Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 -1897). "Грачи прилетели". 1871 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Март. Оседает подтаявший снег,
Возле берёзы шершавые точки,
И, как бывает всегда по весне,
Тянутся к солнцу набухшие почки.
В небе неярком плывут облака.
Запах весенний природу дурманит.
Правда, в прозрачных уже озерках
Ветер холодную воду туманит.
И по утрам ударяет мороз,
Днём же стремительно таянье снега.
А у молоденьких тонких берёз
Веточки с жадностью тянутся к небу.
Стены церквушки от тёплых лучей
Вспыхнули радостно и заблестели.
Слышатся резкие крики грачей.
Вот и дождались - грачи прилетели!
А за кривою березой видны
Нам колокольня, другие строенья.
Возле заборчика тени темны.
Птицы у гнёзд в непрерывном движенье:
То вдруг взлетают, то падают вниз,
Уши заложит от птичьего гама.
Воздух прозрачен, и нежен, и чист,
И не эффектна и сдержанна гамма. Снегом повсюду покрыты поля,
Воздух по-мартовски сочен, прозрачен.
И проступает местами земля.
Как всё обыденно! Как много значит!
Тёплый и ласковый ветер подул.
Бродят в берёзах весенние соки.
Лёд весь растаял уже на пруду.
Значит, пришли пробуждения сроки
Русской природы от зимнего сна.
Шумен грачей копошащихся гомон.
Душу щемит молодая весна.
Как это русскому сердцу знакомо!
Как это всё навевает печаль,
Что для бескрайней России типично,
Где облаками затянута даль,
Где скромность красок природы привычна.
Так нам знакомо начало весны!
Так будоражит, тревожит нам чувства,
Словно вернулись мы в детские сны.
Радостно нам и немножечко грустно.
Запах весны и ее колорит
Будут сильней и сильней час от часа...
Нам с детских лет о весне говорит
С помощью этой картины Саврасов.Автор: Иван Есаулков
Этот пейзаж является одним из самых узнаваемых. По нему пишут сочинения в школах, его помещают в учебники, им украшают комнаты и предметы обихода. Но чем же так прославилась эта картина? Ведь на ней нет ничего примечательного...
Саврасов как-будто специально выбрал для сюжета самое неприглядное время года: кругом грязный снег, голые деревья, тёмная талая вода. Неказистости картине добавляют обшарпанные колокольни и покосившиеся дома. Но ведь это и делает произведение особенно русским, близким и родным.
На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны.
Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд». В изображении грачей отмечается некоторый отход от реалистичности — фигуры птиц крупноваты по сравнению с реальными размерами, а некоторые из них изображены и вовсе схематично. Но как отмечал искусствовед Николай Новоуспенский, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести».
Прообразом храма, изображённого на картине, стала построенная в конце XVII века Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней. Место, где работал художник, подтверждается его надписью, сделанной в левом нижнем углу полотна: «1871. С. Молвитино. А. Саврасовъ»
Считается, что с картины «Грачи прилетели» началось новое направление в живописи — лирический пейзаж. Иван Крамской, глядя на полотно, сказал, что во всех пейзажах — вода, деревья, даже воздух, и только в «Грачах» есть душа. Именно поэтому мы все так любим эту картину. Именно поэтому она стала культовой. Именно поэтому прославилась на весь мир.
Источник