
Что движет паломниками, которые отправляются в долгую дорогу? В древности это были глубоко верующие люди, которые хотели получить очищение и прощение за свои деяния возле святых мест.
За многие века этот святой путь превратился практически в туристический маршрут, а в подтверждение того, что они паломники, брали паспорт пилигрима, дающий преимущества странникам.
В старину говорили, что дорога пилигрима начинается с порога дома, но что могло измениться за многие века и куда отправляются современные паломники?
Паломничество как страсть прикоснуться к неизведанному, святому

Паломничество берет начало с древних времен.
Паломничество возникло с того момента, как появились святые места – места, которые для верующих имели сакральное, религиозное значение, и к ним шли, чтобы получить прощение и благодать. Но если первые паломники делали это тайно, то уже в Средневековье таких людей было намного больше, и за это их никто не наказывал.
Паломников некоторые считали странными людьми, которые сами себя изнуряли дальней дорогой, но в любом случае к ним относились с уважением. Понимали, что это глубоко верующий человек, который имеет определенную цель. В XIX веке, а тем более в XX, все изменилось.
Тропы пилигримов заросли, и только редкие путники шли к святым местам. Но примерно в середине XX века паломничество стало возрождаться, превратившись спустя годы для многих в туристический маршрут. По крайней мере, его как приключение воспринимают те, которые просто хотят испытать себя на выносливость.
Однако конец пути меняет даже не сильно верующих, когда они достигают конечной цели. Они начинают осознавать, насколько путь духовный, соприкоснувшись по дороге не только с трудностями, но и оглядываясь на тех, кто идет рядом. Выходя из дома, человек стремится к неизведанному, чему-то тайному, а потом находит самого себя.
В Камино-де-Сантьяго с паспортом пилигрима (креденсиалем)

Пути паломничества в Камино-де-Сантьяго.
Путей для паломников существует много, и каждый выбирает по своей вере. Мусульмане идут в Мекку, у индусов святое место – Варанаси, христиане хотят окунуться в водах Иордана или посетить другие места.
Для израильтян – это, несомненно, в первую очередь, Стена плача, для русского человека – Лавра. Но есть и очень древние маршруты, которые были восстановлены, и теперь по ним снова идут тысячи паломников, или, по крайней мере, пытаются ими быть.
Дорога в Камино-де-Компостела в Сантьяго в Испании к гробнице апостола Иакова была протоптана еще древними паломниками. Они шли, чтобы очиститься от грехов, испытать силу духа и свою веру.
Это сейчас к собору ведет множество дорог, которые на карте похожи на раскинувшуюся паутину, а раньше была одна тропа, которая утратила свою привлекательность с наступлением цивилизации. Меньше стало глубоко верующих людей, решающихся на паломничество.
Тропа пилигрима заросла, и ее смогли возродить неравнодушные люди, которым сначала стало любопытно повторить путь древних паломников, а потом оказалось, что полученные ощущения выше простого интереса.
Путь к святому месту занимает от недели до месяца, смотря с какой точки человек вышел, и ему, соответственно, нужно пройти от 100 до 1 000 км. Последние 100 км очень важны, и считается, что их нужно преодолеть пешком, чтобы паломник мог считаться таковым.

Паспорт пилигрима, в котором он проставляет печати по маршруту следования.
Паломник, отправляющийся в дорогу, оформляет в своей церкви паспорт пилигрима – креденсиаль, который ему поможет пройти границы, оформить визы. В конце пути в паспорт поставят печать, подтверждающую, что дорога была пройдена, и путь паломника завершен.
В доказательство того, что она была пройдена честно, на всем пути нужно ставить печати той местности, которую проходят паломники.
Засвидетельствовать это могут как в церкви, так и в гостинице, хостеле, если руководители не пожалели средств и приобрели печать паломника. Особую страсть к печатям имеют китайские паломники, они умудряются собрать в два раза больше, чем это сделает европеец. Хотя количество никак не влияет на то, зачтется путь или нет. В этом важно другое.
Дорога паломника

