• Авторизация


Эпоха "застоя", в которой хотелось бы жить: 7 социальных гарантий Брежнева, которые сейчас кажутся фантастикой 07-03-2026 07:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Эпоха "застоя", в которой хотелось бы жить: 7 социальных гарантий Брежнева, которые сейчас кажутся фантастикой

4 (700x466, 529Kb)

Слово «застой» для описания эпохи Леонида Ильича Брежнева придумал Михаил Горбачев. Звучит оно, согласитесь, так себе — как болото, покрытое ряской. Но вот парадокс: в историю этот период вошел под этим обидным ярлыком, а в народной памяти остался как «золотой век».

Почему так происходит? Неужели это просто ностальгия по молодости, когда трава была зеленее? Как историк, я предлагаю отбросить эмоции и посмотреть на сухие факты и документы.

Давайте разберемся, почему западные советологи называют 1964–1982 годы не «застоем», а «социальным контрактом века», и какие 7 гарантий того времени сегодня выглядят как ненаучная фантастика.


1. Квартирный вопрос: «Очередь», которая двигалась
Сегодня ипотека на 30 лет — это норма жизни. В эпоху Брежнева само словосочетание «купить квартиру» для большинства граждан звучало абсурдно. Жилье не покупали. Его получали.

Да, давайте будем честны: это не происходило по щелчку пальцев. Существовала очередь. Молодой специалист мог ждать свою «двушку» и 5, и 10 лет, живя в общежитии или с родителями. Но ключевое слово здесь — гарантия. Государство брало на себя обязательство обеспечить каждого гражданина крышей над головой.

Малоизвестный факт: Именно при Брежневе темпы строительства достигли пика. В 1970-е годы новоселье справляли более 110 миллионов человек! Это почти половина населения страны переехала из бараков и коммуналок в отдельные квартиры с ванной и горячей водой.

Но тут кроется подвох, о котором историки социологии говорят редко. Получение бесплатных метров стало главной целью жизни для миллионов, затмив собой духовные ориентиры. И когда заветный ордер оказывался в руках, наступало странное опустошение.

2. ЖКХ по цене двух пачек мороженого
Если вы сегодня откроете квитанцию за «коммуналку», у вас может участиться пульс. А теперь представьте, что квартплата не меняется десятилетиями. Вообще.

В брежневскую эпоху расходы на жилье и коммунальные услуги составляли в среднем 3% от бюджета семьи. Для сравнения: в современной России это 10–15%, а в Европе может доходить до 30%.

Квартплата составляла 13–16 копеек за квадратный метр и оставалась неизменной с 1928 года! То есть, государство дотировало более 80% реальной стоимости содержания жилья. Это была не экономика, это была идеология: «Советский человек не должен думать, чем платить за свет».

3. Право на труд (и невозможность увольнения)
В Конституции 1977 года было закреплено право на труд. Но на практике это превратилось в обязанность трудиться. Помните статью за тунеядство?

Для обычного человека это означало невероятную стабильность. Уволить сотрудника по инициативе администрации было задачей почти невыполнимой. Требовались согласия профкома, куча бумаг, увещевания.

Знаменитая фраза из фильма «Афоня»: «А меня нельзя уволить, я — материально ответственное лицо!» — это не шутка, а суровая реальность для начальников цехов. Безработицы не существовало как явления. Человек знал: что бы ни случилось, завтра он пойдет на завод или в НИИ, и первого и пятнадцатого числа получит свои деньги.

4. Стабильность цен, выбитая на металле
Вы замечали, что на советских ложках, вилках или детских игрушках цена часто была выбита прямо на заводе? «Ц. 2 р. 50 к.».

Это одна из главных «фишек» застоя. Цены на базовые продукты не менялись годами.

* Хлеб — 16–20 копеек.

* Метро — 5 копеек.

* Газета «Правда» — 3 копейки.

