Религиозное служение – одна из наиболее распространенных сфер приложения силы женщины средневековья. Европу покрывала густая сеть монастырей, часть из которых принадлежала женским религиозным орденам. Еще в VI веке женские монастыри основывались орденом бенедиктинцев; с XII века появляются женские цистерцианские монастыри, с XIII века – францисканские и доминиканские.
[показать]
О том, какое место занимал монастырь в жизни средневековой женщины, можно судить по следующим цифрам: по подсчетам руанского епископа XIII веке, в его округе было 2255 монахов и 531 монахиня; в ордене премонстрантов в начале XIV века насчитывалось 1300 мужских монастырей и только 400 женских.. По оценке Э. Пауэр, в Англии между 1250 и 1540 годом было от 126 до 136 женских монастырей; число монахинь в 1350 году равнялось приблизительно 3,5 тысячам человек при общей численности населения 2 млн.человек.
В монастыре в среднем было около 20 монахинь, хотя имелись и обители с двумя-тремя черницами, и монастыри, число инокинь в которых достигало полутора сотен. В целом женские монастыри были крупнее; численность монахов в мужских монастырях, чаще, чем в женских не превышала десяти человек.
Монастыри существенно различались и по достатку. Наряду с зажиточными, среди которых было немало основанных особами королевской крови и находившихся под их покровительством, действовали и небогатые монастыри, едва сводившие концы с концами. Так, уже упоминавшийся руанский епископ, инспектируя обители своего прихода, отмечал большую сумму долга женских монастырей и по этой причине не рекомендовал им принимать новых монахинь; он писал о неудовлетворительном питании инокинь и бедственном состоянии здания монастыря.
[показать]
По социальному происхождению среди монахинь преобладали представительницы аристократии, в том числе и дочери правящих фамилий, – для поступления в монастырь требовалось значительное приданое, которое не могла себе позволить крестьянка или горожанка. Приведем несколько примеров из раннесредневековой истории Англии: в монастырь ушли дочери короля Альфреда (IX век), дочь Эдуарда Старшего (Х век), Сесилия, дочь короля Эдгара (959-975). Подобная картина складывалась и в других европейских странах. В францисканских и доминиканских монастырях, однако, было немало выходцев из низших слоев общества; так, одна из самых известных средневековых монахинь, мистик Екатерина Сиенская, была дочерью бедного сиенского красильщика.
[показать]
Что заставляло аристократок идти в монастырь? Во-первых, это был наиболее приемлемый путь для тех, кто не мог выйти замуж, - а это было явлением нередким. Недаром популярная средневековая пословица гласила: «Женщине следует иметь либо мужа, либо стены!». Часть знатных девушек оставалась незамужними, потому что родители не смогли найти подходящую партию или были не в состоянии собрать немалое приданое. Другая причина заключалась в том, что на «рынке невест» предложение превышало спрос, что обуславливалось большей смертностью мужчин-аристократов в результате войн, крестовых походов, феодальных распрей, а также оттоком потенциальных женихов в монастырь.
Поскольку религиозное служение являлось практически единственной возможностью участия женщин в общественной жизни, среди мотивов ухода в монастырь, вероятно, было желание определенной независимости, жажда самореализации – не удивительно, что многие девушки хотели стать монахинями даже вопреки воле родителей. Стоит подчеркнуть, что продвижение по церковной служебной лестнице (возможность стать настоятельницей монастыря, аббатисой) или стремление монахини добиться успеха в ученых штудиях одобрялись обществом как приличествующие женщине, - в то время как, например, управление женщиной государством рассматривалось как исключение из правил, как девиация, как преодоление несовершенной женской природы.
[показать]
[показать]
Разумеется, одна из основных причин ухода в монастырь была искренняя вера и стремление посвятить свою жизнь Богу.
