководил его сын Иоганн Фридрих Динглингер (1702—1767)

Иоганн Мельхиор Динглингер. Орден Золотого Руна (рубиновый набор), 1722. 3 крупных рубина, 70 бриллиантов, золото, серебро, эмаль. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

Два мавра с верблюдом. Мастера Б. Пермозер и И. М. Динглингер. Золото, эмаль, алмазы, рубины, эбеновое дерево, слоновая кость

Барка на Ниле со священным быком Аписом. Часть алтаря Аписа.

После избрания курфюрста Августа в 1694 году королём Польши новый монарх почти всё время находился в Варшаве. «Динглингер был единственным придворным художником, который мог прославлять там блеск новой короны грандиозными и изумляющими произведениями, так как их можно было легко перевозить»

Small buckle from the baldric (sapphire set) Dinglinger, Johann Melchior (jeweler) Dresden, 1710

By Dinglinger, Johann Melchior (1664-1731) Permoser, Balthasar (1651-1732)

Large decorative pendant Dinglingerhaus, Johann Melchior (jeweler) Dresden, before 1727

From the Workshop of Johann Melchior Dinglinger and his brothers in Dresden, late 1600 to early 1700s. Their Artistry can be seen at the Green Vaults Museum in Dresden

Произведения Динглингера отличают «истинно барочная, изощрённая фантазия, виртуозная техника и тщательность обработки материала».

Иоганн Мельхиор Динглингер, Георг Фридрих Динглингер, эмальер Бенджамин Томаэ. Чаша с мавританкой, 1709. Рог носорога, эмаль, бриллианты. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

 

«Детская вакханалия». Высота 33 см, верх 24х17 см, основание 12х10 см, агат, золото, эмаль, жемчужины, бриллианты
Декоративная чаша с фантастической сценой под названием «Детская вакханалия». Это изделие получило свое название из-за карикатурных фигур, которые скорее похожи на гномов, чем на детей. Налицо все признаки вакханалии: козел, собаки, полуобнаженные фигурки. Тот, кто слева, видимо, поет, а пес перед ним — подвывает. На заднем плане — какое-то фантастическое рогатое существо.

Предметы из изумрудного гарнитура: охотничий нож (работы И. М. Динглингера, первое десятилетие XVIII в.), польский орден Белого орла, украшение для шляпы, пряжка, шпага (работы И. Ф. Динглингера 1737 г.), запонка. Дрезден. Первая треть XVIII в.

Иоганн Мельхиор Динглингер.. Охотничий нож «Ловец оленей» (изумрудный набор). 9 изумрудов, 78 бриллиантов, золото, серебро, агат, позолоченное серебро, сталь, кожа. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

Иоганн Фридрих Динглингер. Придворная шпага с ножнами (изумрудный набор), 1737. 90 изумрудов, 220 бриллиантов, золото, серебро, позолота, сталь. Ножны – кожа. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

Иоганн Фридрих Динглингер. Звезда Ордена Белого Орла. 16 изумрудов, 29 бриллиантов, золото, серебро, эмаль. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Наследник был не меньшим ценителем изысканных драгоценностей, чем Август II, но расплачивался за роскошно украшенные бриллиантами, изумрудами, рубинами и сапфирами аграфы для шляп, шпаги, ордена и другие безделушки ещё более туго, чем его отец.

Придворная шпага с ножнами (сапфировый комплект). 65 сапфиров, более 300 алмазных роз, золото, серебро, эмаль. Ножны: сталь, кожа. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

Придворная шпага с ножнами (рубиновый комплект). 112 рубинов, 401 бриллиант, золото, серебро, частично позолота, сталь, кожа. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

В результате придворный ювелир впал в такую бедность, что саксонский премьер-министр граф Брюль вынужден был лично урегулировать вопрос с долгами казны за работу Иоганна Фридриха.

Иоганн Мельхиор Динглингер. Кубок «Медея», 1709. Сардоникс, золото, эмаль, бриллианты, высота 30 см, длина 24 см, ширина 14 см. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден. Орнаментальная чаша изображает волшебницу из Колхиды Медею. Согласно древнегреческому мифу, именно возлюбленная Ясона помогла ему добыть золотое руно

Кстати, таланты Иоганна Мельхиора Динглингера были весьма разносторонни: золотых дел мастер был женат пять раз и стал счастливым отцом двадцати трёх детей, из которых, увы, только одиннадцать перешагнули порог совершеннолетия.