Это создавало мощнейший психологический эффект **«Уверенности в завтрашнем дне»**. Люди знали, что колбаса не подорожает к Новому году из-за курса доллара, потому что курс доллара они видели только в сводках новостей про «загнивающий Запад». Правда, эта стабильность имела обратную сторону — дефицит. Деньги у людей были, а вот товаров часто не хватало.

5. «Тринадцатая зарплата» и профсоюзные путевки
Современный HR назвал бы это «соцпакетом уровня Бог». Профсоюзы в СССР обладали колоссальными ресурсами. Санатории в Крыму, пансионаты в Сочи, пионерлагеря для детей — все это оплачивалось предприятием на 70-90%.

«Дикарями» на юг ездили многие, но получить «путевку от профкома» за 10% от стоимости было делом чести.

Интересная деталь: В эпоху Брежнева зародилась традиция «Тринадцатой зарплаты» — годовой премии, которая часто равнялась месячному окладу. Это позволяло семьям планировать крупные покупки (мебель, ковер, или, о чудо, цветной телевизор «Рубин») раз в год.

6. Социальные лифты через образование
Высшее образование было полностью бесплатным. Более того, студенты получали стипендию, на которую (если не шиковать) можно было выжить. Обычная стипендия — 40 рублей, повышенная — 50. При обеде в столовой за 50 копеек — вполне реально.

Но главное даже не в деньгах. Система распределения после ВУЗа гарантировала первое рабочее место. Сегодняшний выпускник с дипломом юриста, работающий бариста, в 1975 году был бы нонсенсом. Государство учило тебя за свой счет, а потом отправляло «отрабатывать» по специальности. Да, могли послать в Тьмутаракань, но карьера была предсказуемой и понятной.

7. Медицина: лечить, а не оказывать услуги
О качестве советской стоматологии можно слагать грустные легенды (бормашины той эпохи до сих пор снятся многим в кошмарах). Но! Глобальная система здравоохранения работала на опережение.

Диспансеризация была обязательной. Система «Семашко», взятая за основу, предполагала тотальный контроль за эпидемиологической обстановкой. При Брежневе сеть поликлиник покрыла даже самые отдаленные села. Операции любой сложности, пребывание в стационаре, лекарства в больнице — все это не требовало полиса ДМС или квот, которых нужно ждать годами.

Обратная сторона медали
Было бы нечестно, как историку, петь только дифирамбы. За этот «банкет» приходилось платить. Чем? Отсутствием политических свобод, «железным занавесом», уравниловкой (инженер мог получать меньше квалифицированного рабочего) и тотальным дефицитом модных джинсов или хорошей колбасы.

Экономика держалась на «нефтяной игле» — именно при Брежневе СССР подсел на экспорт черного золота, что позволило финансировать этот праздник жизни без структурных реформ.

Почему мы скучаем?
Леонид Ильич как-то сказал на съезде КПСС: «Главное для нас — это забота о благе советского человека». И, судя по воспоминаниям, многие эту заботу действительно ощущали.

Люди скучают не по Брежневу с его густыми бровями и невнятной речью. Они скучают по ощущению безопасности. Когда ты точно знаешь: ты будешь сыт, у тебя будет работа, твоих детей выучат, а на пенсии ты будешь играть в домино во дворе.

Но парадокс человеческой психики в том, что, получив базовую безопасность, мы начинаем искать смыслы. И часто выясняется, что материальные блага — это еще не гарантия душевного покоя.

Об этом феномене потери смыслов на фоне сытой жизни я рассуждаю в статье «Бесплатная квартира счастья не принесла»: О чем на самом деле жалеют люди "золотого века", когда им исполняется 75. Очень советую ознакомиться, чтобы картинка эпохи "застоя" стала объемной и завершенной.

