Василий Николаевич Бакшеев. (1862 - 1958). Голубая весна, 1930 год.
Вглубь картины пространство спокойно уходит,
Где сквозь хрупкие ветви видны небеса.
После сна наконец-то проснулась природа, -
И чиста, гармонична и звучна краса.
Розоваты и трепетно-тонки берёзы,
И ласкают наш взгляд их стволы белизной.
Скоро примет в себя роща первые грозы,
А пока что в ней всё излучает покой.
Пробуждается к жизни земля, что согрета
Первым, льющимся с неба, весенним теплом.
Столь в картине Бакшеева радости, света,
Что не хочется думать уже ни о чём! -
Только б выйти на эту лесную поляну,
Где шуршит прошлогодней листвы желтизна,
Где сквозь ветви деревьев переднего плана
Взгляд ласкает небесная голубизна!
Автор: Иван Есаулков
С большой проникновенностью выразил В.Н. Бакшеев свое отношение к природе.
Он писал:
“Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо!
Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте.
Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни”.
Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием.
Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева “Голубая весна” . Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе.
Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.
Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения.
Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком. Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности.
Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы.
С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд. В картине “Голубая весна” Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое.
Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее.
Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности.
Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.
Источник