Принимая постриг, женщина должна была соответствовать ряду требований. Во-первых, существовали возрастные ограничения. Согласно правилам, написанным в VI веке Цезарием Арелатским, в монастырь нельзя было принимать кандидаток моложе 6-7 лет, еще не способных читать, писать и подчиняться монастырской дисциплине; в то же время они не должны были быть престарелыми; практически то же зафиксировано в правилах для монахинь св. Клары Ассизской, последовательнице Франциска Ассизского и основательницы ордена кларисс. (Заметим, что обычный возраст ухода девушки в монастырь – 14-15 лет). Во вторых, запрещалось принимать немощных и слабоумных. Наконец, кандидатки не должны были иметь мужа. И только после беседы аббатисы, проверявшей познания в католической вере, отвечающие всем вышеперечисленным требованиям могли быть приняты в обитель.
В монастыре жили не только монахини. Монастырские стены служили убежищем для женщин из знатных семей в каких-либо чрезвычайных ситуациях. Например, глава семейства, отправляясь на войну, укрывал домашних в монастыре. Вдова могла оставаться в обители до конца своих дней. Навсегда могла туда и знатная замужняя женщина после разделения с мужем. Знатные женщины уходили в монастырь на время болезни. Девочки-аристократки в монастыре проходили обучение, а затем возвращались обратно в семью. Практика временного пребывания светских лиц в монастыре порицалась на протяжении всей истории средневекового монашества, но ее сохранение вполне объяснимо: аристократки основывали монастыри, оказывали им покровительство и были вправе ожидать ответных услуг. Покровительство монастырям способствовало повышению влияния и престижа знатной женщины, к тому же создавая ей репутацию святости.
[показать]
Отношение к монахине в средневековом обществе определялось оценкой непорочности, целомудрия как наиболее угодного Господу состояния. Считалось, что монахиня, которая дала обет целомудрия, думает не о земном, мирском, греховном, а о Боге, спасении души. Полагалось также, что монахиня, как и земная женщина, вступает в брачный союз: но не в телесный союз с земным мужчиной, а в духовный союз с Иисусом Христом. Символом этого мистического брага считался перстень на ее пальце.
Однако, существовал ряд ограничений, которые накладывались на участие монахини в отправлении религиозного культа. Абатиссам был закрыт доступ на церковные соборы и собрания членов ордена. Монахиня не могла служить священником – ей, как и другим женщинам, запрещалось, например, воскуривать фимиам или приближаться к алтарю во время службы. Женщины, в том числе и абатиссы, не имели права проповедовать, богослужение в женском монастыре проводили священники-мужчины. Папа Иннокентий III (XIII век) удивляется в письме к одному из епископов, что абатиссы осмеливаются благословлять своих монахинь, выслушать исповеди и даже проповедовать, а ведь это должны делать только священники-мужчины.
Хотя женщине были недоступны высокие посты в церковной иерархии, она могла причисляться к лику святых и возвысить свою греховную натуру, отождествляясь с Девой Марией.
Ограничения женщины в церковной службе являлись формальным поводом для того, чтобы каждая женская обитель находилась под опекой мужского монастыря или ордена в целом. Вероятно, необходимость опеки мужчинами женщин явилась одним из мотивов введения в VII веке практики смешанных монастырей, в которых монахи и монахини совместно трудились и проводили службы (Например, аббатство Уитби в Англии).
Впрочем, практика такой опеки, обязанность покровительствовать женским монастырям вызывали у монахов недовольство. Во-первых, содержание женских монастырей ложилось тяжким бременем на все ордена. Монахи-францисканцы, например, обязаны были просить милостыню и для своих и для женских обителей.
Возражение другого рода касалось соседства женщин как такового. Монахи любили повторять по этому поводу слова святого Франциска: «Бог отнял у нас наших жен, и дьявол сейчас дает нам сестер!». Аббат одного из монастырей приводил просьбу монахов: «Вред от женщины многократно превосходит ущерб от всего прочего в мире. Нет злобы большей, чем женская: ее яд смертоноснее яда змей и драконов. Нет более опасного для мужчины, чем близость женщины. Мы опасаемся за безопасность наших душ не меньше, чем за безопасность наших тел, поэтому мы не хотели бы принимать сестер-монахинь».