А теперь вопрос к вам: Если бы у вас была машина времени, вы бы согласились променять нынешнее изобилие товаров и свободу передвижения на ту самую брежневскую «уверенность в завтрашнем дне»? Или дефицит и закрытые границы — слишком высокая цена?
Источник


Спасибо за ваши комментарии!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (31):
Частично - Да, хочу уверенность в завтрашнем дне. В то время наша рабочая семья жила не плохо.
Добрый день Алевтина, с наступающим женским праздником 8- МАРТА.
Ностальгия по прошлому. Многое вспоминаешь с грустью. Нам хорошо тогда было. И стипендии хватало на все: готовили в общежитии сами, половина стипендии оставалась на личные расходы. И за метраж квартиры платили только за площадь комнат, остальное считалось полезной площадью. И работа была стабильной и интересной. Только выхода в мир не было. Но мы этого тогда не понимали.
Ответ на комментарий НЕЗНАКОМКА-НАДЕЖДА # Добрый день!
В то время мы были молодые, а вспоминать молодость всегда приятно.
Спасибо за комментарий!
Ответ на комментарий София_Гамерник # Добрый день!
Я бы сказала воспоминания об молодости. Студенческие годы, жили весело, стипендия у нас в институте была 35 руб. Многие жили только на стипендию, 1 руб в день хватало на завтрак, обед и ужин в студенческой столовой, а если самим готовить, то выходило на день даже меньше рубля. Платного образования не было, конкурс на поступление в ВУЗ был не по деньгам, а по знаниям.
Спасибо за комментарий!
Всего хорошего!
таила 07-03-2026-21:07 удалить
Спасибо за интересный пост, Аля! Всего самого доброго!
daizyLeningrad 07-03-2026-21:57 удалить
Спасибо за пост, возможность вспомнить прошлое. У меня много положительных воспоминаний , в период моей сознательной жизни. Жизнь по плану, уверенность в завтрашнем дне, не было огромной разницы в материальном плане людей, мы с сестрой получили высшее образование без каких-либо протекций, оплат. Лечились в детских санаториях. В школах были прекрасные учителя, которые меня навещали даже в больнице. Получили квартиру. Люди были добрее, отзывчивее, не озлобленные. Ни тогда, ни сейчас не ездила заграницу, да и на наших югах не была. Сейчас сразу и не вспомнишь всего в прошлом , но уверенность в завтрашнем дне была непоколебимой. Даже Законы не имели обратной силы, а сейчас, начиная с Ельцина, который так и не лёг под поезд , и далее всё делалось не для народа, а для кучки людей... Войн стало больше, ответственности в верхних эшелонах власти... Не нравится замена милиции на полицию: раньше с детства был любимы Дядя Стёпа милиционер, патрулировали улицы по двое, а сейчас видишь только в сериалах, в отделение милиции проходишь по звонку(двери закрыты). Где уж здесь добежать от хулиганов и грабителей до отделения в надежде на защиту! Хотя понимаю, что самим полицейским не сладко.
Так что для меня прошлое время было понятнее, дороже. А открытые границы не для меня, не для моего кошелька.
Алевтина вас с Днем 8 марта!!!Поздравляю.
[498x500]
Ответ на комментарий таила # Добрый день, Наталья!
Спасибо за комментарий!
Всего Вам хорошего!
Ответ на комментарий наталья_ландыш # Добрый день, Наталья!
Спасибо за визит и за поздравление!
Но не забывайте про условие моего дневника: Комментарии без картинок.
Спасибо за понимание!