Дорога паломников - путь к святым мощам Иакова.
Круглый год дорога к священным мощам Иакова наполнена людьми: зимой она более свободна, а в теплый сезон поток возрастает в пять раз. Это сказывается на прохождении пути, потому что нужно где-то заночевать. Это, в принципе, самый проблемный вопрос.
Для паломников на протяжении пути существуют приюты, в которых они за небольшую плату и по предъявлению паспорта пилигрима могут переночевать. Забронировать места для этого невозможно, поэтому достается то, что есть. Обычно это простые заведения, обеспечивающие просто местом для ночлега.
Всяк в них входящий должен оставить обувь перед порогом, и, как бы странно это ни звучало, но даже такой момент сближает тех, кого свела судьба в одном помещении. Утром рано, в 6:30, все отправляются в дорогу – на тропу пилигрима, чтобы снова встретиться с неизвестным.

Паломники в Камино-де-Сантьяго.
Кто-то идет медленно, а кто-то может ускориться, обгоняя неспешных паломников, и тогда вслед услышит: «Буэн камино!» (Доброго пути!). В дождь или в солнцепек люди проходят в день до 25 км – это среднее расстояние, которое можно преодолеть пешком.
Но также разрешается конный проезд или преодоление пути на велосипеде. Хотя пешие паломники критически относятся к таким, и если проехать даже короткий отрезок пути, то называют такого «автобусным паломником».
Для некоторых это обидно, но если учитывать, что в дорогу отправляются даже люди с ограниченными возможностями на инвалидных колясках, то стыдно здоровому человеку облегчать свою участь.
К паломникам относятся с уважением, и небезразличные люди порой выставляют овощи или орехи в коробках, на которых написано: «Возьми с собой, паломник», а на выходе из городка Эстелья установили неиссякаемый фонтан с вином для путников.
Ритуалы паломников: камень, ракушка, объятия со статуей апостола

Древние паломники брали с собой камни.
Ранее паломники шли по своей тропе с камнем, который означал их груз грехов, и избавлялись от него только в конце пути. Учитывая длинную дорогу, когда с собой нужно иметь хотя бы минимальный набор вещей, продуктов и воды, то дополнительный вес действительно становится ношей, которую не каждый рискнет нести, а только истинно верующий в свое деяние.
У паломников, следующих к собору святого Иакова, есть еще один символ – ракушка. Она стала символом случайно. Ее в конце пути подбирали те, кто смог дойти до святыни. Поэтому вид ракушки и стал приметой для тех, кто отправляется в путь.
Когда поток паломников иссяк в начале XX века, дорога заросла, и ее трудно было найти. Активисты расчистили дорогу и нанесли, где это было возможно, желтой краской стрелки, за что не раз попадали в полицейский участок как нарушители порядка.
Однако это помогало паломникам не сбиваться с пути, а когда правительство поняло, что они помогают расти экономике, то сами стали усовершенствовать путь, использовав ракушку как символ паломничества к собору.

Рисунок ракушки двустворчатой как знак пилигрима.
Ракушку рисуют на дорогах, стенах, плитке, столбах, и она для новичков служит ориентиром. Для тех, кто прошел путь и подобрал ракушку на берегу, она становится больше, чем ракушка, – это символ пути. По возвращении домой ее принято было замуровывать в стену (раньше), теперь же можно разместить в квартире, и это будет напоминанием.
У паломников существует ритуал – дойдя до собора, нужно подняться к статуе апостола и обнять его за плечи со спины. Это знаменует окончание пути, но самым главным остается посещение крипты, чтобы воздать молитву у мощей святого.
Дорога в Лавру: исторический путь Сергия Радонежского