[показать]
Иерархию чинов в женском монастыре возглавляла аббатиса, избираемая общиной и утверждаемая епископом. Эта должность была пожизненной, однако за недостойное поведение или некомпетентность аббатиса могла быть отстранена от власти. Она была влиятельной персоной и в стенах монастыря, и вне его. На ее плечах лежала большая ответственность за управление монастырем, за соблюдение монахинями дисциплины и порядка. Аббатисы нередко распоряжались землей, на которой монастырь осуществлял права сеньора, - распределяли земельные владения и несли ответственность за все службы с них (в том числе искали рыцарей для королевской службы и отвечали за уплату налогов). Аббатисы назначали в приходские церкви священников и контролировали сбор десятины. Обычно они происходили из среды высшей знати и даже из королевских семей. Например, в XII веке аббатисой одного из монастырей была Сесилия, дочь Вильгельма Завоевателя. Этим объясняется и то, что отнюдь не всегда аббатисы, привыкшие жить в роскоши, вели в обителях образ жизни в соответствии с идеалами бедности и целомудрия, как свидетельствуют отчеты о проверках в монастырях.
[показать]
Среди монахинь, исполнявших другие должности, следует отметить так же приорессу, старшую в обители после настоятельницы; келарессу, контролировавшую в целом быт и питание; ризничую, которая отвечала за одежду для службы; особую управляющую, которая присматривала за одеждой для монахинь. В наиболее крупных монастырях были прачки, молочницы, горничные, иногда даже личные слуги монахинь. В них же были те, кто заготавливал воск и сало для свечей, отвечал за раздачу милостыни, присматривал за больными, опекал послушниц. Позднее во многих больших монастырях появляются пекари и пивовары, изготовлявшие свой товар на продажу. Еще одной важной фигурой в обители, жившей, однако, вне монастырских стен, являлся мужчина – капеллан, который проводил службы и выслушивал исповеди монахинь.
У монахини было три основных занятия – молитва, чтение религиозных книг, физический труд, из которых первое считалось ее главной обязанностью. В день в монастыре было семь обязательных служб. Первая, утреня, начиналась в два часа ночи; следующая, после небольшого перерыва для сна, в шесть утра; последняя же – в семь вечера в зимнее время и в восемь вечера – летом. Затем инокиня отправлялась отдыхать, но сон ее вскоре опять прерывался ночной службой.
Второе занятие – это физический труд, которому монахиня посвящала 5-6 часов в день, чаще всего с полудня зимой и с часу дня – летом. В монастырях победнее больше приходилось заниматься физическим трудом (полевые работы, стирка, выпечка хлеба, пивоварение, приготовление пищи, уход за домашней скотиной); в зажиточных, где чаще находились выходцы из аристократических семейств, монахини занимались преимущественно вышивкой, шитьем, физический же труд был уделом слуг. С XIII века монахини работали в больницах и лепрозориях.
Третий вид монашеской деятельности – ученые занятия. Цезарий Арелатский настаивал на том, чтобы все монахини учились читать и ежедневно посвящали чтению не менее двух часов. Круг чтения большинства инокинь ограничивался Священным Писанием, однако философские и драматические шедевры многих средневековых писателей, таких, как Гросвита, Хильдегарда Бингенская, Екатерина Сиенская, Биргитта Шведская и других, создавались в стенах монастырей.
Вся жизнь инокини достаточно сурово регламентировалась. Пища была неприхотливой. На столе обычно были хлеб и пиво, производившиеся чаще всего в самом монастыре. Во время поста основу рациона составляла гороховая похлебка, разнообразие которой придавали миндаль, инжир, изюм, а также, в зависимости от сезона, соленая, сушеная или свежая рыба. В остальные дни подавалось мясо. Ели инокини три раза в день: трапеза из хлеба и пива утром; плотный обед, сопровождаемый чтением вслух в полдень; короткий ужин после вечерней службы.
Монахиням приписывалось постоянно жить в кельях, причем личные спальни были запрещены – все должны были спать в одном помещении. Кристина Пизанская пишет, посетив монастырь, что спят монахини на жестких матрасах, одетые в свои монастырские робы и даже подпоясанные, а некоторые, смиряющие плоть, и во власяницах.
Выходить из монастыря разрешалось лишь в крайних случаях, с позволения руководства обители. Чтобы ограничить связь монахинь с внешним миром на монастырскую территорию старались не допускать светских женщин, мужчин, кроме епископов и архиепископов; посетителя могли допустить лишь на недолгую беседу в присутствии свидетеля. Однако, это правило часто нарушалось.