Ответ на комментарий daizyLeningrad # Для меня эта статья не ностальгия по прошлому, а я бы сказала воспоминания об молодости. Студенческие годы, жили весело, стипендия у нас в институте была 35 руб. Многие жили только на стипендию, 1 руб в день хватало на завтрак, обед и ужин в студенческой столовой, а если самим готовить, то выходило на день даже меньше рубля. Платного образования не было, конкурс на поступление в ВУЗ был не по деньгам, а по знаниям. Хотя и сейчас ценятся знания и те, у кого они есть учатся бесплатно. У нас в Перми для поощрения талантливых студентов Правительство Пермского края выплачивает «губернаторские» стипендии 6,5 тысяч рублей в месяц. На эти деньги можно скромно жить, как мы жили на стипендию. Люди и правда раньше были добрее, запросто ходили друг к другу в гости. Когда открыли границы я по тур. путёвкам объехала все соц. страны. Удивлялась почему у них везде в магазинах всё есть, а у нас ничего нет. Чтобы одеть детей приходилось ездить в столичные города: в Москву и в Ленинград, вся Россия работала на республики и столичные города, а у нас в магазинах пустые полки. Колбасу и др. продукты продавали по талонам 400 гр на человека в месяц, да ещё надо было выстоять очередь полдня, её занимали ещё до открытия магазина, а привозили колбасу после обеда. Брат с Таджикистана послал мне посылки с крупой и килограмм карамели. Дети были счастливы, я им выдавала по одной конфетке в день. Вот такие мои воспоминания про то время.
08-03-2026-11:49 удалить
В первую очередь сволочь Ленина, отбросившему Россию на столетие назад, - вот кого надо клеймить! Ни Гитлер, никакая другая мразь не посмела бы напасть на Россию, если бы не его революция. Великий "ученый", проигнорировав человеческую природу, взял на вооружение нежизнеспособный в условиях мировой конкуренции лозунг другого "ученого" - К. Маркса: - «Долой частную собственность» - и убил весь цвет нации. Чего стоит только бандитизм в разоренной стране! Продолжил живодер Сталин. Маразм геронтофилов, лизоблюдов и недоумков типа Хрущева и Ельцина - тоже результат тоталитарного государства. Рухнуло закономерно. «Врождённый порок капитализма – неравное распределение благ; врождённое достоинство социализма — равное распределение нищеты» (У. Черчилль). «Он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек – и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет? На своем кровавом престоле он стоял уже на четвереньках: когда английские фотографы снимали его, он поминутно высовывал язык. Семашко отметил во всеуслышание, что в черепе этого нового Навуходоносора нашли зелёную жижу вместо мозга. На смертном столе, в своём красном гробу, он лежал, как пишут в газетах, с ужаснейшей гримасой на серо-жёлтом лице» (Иван Бунин).
Алевтина_Серова, Когда умер Брежнев руководитель нашего конструкторского отдела сказал:" Мы очень долго будем вспоминать Брежнева." Я тогда не придала его словам какой-то смысл,ну сказал и сказал. И вот уже прошло 44 года ,как не стало Брежнева. Всё поменялось! Буквально всё! Многие изменение нельзя назвать плохими,но очень много изменений просто уму не постижимо, как можно было до такого состояния скатиться. Развал СССР,сколько погибло русских в республиках,на которые народ России работал. Строил,учил,лечил и бежал с голым задом в нищую Россию,где этих русских вообще никто не ждал и не ждёт до сих пор. Развалены заводы,фабрики,уничтожена медицина,образование. Стёрты с лица земли деревни и даже города. Всё продаётся и покупается,но денег нет,но вы держитесь. Два раза в год правительство залазит в карман граждан. Продаёт пенсионные баллы,которые гражданин сам же и оплатил. Нет радости,народ стал кусачий,а как иначе? Когда ты не гражданин,а физ.лицо,которое обязан платить за ВСЁ! И это тогда,когда правительство имеет двойное гражданство и баснословные оклады. Народ разобщён. К тому же война,которая никому,никогда не нужна. Мужчины гибнут,население вымирает. Вот я теперь очень часто вспоминаю те слова,сказанные моим руководителем. И прихожу к выводу,что он тогда был прав. Мы долго будем помнить те времена застоя,когда жили счастливо,несмотря на дефицит и выезды за границу. Вот милая Алечка, разбудоражил твой пост мои воспоминания. Но сегодня праздник. И я тебя поздравляю с весной! Будем жить! И жить, я верю в то,что не смотря ни на что, будем хорошо. Оптимизма, веры и терпения нашему народу не занимать !