Иоганн Мельхиор Динглингер. Аграф для шляпы, около 1722. Крупные сапфиры, 97 бриллиантов, золото, серебро, 12,3 х 5,6 см. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден. Саксонский курфюрст Август II Сильный предполагал заказать 24 комплекта подобных драгоценностей, тогда как король Франции Людовик XIV имел только три. Фактически были изготовлены 11 уникальных украшений. Для этого аграфа в 1701 году были приобретены сапфиры исключительной формы и чистоты

В 1721 году он вступил в брак последний, пятый раз – с 25-летней Софи-Анной Гутерманн, дочерью ювелира Георга Фридриха Гутерманна. Светловолосая хрупкая Софи родила трёх мальчиков и двух девочек, но ни один из них не пережил младенческий возраст, а сама молодая мать умерла в родах через пять лет супружества: её постигла та же печальная участь, что и предыдущих жён.

Иоганн Мельхиор Динглингер. Аграф для шляпы, около 1719. Изумруды, бриллианты, 11,2 x 5,6 см. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

Иоганн Мельхиор Динглингер. Чаша «Бой Геркулеса со львом», между 1708–1731. Центром композиции является битва Геркулеса (Геракла) с Немейским львом. Герой античной мифологии прославился своей неукротимой силой, и в данном случае напрямую указывал на саксонского курфюрста Августа II, получившего прозвище «Сильный». Центральные фигуры сражаются перед зеркалом, на обратной стороне которого расположен портрет саксонского князя


Слава о филигранном мастерстве ювелира вышла далеко за пределы Саксонии, и творения Динглингера, которые справедливо будет назвать произведениями искусства, пользовались большим спросом у представителей европейских королевских дворов.

 

Иоганн Мельхиор Динглингер. «Святой Георгий, сражающийся с драконом». Самая ранняя сохранившаяся работа мастера, в отношении которой его авторство не подлежит сомнению. Драгоценность была создана по заказу Иоганна Георга IV, cаксонского курфюрста из династии Веттинов, по случаю его посвящения в рыцари Благороднейшего ордена Подвязки – высшего рыцарского ордена Великобритании. Святой Георгий изображён на коне, в его руке – меч, повергающий дракона. Виртуозное мастерство Динглингера проявилось в множестве деталей, искусно собранных в одном украшении. Бриллианты чистейшей воды сверкают на тунике воина и сбруе коня, а тело дракона состоит из изумрудов огранки «кабошон»
В 1698 году в возрасте 34 лет Динглингер был удостоен звания придворного ювелира саксонского курфюрста Августа II Сильного. Великий князь слыл тонким ценителем и знатоком изящных искусств, любителем дорогих украшений и изысканных безделушек, а его двор утопал в роскоши.

Gothaer Elefant (um 1720), Schloss Friedenstein

Мастер умело сочетал контрастные свойства самых разных, в том числе экзотических, материалов: серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней, бриллиантов и жемчуга, цветных эмалей, кораллов, перламутра, панциря черепахи, чёрного дерева и слоновой кости. «Все эти материалы использовались с неподражаемой художественной точностью, остроумием и чувством меры»

Чаша в виде дракона с Медеей на крышке. Мастер И. М. Динглингер. Дрезден. До 1709 г. Сардоникс, золото, алмазы, эмаль

Эгрет для шляпы из карнеолового гарнитура. Около 1719 г.

В ряде изделий мастерской Динглингера скульптурные детали выполнял выдающийся дрезденский скульптор Бальтазар Пермозер. Для орнаментального декора Динглингер обращался к французским образцам — гравюрам Жана Лепотра и Жана Берена Старшего. Французские влияния в целом характерны для саксонского искусства того времени, отчасти по причине католических традиций в городе свободных вероисповеданий. Необычная культура Дрездена, в особенности в области архитектуры и декоративного искусства, формировалась «на перекрёстке торговых и художественных дорог между Римом и Парижем»

«Искусство этого гениального придворного ювелира не было замкнуто в себе и обнаруживает элементы чужеземных культур — восточноазиатской, античной, египетской… Одновременно с ним при дрезденском дворе работали несколько других известных ювелиров… Но даже те мастера, о которых мы знаем очень мало, создавали под влиянием этого выдающегося художника блестящие произведения. Эта важная школа дрезденского ювелирного искусства существовала в течение всего XVIII века»[10].

В 1698 году юный русский царь Пётр I во время первого заграничного путешествия несколько дней гостил в Дрездене, но останавливался не во дворце курфюрста, а в доме знаменитого ювелира. Три дня он изучал кунсткамеру курфюрста. Царь намеревался пригласить мастера и его помощников на работу в Россию, но этому проекту не суждено было осуществиться

В районе Дрезден-Лошвиц, на улице Фрауэнгассе 9, находился знаменитый в XVIII веке дом-мастерская Иоганна Динглингера (Dinglingers Weinberghaus). Дом был одной из достопримечательностей Дрездена из-за его механических диковинок — обсерватории, часов-указателей погоды (Wetteruhr) и «пожарной машины» (Feuerspritze). Во время Семилетней войны 1756—1763 годов дом сгорел, а затем отстроен заново. В годы Второй мировой войны все здания в этом районе города были разрушены. в 1966 году началось воссоздание. Динглингеру также принадлежал загородный дом с виноградником в Лошвице.