В наставлениях монахиням Цезария Арелатского, и в правилах для монахинь Клары Ассизской подчеркивалось, что в монастыре все время следует соблюдать тишину. Если монахине непременно нужно что-то сообщить, то это необходимо делать кратко и тихим голосом. Иногда монахиням даже рекомендовалось общаться знаками, так, если за обедом нужно было передать рыбу, то следовало указать на нее пальцем или же нарисовать ее в воздухе.
В монастыре все: работа, трапеза, отход ко сну и пробуждение – делалось совместно. Личной собственности (денег, украшений, своей, не монастырской, одежды) монахине иметь не разрешалось. Присылаемые из дома продукты питания или вино, она отдавала на общий стол: в правилах для монахинь рекомендовалось, чтобы каждая получила эти продукты в зависимости от нужд.
Воздержанность, коротая, считалась одной из основных добродетелей монастырского уклада жизни, следовало проявлять во всем: в пище, в одежде, в личной гигиене; например, в наставлениях монахиням говорилось, что «бани допускаются не чаще, чем этого требуют болезни, немощь». Послабления в воздержании позволялись лишь юным девочкам и больным.
Однако монахини нарушали правила. Не соблюдался, во-первых, запрет на личную собственность: в рапортах проверяющих фигурируют запертые сундуки монахинь, закрытые сумочки, одежда из меха лис, кроликов, зайцев, украшения, например, золотые и серебряные пояса. Во-вторых, это касалось умеренности: сообщалось, что в одном монастыре сестры пользуются ночными сорочками, используют перины и простыни, носят плащи из шкурок кроликов и зайцев, в другом едят мясо без надобности и используют для сна подушки, в третьем болтают друг с другом в трапезной, а также разговаривают с мирянами, в четвертом приоресса бывает каждую ночь пьяна, не встает к утрене и трапезничает не в трапезной, в пятом монахини «погрязли в пороке невоздержанности». Танцы, менестрели, сонеты вторгались в жизнь обители, что, разумеется, плохо соответствовало идеалу монашества. Еще одно распространенное, несмотря на постоянные преследования, нарушение устава монастырской жизни – это содержание монахинями домашних животных – собак, кошек, птиц, кроликов и даже обезьянок.
Не меньше свидетельств и о нарушении обета целомудрия. Рапорты о «греховном» поведении монахинь появляются в XII веке, и чем дальше, тем более многочисленными они становятся. В материалах епископских проверок приводятся случаи подобных прегрешений инокинь: одна ушла из монастыря и стала жить с мужчиной, от которого родила дитя; затем, правда, вернулась обратно, но иногда ходит повидаться с ребенком; другая ждет ребенка, находясь в монастырских стенах; третья оставила монастырские стены, будучи беременной от капеллана, которого за это изгнали из обители. Грешили не только рядовые монахини, но и аббатисы, приорессы, у которых возможностей контактов с внешним миром было больше. В монастырях существовала и практика однополой любви; именно для ее предотвращения рекомендовалось, чтобы всю ночь в келье горел свет и чтобы монахини спали одетыми и подпоясанными в раздельных постелях.
Что касается наказания «согрешивших», то оно чаще всего было не слишком суровым: монастырь не был заинтересован в скандале, от которого могла пострадать его репутация. Иногда подобные случаи старались замять потому, что девушка происходила из богатой и знатной семьи, - в случае ее ухода монастырь мог потерять деньги и покровительство ее родственников. После покаяния ушедших монахинь обычно принимали обратно.
Монашеская жизнь – наиболее известный и распространенный, но не единственный путь религиозного служения женщины в средневековье: религиозным занятиям посвящали свою жизнь и затворницы. Они проживали в кельях-убежищах, которые располагались при приходских церквях, при монастырях, при замках, рядом с городскими стенами; в Англии затворницы жили даже в Тауэре.