Дорога паломников в Лавру.
В современной России не столь развито паломничество, и оно только возрождается, но в стране есть достаточно много святых мест, куда можно отправиться с духовными помыслами.
Один из таких путей – дорога в Лавру, которой еще ходил Сергий Радонежский. Эта дорога занимает всего неделю, но на ней не встретишь того, что есть на пути святого Иакова. Нет приютов для паломников, и бесплатно никто не накормит.
Путь начинается из центра Москвы, с нулевого километра возле Иверской часовни. Даже начало символично – начинать свой путь с нуля, чтобы пройти 120 км с подорожной грамотой паломника, которая берется в этой же часовне.
Дойдя до Лавры и предъявив взятый документ, можно на память о своем походе получить именную грамоту.
Куда ходят современные паломники

Тропа пилигримов в Японии - Кумано-кодо.
Повторить путь древних паломников могут современники, если отправятся по следам древних монахов в Японии – это Кумано-кодо. Этот путь небольшой, самый длинный маршрут – 68 км, поэтому можно его пройти за два-три дня.
Однако паломники не увидят мест для ночлега и магазинов с едой. Они будут идти по густому лесу, в котором для путников изредка поставили автоматы с водой. Креденсиаль можно будет найти в маленьких ящичках, стоящих на пути, а переночевать можно в близлежащих поселках, попросившись на ночлег.
Путь святого Франциска проходят паломники в Италии, который пролегает в горном массиве, поэтому он сложный и малопопулярный. Однако он компенсируется красотой и необычностью, а также окончательным результатом – прикоснуться к жизни Франциска Ассизского. За свои усилия в Риме можно получить памятный сертификат пилигрима.

Стена плача в Израиле.
В Англии путь пилигрима длиной всего 130 км – от Винчестера до Кентербери. В Индии – Варанаси, который считается главным для индуистов, и в который стекаются миллионы паломников, чтобы очиститься в водах Ганга.
В Иерусалиме идут к Стене плача, и нужно к ней прикоснуться, чтобы действительно почувствовать историю. Каждый приходит со своим желанием, причем говорят, что к ней лучше подходить скептикам.
Вифлеем, Святая гора Афон, Киево-Печерская Лавра, Медина, священные реки, места рождения Будды и многое другое может привлечь тех, кто желает прикоснуться к святыне и духовно очиститься.
Что роднит путников: от обычного туриста до верующих

Паломники или путешественники на святых путях.
Паломник или путешественник? Кто тот человек, который отправляется в святую дорогу, и насколько праздный интерес оправдывает цель? Вопросов может быть много, и некоторые действительно изначально отправляются за впечатлениями.
Но говорят – дорога роднит, а путь паломника меняет. Те, кто прошел его, встречаются с людьми, у которых разные истории, но все идут одной дорогой, испытывают одни лишения, и когда кто-то делится последним глотком воды, это вызывает благодарность.
За долгий путь человек очищается, даже сам того не понимая, и хоть сначала было любопытство, в конце оно приводит к благородной цели – исцелению души. Поэтому путь пилигрима, с чего бы он ни начинался, как и у древних, ведет новичков к укреплению веры.
Ранее паломников было видно издалека – длинная одежда, широкая шляпа, спасающая от солнца, котомка, посох. У современных туристов вид другой. Мало кто надевает неудобную одежду, и это подчас ставит под сомнение их целеустремленность.
Но даже они могут в конце пути поступить так, как это делали паломники в старину – дойти до мыса Финистерре (для паломников, идущих в собор в Испании) и сжечь свою потрепанную одежду, что символизирует окончание пути святого Иакова.
Также с этим связано суеверие, что таким образом они освобождаются от всего плохого в своей жизни.
В Варанаси приезжие и паломники столкнутся с массой необычных явлений: красивые храмы в сочетании с узкими улочками и разгуливающими по ним коровами, старинные храмы и кремация на открытом воздухе у берега реки как способ уйти в мир иной. Варанаси удивляет своим колоритом, отличаясь священными гхатами, к которым идут паломники.
Источник

|
|