[361x403]
sakura143 08-03-2026-16:13 удалить
Не хотелось бы жить в эпоху застоя, но жила... Воспоминания - есть, ностальгии - нет.
Хорошо жили только те, кто в городах, и то не во всех. В сельской местности жили плохо, особенно на севере.
Все ратуют за бесплатные квартиры, но почему-то никто не думает о том, что на строительство квартир уходили огромные средства, которые в казну государства никак не возвращались, а это - убыток в экономике. И, причем, огромный. Невозможно вкладывать в строительство средства бесконечно. Деньги то откуда-то должны браться? Так ведь? Одних налогов мало, они ж идут не только на строительство, но и многое другое. Образование, здравоохранение, культуру, которые тоже дохода не дают.Если всё бесплатное, то откуда государству деньги-то брать? Остается только продавать полезные ископаемые, но ведь и они не бесконечны....Так что рано или поздно такая экономика все равно бы рухнула.
Что я помню из СССР? Щитовой домик на крайнем севере с холодным туалетом - дыркой. Колонка для воды за полкилометра от дома, печка, едва прогревающая квартирку. Дрова, очереди за молоком, мясом и другими продуктами. Про фрукты и овощи зимой никто и не мечтал. Так же не было у нас и велосипеда. Он появился у нас уже в конце 80х. Хорошо жили только работники торговли, повара и райисполкомовцы.
iia1950 08-03-2026-16:26 удалить
Ответ на комментарий Алевтина_Серова # НЕ РАДОСТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ,ЖИВЯ В пРИБАЛТИКЕ,ничего плохого о застойном периоде не могу вспомнить,начиная со школы где получала бесплатное питание и учебники,ежегодную путевке в бесплатный пионерский лагерь,квартиру хорошую получили по очереди-бабушка,мама и я работали на одном предприятии,оплата-копейки дети ходили в садик, могла за мизерную оплату,по профпутевкам за символическую стоимость могла сама отдыхать и с детьми ,а то что железный зановес был-так мы его не замечали
Ответ на комментарий iia1950 # В то время во всех республиках жили гораздо лучше, чем в России.
Ответ на комментарий sakura143 # У нас в Перми в продуктовых магазинах в то время на полках стояли только 3-х литровые банки с солёными помидорами. Очереди за всеми продуктами, даже за теми, которые продавали по талонам. Велосипеда у меня тоже не было.
Ответ на комментарий Людмила_505 # Спасибо за высказанное мнение.
Приятного вечера!
sakura143, А сейчас в деревнях благоустроенные туалеты есть?. В деревнях раньше работа хоть была,а сейчас работы нет и в малых городах. Я конечно не спорю с вами. На севере трудно жить в любые времена. Хорошо жили республики ВСЕ! Россия по остаточному принципу. Всем раздай,сам с голой жопой сиди. Хоть тогда,хоть сейчас.
sakura143 09-03-2026-12:57 удалить
Ответ на комментарий Людмила_505 # В деревнях да, есть благоустроенные туалеты. И скважины делают, воду проводят. нынешняя молодежь предпочитает жить уже в комфортных условиях. Не будем брать в пример дачи и глухие деревни. Все равно предпочитают жить поближе к цивилизации. И те, кто строят в деревнях новые дома - обязательно делают жилье благоустроенным.
Работа есть. И ее много, и можно зарабатывать. Но для этого надо не ныть, а искать эту работу. Под лежачий камень вода не течет.
sakura143 09-03-2026-12:57 удалить