Самые известные ювелирные изделия


«Мавр с изумрудным штуфом» — скульптура из грушевого дерева высотой 64 см, украшенная изумрудами, рубинами, сапфирами, топазами, гранатами, альмандинами с использованием деталей из черепахового панциря. «Мавр» был создан в сотрудничестве с Бальтазаром Пермозером, он датируется примерно 1724 годом. «Мавр», судя по его украшениям, вероятно, изображал американского индейца.

В те времена все столицы Европы будоражили известия о необыкновенной пышности двора Великих Моголов, привезенные из Индии французским путешественником Жаном Батистом Тавернье. Многие монархи, и прежде всего «король-солнце» Людовик XIV, были уязвлены: оказывается, есть кто-то, кто превосходит их по богатству и роскоши! Среди европейских королевских дворов началось настоящее соревнование: все стремились если не превзойти Великих Моголов, то по крайней мере сравняться с ними.

Не остался в стороне и Август Сильный. Подражая Людовику XIV, он превратил Дрезден в саксонский Версаль. Король был уверен, что за счет ввоза в страну ценных вещей он вносит живительную струю в экономику Саксонии и расширяет производство и торговлю. Еще во время пребывания Динглингера в Варшаве Август втайне обсуждал с ним возможность создания небывалого для Европы произведения ювелирного искусства: речь шла ни много ни мало как о… «Павлиньем троне», подобном тому, что украшал двор Великих Моголов!

Многофигурная композиция «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Ауренг Зеба» (Hofstaat zu Delhi am Geburtstag des Großmoguls Aureng-Zeb)отражает представления европейских монархов о великолепии двора восточных правителей. Ни Август Сильный, ни Динглингер никогда не были в Индии, поэтому произведение создавалось исключительно на основе литературных источников.

После долгой и кропотливой работы вместе с братьями Георгом Фридрихом и Георгом Кристофом в период с 1701 до 1708 год появилась настольная композиция размером 58 см х 142 см х 114 см, состоящая из 132 миниатюрных украшенных позолотой и эмалями фигур людей и животных, украшенных 5223 бриллиантами, 189 рубинами, 175 изумрудами, 53 жемчужинами и одним сапфиром.

Состояла из трёх «комнат» — серебряной, золотой и собственно с Аурангзебом. Этот шедевр обошелся саксонскому курфюрсту в 58 485 рейхсталеров, что составляло по тем временам годовой доход тысячи чиновников.

Человеческие фигурки воссозданы в разных позах, каждая из них имеет уникальное выражение лица, а рисунок одежд почти не повторяется. Миниатюры не закреплены, их положение может изменяться.

В распоряжении, отданном королем Августом камер-советнику Штайхойзеру 18 августа 1715 года, говорится: «Мы получили от нашего придворного ювелира Динглингера 28 марта 1709 г. трон Великого Могола, изготовленный из золота, бриллиантов и других драгоценностей, стоимостью 60 тыс. талеров; кроме того, 7 января 1710 г. различные драгоценности стоимостью 10 404 талера; 9 августа 1710 г. тринадцать орденских крестов и шесть табакерок вместе с прочими драгоценностями за 8840 талеров; после этого 10 мая 1711 г. Ессе Homo вместе с различными драгоценностями за 3502 талера и, наконец, 6 февраля 1714 г. картины и драгоценности стоимостью 8216 талеров. Всё вместе составляет сумму 90 962 талера».

Из причитающейся суммы золотых дел мастеру было выдано из казны 60 608 талеров. Остальные деньги вместе с процентами Динглингер получал частями вплоть до 1718 годаБольшая часть этой суммы была получена от Карла XII в качестве компенсации за оккупацию Саксонии. «Дворцовый прием» с 2004 года размещается в экспозиции новых залов музея «Зелёный свод» в Дрездене.

Для создания задуманного небывалого для Европы произведения за основу было взято торжество при дворе в честь дня рождения Великого Могола, длившееся обычно пять дней. Создавалось это чудо в течение семи лет, и трудился над ним не только сам Динглингер, но также двое его братьев и еще 14 подмастерьев. И, наконец, перед изумленными зрителями предстал сказочный ансамбль во всем своем великолепии - в блеске золота и серебра, украшенный эмалями и усыпанный драгоценными камнями. Работа невероятной красоты и размаха, ничего подобного не было создано ни до, ни после нее. У каждой фигурки на этой композиции – свое лицо, своя поза и даже свой уникальный рисунок на халате. Но поскольку богатства саксонского двора значительно уступали богатству Великих Моголов,

Во всех творениях Иоганна Мельхиора Динглингера поражает кажущееся почти невероятным количество бриллиантов, затраченных на изготовление его произведений искусства, хотя в большинстве случаев речь идет о небольших камнях, вес которых намного меньше одного карата. Не только кофейный сервиз и «Павлиний трон», но и другие шедевры мастера украшены тысячами ограненных алмазов. Для работы под рукой у Динглингера постоянно имелись наборы одинаковых по размеру и форме драгоценных камней, однако мы не знаем, откуда он получал их. Вероятно, отчасти речь может идти об отходах обработки драгоценных камней, не подходивших по размеру для использования в престижных украшениях. Поэтому они были относительно дешевы. Правда, Динглингер обработал также значительное число крупных алмазов.
 

