Художник Эмилия Яковлевна Шанкс. "Новенькая в школе" 1892 г. Холст, масло 79 × 105 см.
Государственная Третьяковская галерея
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1892 г.
Белый фартук к форме прииголен,
А глаза чернючии, что ночь, -
Как-то примут новенькую в школе -
Евдокию, плотникову дочь?
Смотрит исподлобия, с опаской,
Проступил румянец на щеках,
Пот прошиб, уже влажнеют глазки.
И передник комкает в руках.
Обступили. Смотрят с интересом,
И вопросом каждый взгляд горит:
И откуда ты взялась, принцесса? -
Слишком благородная на вид.
Но молчит принцесса Кораблёва.
Всё равно узнают, наконец:
Дочка кружевницы, -
что ж такого, -
Плотник и столяр её отец.
Редкий дока! Полные карманы
У него опилок и гвоздей.
Строил избы. Настрогал помалу
Акулине осьмерых детей.Он на всю прославился округу -
Экспонат музейный произвёл -
Приложил к избе Филёвской руку,
Действуя умело и трезво.
Вот уже на выданье девица,
За спиной коса тугих волос,
Только расплести её косицу
Дворянину Ване довелось.
Как увидел, так застыл в передней,
И жениться тут же был готов,
От красы девичьей, видно, сбрендил, -
Девушки осьмнадцати годов.
А портрет - свидетельство былого
В Третьяковке, пусть в запасниках, -
Женщины - вне времени земного,
Что меня качала на руках.
Автор: Татьяна Аржакова
Психологически напряженный момент встречи новой ученицы выразился в жесткой и отстраненной манере письма. Темные силуэты девичьих фигур резкими контурами выделяются на голубом узорчатом фоне стены, в центре которой размещена черная грифельная доска. Автор с сочувствием и симпатией передает явное смущение главной героини – девочки лет десяти-двенадцати, нервно сжавшей подол белого школьного фартука в окружении других девочек. На их лицах не видно улыбок, что говорит о непростых взаимоотношениях в школьной среде. В произведении отразилось внимание к внутреннему миру детей и подростков, нашедшее выражение в литературе 1850–1890-х годов – в романах Сергея Аксакова, Льва Толстого, Фёдора Достоевского.
По сведениям семьи изображенной девочки, моделью для главного персонажа картины послужила Евдокия Кораблёва (1877–1966), дочь плотника, реставрировавшего музей «Кутузовская изба» в Филях, где каждое лето отдыхала Эмилия Шанкс со своей сестрой Марией.
Эмилия Яковлевна Шанкс
1857 - 1936 г.
Англо-русская художница, первая женщина-живописец, принятая в Товарищество передвижных художественных выставок.
Эмилия Яковлевна Шанкс родилась в Москве в семье совладельца торгового дома «Английский магазин Shanks & Bolin», тесно сотрудничавшего с фирмой Фаберже. Она окончила с большой серебряной медалью мастерскую Василия Поленова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где ее педагогами были Владимир Маковский и Илларион Прянишников. С 1891 года представляла свои работы на выставках Товарищества передвижников, а в 1894-м стала первой женщиной – членом Товарищества передвижных художественных выставок и вступила в Московское товарищество художников. Она входила в круг живописцев, близких Василию и Елене Поленовым, вместе они выезжали на этюды. Ее старшая сестра Луиза была одним из лучших переводчиков на английский язык романов Льва Толстого, а младшая, Мария, также художница, дружила с дочерью писателя Татьяной Львовной. С 1913 года Эмилия Шанкс жила в Англии, куда перевезла и большую часть своих произведений. В России ее имя очень редко упоминалось и почти забылось со временем.
Государственная Третьяковская галерея