Василий Суриков "Посещение царевной женского монастыря"
Монастырь, довольно древний,
Небогатый, небольшой,
Посещён младой царевной
С чистой девичьей душой.
Вера в Бога, без сомнений,
Так и светится в глазах.
Рядом с нею – стариц тени,
Что внушают людям страх.
Старицам, конечно, надо
В ней дарителя открыть.
И была царевна рада
Взносом храм их одарить.
Взнос тот – серебро и злато,
И товар большой цены.
И царевниной оплатой
Все удовлетворены,
Окружили чёрной стаей,
Смотрят в девичьи глаза,
Где в лампадном свете тает
И мерцает бирюза.
Жемчуга и самоцветы
Платья, золото икон.
Трепетным горячим светом
Ряд послушниц освещён.
Знают все они: царевна
Вновь из терема придёт –
Монастырь их, тесный, древний,
К службе Богу призовёт.
А пока что без опаски
Виденным восхищена,
Как на мир волшебной сказки
Смотрит трепетно она.
Восхищенье и поклоны
Молодых и пожилых.
И лампады и иконы –
Лики строгие святых...
Автор: Иван Есаулков
"Посещение царевной женского монастыря" (1912 год, Третьяковская галерея) — последняя из выдающихся картин величайшего русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848 - 1916 г.)
Трагична судьба русских царевен. Нет им ровни среди женихов ни на Руси, ни в Европе. Прямой путь им в монастырь, со всем своим богатым приданым. К этой мысли приучали царских дочерей с малолетства. Автор представляет зрителю сцену посещения царевной уготованного ей монастыря.
Тяжелым золотом сверкают оклады монастырских образов. Обступили царевну монастырские насельницы. Кто-то склонился в смиренном поклоне, кто-то с нескрываемым любопытством разглядывает царскую дочь. Сурова боярыня-нянька за спиной царевны. Внимательно следит она за строгим соблюдением всех мелочей церемонии. Среди монашек легко угадывается настоятельница. Мать-игуменья внешне спокойна и равнодушна, однако, в ней можно заметить и сильное внутреннее волнение. Предвкушает глава монастыря богатые поступления в казну заведения, приданого царевны.
На общем фоне резко выделяется фигура главной героини. Молодая девушка, практически ребенок, бледная, царственный вид не может скрыть от зрителя покорности своей судьбе. На лице царевны нет эмоций, она сосредоточена на молитве. О чем просит героиня Господа? Этого никто не узнает никогда. Окружающим мало дела до чувств знатной гостьи. Совсем скоро она станет обычной насельницей монастыря. А те, кто сегодня склоняется перед ней в подобострастном поклоне, совсем скоро потеряет к ней всякий интерес.
Горящие лампады под образами и свечи создают атмосферу погребального обряда. Совсем скоро царевна умрет для мира людей, посвятив себя пожизненной молитве и монастырскому труду.
Источник