«Обелиск Августа» (Obeliscus Augustalis).

Создан в период с 1719 по 1721 годы в сотрудничестве с огранщиком драгоценных камней Хюбнером и придворным ювелиром Дерингом; он имеет высоту 2,3 м. Это сложный в исполнении монумент с картушем и овальным медальоном с профильным изображением курфюрста Августа.

В композиции обелиска насчитывается 240 гемм, драгоценных камней и позолоченных скульптурных деталей. Его стоимость на момент изготовления приравнивалась к стоимости среднего дворца в стиле барокко.


Церемониальный кубок короля Августа.

Ок. 1697 г. Всадник (утрачен) и конь представляют Литву, объединившуюся с Польшей. Другие знаки отличия включают корону Польши на малиновой подушке, польского белого орла и монограмму монарха. Агат, серебро, золочение, эмали, драгоценные камни.

[показать]


 

«Купальня Дианы» — декоративная чаша со скульптурным изображением римской богини охоты. Чаша из халцедона в золотой оправе высотой 38 см была создана в 1705 году и украшена жемчугом, бриллиантами, эмалью, орнаментом на серебре и скульптурными изображениями животных.

Основание вазы выполнено в форме головы оленя.
Золотой кофейный сервиз был изготовлен в 1697—1701 годы. Для его создания были использованы золото, серебро, эмаль, слоновая кость и около 5600 бриллиантов. Сервиз оценивался в 50 000 талеров.

Иоганн Мельхиор Динглингер. «Купальня Дианы», 1705. Чаша из халцедона в золотой оправе высотой 38 см, эмаль, бриллианты, жемчуг, орнамент на серебре, скульптурные изображения животных. Фигуры из слоновой кости выполнены Балтазаром Пермозером. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

Золотой сервиз

Сейчас находится в  музее "Зеленые своды" в Дрездене

 

В 1697 году Август II Сильный поручил ювелиру изготовить для саксонского двора золотой кофейный сервиз, который соответствовал бы королевскому статусу. На изготовление шедевра, состоящего из 45 предметов, ушло 5600 бриллиантов и 4 года кропотливого труда.Для создания сервиза, помимо россыпи алмазов, были использованы золото, серебро, слоновая кость, эмаль, драгоценные камни, а его стоимость – 50000 талеров – была эквивалентна стоимости дворца.

В собранном виде сервиз представляет собой четырёхъярусную пирамиду длиной 76 и высотой 96 сантиметров. Чашки, блюдца, кофейник и иные предметы украшены затейливой росписью и портретами на эмали


Четыре года спустя, в 1701 году, готовый сервиз был тщательно упакован в ящики и вместе со своим создателем проделал долгий утомительный путь из Дрездена в Варшаву, поскольку Август II приказал явить результат многолетнего кропотливого труда «прежде всего ему, где бы он ни находился».

Композицию украшали вырезанные из слоновой кости фигуры четырёх стихий в виде римских богов: морского бога Нептуна, богини плодородия Цереры, бога ветра Меркурия и богини огня Минервы. С необыкновенным мастерством и филигранной точностью вырезаны лица, волосы, складки одежд, фигурки животных

Его королевское величество был в полном восторге и рассыпался в похвалах, однако, когда пришло время оплатить работу ювелира, заметно приуныл: казна была пуста! Лишь в мае 1702 года удалось достигнуть соглашения, по которому Динглингеру полагались причитающиеся ему выплаты взносами по 10000 талеров, однако фактически полный расчёт занял 15 лет.

 

С уходом Августа III блестящая эпоха «Саксонского Версаля» завершилась. Запросы последующих правителей были более скромны. Новых бриллиантов в числе драгоценностей саксонской короны почти не появлялось, хотя они стали дешевле после открытия алмазных месторождений в Бразилии. Драгоценные камни изымались из старых работ мастеров ювелирных дел и использовались при создании новых ювелирных изделий.

[показать]

Источники:

Martin Eberle: Johann Melchior Dinglinger in Dresden. Mitteldeutscher Verlag, Halle (Saale) 2014,

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Драгоценные шедевры придворного ювелира Иоганна Мельхиора Динглингера | Talya6 - Дневник Talya6 | Лента друзей Talya6 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»