Французский живописец Жан-Оноре Фрагонар "Поцелуй украдкой", конец 1780-х годов
Волнует зрителя картина -
Трудов художника вершина!
В ней - затенённый интерьер,
И похищает кавалер
У девы поцелуй украдкой,
Её целуя сладко-сладко.
Хоть ей и хорошо теперь,
Глядит взволнованно на дверь -
И руку выдернуть пытаясь,
Что дверь открыта, опасаясь!
Застигнута была врасплох,
Сказать успела только "Ох!"...А как написаны фигура
И шали брошенной фактура,
И то, как дева смущена,
Как убедительна она!
Всё в полотне так гармонично,
Свежо, изящно, поэтично!
И Фрагонар нас убедил,
Что дальше стиль Ватто развил!
Автор: Иван Есаулков
На этой картине художник изобразил молодую пару, которая уединилась в пустой комнате. Мужчина приоткрыл балконную дверь и пытается очень быстро поцеловать свою возлюбленную. Она, в свою очередь, возможно не ожидала этого, поэтому заметно нервничает и хочет побыстрее уйти.
Судя по гостям в соседнем зале, в доме отмечают какой-то праздник или просто проводят время на весёлой вечеринке. Молодая героиня решила отлучиться за своим полосатым шарфиком, где её и ожидал очень решительный поклонник.
Живописец очень убедительно передал интригующую атмосферу внезапности и тревожности, как-будто сфотографировав момент «похищения» поцелуя. Подобные романтические сюжеты были популярны во французской живописи до Французской революции.
Композиционно картина разделена диагональю, созданной наклонённой девушкой и шарфом в её руках. Пространство ограничено двумя чёткими вертикалями дверей балкона и комнаты. Яркое белое платье героини также ограничено двумя светлыми пятнам дверей и гармонирует с тёмно-розовым цветом занавеси и светло-коричневым цветом небольшой тумбы.
Героиня имеет портретное сходство с дочерью художника Розалией, но однозначно утверждать, что изображена именно она, нельзя.
Изначально картина хранилась в Лазенковском дворце в собрании польского короля Станислава Августа Понятовского. Дворец некоторое время переходил по наследству, после чего был продан российскому императору Александру I. Часть картин, включая «Поцелуй украдкой», переехала в Эрмитаж, однако после советско-польской войны польская сторона потребовала картину обратно. По итогам переговоров полотно Фрагонара всё-таки осталось в Эрмитаже, а в Польшу вместо него уехала «Полька» Антуана Ватто.
Источник