Ответ на комментарий Алевтина_Серова # Вооот, та же история. А ведь многие считают, раз у них было все хорошо, значит и вся страна так жила. Нет. Не было равенства в СССР никогда. Помню, как в 82 году я приехала в Ленинград. У меня был культурный шок!!! Оказывается, в магазинах можно свободно купить вареную колбасу, нарезанную кусками и завернутую в бумагу....У нас за колбасой очереди. Что такое сыр - мы не знали.
sakura143, Я с вами не согласна! Мы уже давно пенсионеры,получаем пенсию. Два раза в год правительство поднимает цены на ЖКХ и довольно существенно. В нашем городке есть химзавод,на котором работает мой брат ,ему 64 года. Знаете сколько у него зарплата? Он машинист компрессорных установок 5 разряда,работа посменная. Так вот по договору у него часовая тарифная ставка в размере 105 рублей в час. Получает он на руки два раза в месяц согласно договора аванс 30 числа месяца и получка 15 числа следующего месяца . Всего чистыми на руки получается 30 тысяч рублей. Скажите как можно жить на 30 тысяч рублей,когда за квартплату только за отопление надо заплатить 8195 рублей , за ТО 68 рублей, за мусор 74 рубля за энергию 700 рублей ,за газ 105 рублей и ещё ЖКУ 1338 рублей, за телевидение и интернет 600 рублей,кап.ремонт 790 рублей Итого получается в пределах 11875 рублей ТОЛЬКО за коммуналку. Без этих платежей обойтись никак нельзя. И что получатся ему на жизнь на месяц 30000-12000=18000 рублей жить целый месяц. Цены в магазинах у вас какие???? У нас Сибирь тёплая одежда и обувь нужна. А ещё если есть дети ,тогда как? Это вообще нормально? И у нас в городке все так получают. Хоть на заводе работают,хоть в магазинах. Обещают оплату 50000 на самом деле платят 10,15 тысяч. Мой сын работает водителем автобуса с высшим образованием,другой работы нет. И то водителем автобуса,потому что у него открыты все категории. Зарплата 30000 рублей! ФСЁ! И не надо мне тут говорить ,что мы бездельники,сами ничего не хотим. Я бы вам много могла чего рассказать через что мы прошли ,убежав с Узбекистана в РФ,как нас тут приняли. Муж с красным дипломом в деревне кое как взяли на разные работы(это в 90-е) годы. Вообщем сейчас мой муж после инсульта (ему 80 лет) Брат 64 года(ему,уже больному,чтобы нормально получать надо ехать на север,да уже здоровье не позволяет. Сын 20 лет трудового стажа на Камчатке,тоже не бизнесмен. И мы не лодыри и народ наш не лодырь!!!! А почему так живём. ... Ладно,если б мы были одни такие. Молодёжь,как мне её жаль. ВСЕ в кредитах,из-за этих кредитов подписывают контракт на войну,другого выхода нет. Вот недавно парень на СВО отправился,кредиты надо закрыть,иначе ипотеку не вытягивает. Так-то . Не согласна с вами. Если вы живёте сейчас хорошо,значит или в кредитах по самые уши,или воруете. И ещё напоследок вот это почитайте. https://temydnya.mirtesen.ru/blog/43775123871/Stud...zalis?utm_referrer=mirtesen.ru И это разве хорошо? Я согласна,что во времена Брежнева надо было как-то по другому обновлять управление ,экономику выстраивать по другому. Но не так же как это сделали Горбачёв,с Ельциным,Чубайсом и Гайдаром. ВСЁ уничтожили ,в том числе и страну и экономикуц и медицину и образование. А сколько народа погибло. Кто за это будет отвечать? И прошу вас не пишите мне ответ. Оставайтесь при своём мнении. Только не надо всех и вся упрекать в том,что под лежачий камень вода не течёт и надо что-то делать. Делает народ,но выбился уже из сил,просто вымирает.
sakura143 09-03-2026-16:30 удалить
Ответ на комментарий Людмила_505 # Я живу в Вологде. На пенсии в 20 тысяч, у мужа тоже пенсия, на 10 тысяч больше, плюс он работает(ему 62). Мы построили дом в деревне с удобствами, путешествуем. Да, есть автокредит на машину. У мужа высшее образование, но работа физическая.