Затворницы проводили свое время в молитвах, в чтение религиозной литературы и в работе – прядении и шитье. Образ жизни затворниц напоминал монашеский, однако был более свободным. В их кельях, которые состояли из двух комнат – спальни и кабинета, было окно, через которое они могли разговаривать с теми, кто пришел искать их совета; иногда они принимали в своих кельях посетительниц и даже посетителей. Затворницы часто содержали служанок, которые так же поддерживали контакты с внешним миром.
Кандидатура будущей отшельницы (дева, вдова или монахиня) тщательно изучалась и потом утверждалась епископом. Содержались затворницы за счет монастыря, пожертвований или собственных средств. Материальное положение многих было не столь уж и плачевным, некоторые даже оказывались в состоянии помогать родственникам.
Уровень образования затворниц был разным. Иные были неграмотны и проводили дни в молитве и работе, однако многие образованные женщины того времени уединялись в кельях именно для творчества.
Особое место среди женщин, посвятивших свою жизнь религиозному служению, занимали бегинки. Бегинское движение широко распространяется в XII веке в северной Франции, Фландрии, южной Германии; оно достигает пика популярности в XIII веке и к XV столетью сходит на нет.
Духовная ассоциация бегинок представляла собой отчасти полумонашеский, отчасти полумирской орден. Если в начале существования движения бегинки чаще жили дома, пожертвовав ордену часть имущества и занимаясь трудом и практикой благотворительности, то позднее стало правилом проживать в одном общежитии – домах бегинок. В этих домах в среднем было, как и в монастырях, до двадцати сестер. В церковном расследовании о бегинках (1328 год) сообщалось, что всеми их домами, общинами управляет «великая госпожа», которая назначает хозяек в каждую из общин. «Великая госпожа» избирается один раз в год и может быть переизбрана по воле «хозяек». В доме бегинок, кроме «хозяйки», был обычно и наставник, мужчина-монах.
Одной из самых значительных фигур женского бегинского движения была Мария Уаньи (нач. XIII в.). Городские власти в качестве привилегии освобождали экономическую деятельность бегинок от налогов и предоставляли им место для проживания.
[показать]
По социальному происхождению бегинки отличались от монахинь: большинство составляли женщины незнатного происхождения, в основном горожанки и крестьянки. Женщины, социальный статус и материальное положение которых не давали возможности посвятить свою жизнь Богу в монастыре, могли достичь желаемого в этом движении. Большая часть дня бегинки проходила в молитвах и работе. После утренней службы они идут в свой дом, где работают, поочередно распевая псалмы вслух, вечером же снова идут на службу. Бегинок нередко называли серыми, синими или черными сестрами, поскольку они одевались в платья соответствующих цветов; поверх платья накидывали капюшон или покрывало. Подобно монахиням, бегинки следовали принципам целомудрия и умеренности. Они были очень бедны, питались грубым хлебом, похлебкой и холодной водой, многие из них не носили рубашек на теле и спали на соломе вместо постели.
[показать]Монастырь бегинок в Бельгии.
От монахинь, кроме социального происхождения, их отличал ряд существенных особенностей. Во-первых, бегинки сохраняли свою собственность, а не приносили ее в общину, как это делали монахини. Во-вторых, бегинки, чьи дома обычно находились не в сельской местности, а в городах, зарабатывали себе на жизнь: они были прачками, учителями, нянями, сестрами, трудились в лечебных заведениях. Наконец, они не давали пожизненного обета.
С XIV века начинаются гонения бегинок, которых все чаще обвиняли в ереси. В 1310 году по подобному обвинению сожгли известного мистика, бегинку Маргариту Порете. А в 1311-1312 годах церковный собор официально осудил доктринальные ошибки бегинок и обвинил их в ереси. Но лишь в XV веке движение бегинок сходит на нет.
Источник. http://www.proza.ru/2009/08/01/72
Серия сообщений "Женские типы и профессии":
Часть 1 - Древнегреческие гетеры.
Часть 2 - Средневековые монахини.
Часть 3 - Средневековая охота на ведьм.
Часть 4 - Куртизанки эпохи Возрождения.
...
Часть 11 - Тайны Института благородных девиц.
Часть 12 - Типы русских барышень 18-19 вв
Часть 13 - Субретки, гризетки и записные кокетки.