Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900) Март.
Весенний воздух пахнет сладко -
Так, как цветочная пыльца,
И задремавшая лошадка
В санях стоит вблизи крыльца.
Лучами солнышко согрело
Поляну, сосны, – всё кругом:
Уже дорога побурела
И ярко золотится дом.
Сугробы снежные осели
И потеряли белизну.
Ещё скворцы не прилетели,
Чтоб в песнях прославлять весну.
Но, высоко взлетев, скворечня
Уже нетерпеливо ждёт,
Когда они порою вешней
Закончат дальний перелёт.
А у берёз на фоне сосен
Стволы отчётливо видны,
И голубится неба просинь
Среди весенней тишины.И только там, на заднем плане,
Почти нетронутый, лежит
Снег на запрятанной поляне,
И свежий след по ней бежит.
Слоями снег лежит у дома,
Как очень тонкая слюда...
Всё это близко и знакомо,
Как будто мы пришли сюда!
Как будто, веря и не веря,
Что начинается весна,
У дома приоткрыли двери
И ставень сбросили с окна.
А если мы посмотрим выше,
Увидим сразу, что вот-вот
Снег, шапкой тающий на крыше
Крыльца, на землю упадет.
Мы видим мелкие детали,
И каждая из них важна,
Чтоб мы в картине увидали,
Что, наконец, пришла весна!Автор: Иван Есаулков
Живописец Исаак Ильич Левитан известен как основоположник пейзажа настроения.
Исаак Левитан первым изобразил снежный пейзаж в ярких и теплых тонах. Советский искусствовед Алексей Федоров-Давыдов писал: «…обратившись к этому новому для себя мотиву, Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи. Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещенный солнцем; никто так не изображал весеннее небо и деревья».
Художник завершил картину всего за несколько сеансов — полностью писал с натуры на задворках усадьбы Горка. Там он жил и работал над своими пейзажами с августа по сентябрь 1894 года. Ему помогала младшая дочь Турчаниновых Анна, которая подносила ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и заодно любовалась тем, как создается будущий шедевр. Левитан торопился, ведь, несмотря на то, что снега было много, под теплыми солнечными лучами пейзаж быстро менялся. На местах, где еще вчера лежали сугробы, на следующий день уже текли ручьи.
В 1896–1897 годах работа «Март» вместе с другими девятью левитановскими полотнами участвовала на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок — сначала в Санкт-Петербурге, а потом Москве. Также ее экспонировали на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Его полотна участвовали и в экспозициях передвижников на Всемирной выставке в Париже. Для своей галереи картину 1895 года «Март» выкупил Павел Михайлович Третьяков.