Дочка с семьей живут в Архангельске. Да, официальной работы у нее нет, но работает неофициально, плюс зарабатывает творчеством как самозанятая. Муж у нее с высшим образованием работает официально. Внуку почти 10. Погасили ипотеку за 8 лет. Каждый год летают куда-нибудь отдыхать. Пусть по России, но все же всей семьей.
Сыну 26, универ бросил после 3 курса, постоянно куда-то ездит на работу, то на ремонте квартир, то в лесу, то в аквапарке, то дедом морозом...Себя содержит сам.
Я всю жизнь прожила на Крайнем Севере в Архангельской области в селе. Там особо работы тоже нет, но мужики ездят на вахты, кто на строительство, кто в лес, кто на месторождения полезных ископаемых, кто в плаванье. Кто хочет зарабатывать, те покупают квартиры, машины и каждый год летают отдыхать в отпуск за границу. Кто-то ради заработка уезжает в Нарьян-Мар или на Новую Землю. У подруги сын с семьей уехал в Салехард. Его жена учительница получает больше 100. Да, сама подруга из Нарьян-Мара, и, хоть там и бешеные цены на продукты, но она два раза в год могла позволить себе летать на отдых. У племянника жена занимается маникюром, тоже неплохо зарабатывает. Я подписана на одного блогера, он начинал зарабатывать с уборки подъездов. Сначала было стыдно, работал с матерью, потом открыл ИП, и зарабатывал больше 500тыс в месяц. У сына друг с высшим архитектурным занимается натяжными потолками, зарабатывает побольше, чем какой-нибудь инженер.
Я не утверждала, что ВСЕ. Не все, но такие есть. Но есть и те , кто хочет зарабатывать, и они зарабатывают.
sakura143, Я рада за вас! Пусть у вас так и будет всё хорошо.
Elena_ARVIK 10-03-2026-21:20 удалить
Уточню немного. Квартиры в СССР тоже покупали. Кооперативные. Моя тетя в Горьком ( сейчас Нижний Новгород) , поняв , что работая на текстильной фабрике квартиру не получит НИКОГДА ( ну или лет через 30) , купила кооперативную, залезла в страшные долги, много лет одну комнату сдавала студенткам. Мы жили на Севере, все детство в бараке, потом общага, мама получила квартиру, отработав 25 лет на заводе. Но многие так ничего и не получили. В моем классе только 4 жили в благоустроенных квартирах. Даже многодетные семьи жили в бараках. Недавно делала пост о героинях войны - расчете "Девичьей пушки". Двое из них выжили после тяжелых ранений. Одну нашел журналист . И его ( и меня!) поразило , что ветеран, инвалид войны жила в жутких условиях ( полуразвалившаяся хат с протекающей крышей) . И это в 80-х уже годах! И только после приезда журналиста женщине - ветерану ! покрыли крышу. Так что не всем гарантировали хорошее жилье. Сейчас люди живут в подавляющем большинстве гораздо лучше. Просто мы были молоды и этим счастливы. И многие вспоминают именно молодость с ностальгией.
Ответ на комментарий Elena_ARVIK # Для меня эта статья не ностальгия по прошлому, а я бы сказала воспоминания об молодости. Я жизнь в то время была у нас тяжёлая.
Спасибо за визит и за высказанное мнение!
Mari_NK 12-03-2026-13:39 удалить
Раньше мы жили бедно, но дружно и весело! Сейчас все доступно... Не думала, что доживем до войны и, что нашим сынам и внукам выпадет такая доля...
Ответ на комментарий Mari_NK # Моя мама говорила: Всё можно пережить, только не было бы войны.


Комментарии (31): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпоха "застоя", в которой хотелось бы жить: 7 социальных гарантий Брежнева, которые сейчас кажутся фантастикой | Алевтина_Серова - Дневник Алевтина Серова | Лента друзей Алевтина_Серова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»