Судьба каждого человека – миф. Он складывается из рождения, взросления, любви, брака, смерти, случая, победы, катастрофы, из тех моментов, когда нам кажется, что настоящая жизнь только началась…
(К.-Г.Юнг)
Им казалось, что жизнь только началась… Они, скорее всего, любили друг друга, были счастливы... Художник запечатлел их в расцвете молодости и красоты. Быть может, как все молодожены, они мечтали, что будут показывать этот свадебный портрет своим детям и внукам.
Помпеи.Фреска. Портрет молодой семьи
Увы, их мечты не сбылись…
24 августа 79 года время остановилось. Цветущий город постигла внезапная и страшная гибель. Пепел вулкана Везувий накрыл 9-метровым слоем дома, улицы, лавки, площади и базары. Все горожане погибли, задохнувшись. Но это смертоносное покрывало, по иронии судьбы, сохранило город неповрежденным, как будто невидимый фотограф запечатлел последние мгновения Помпей.
Картина К. Брюллова "Последний день Помпеи"
В доме, принадлежавшем пекарю Теренцию Прокуллу, археологи обнаружили комнату, стену которой украшала фреска с изображением мужчины и женщины. Сегодня эта фреска считается вершиной искусства поздней античности.
Сначала историки предположили, что это портрет самого пекаря и его жены. Однако, изучив фреску внимательнее, изменили свое мнение: вероятнее всего, неизвестный художник изобразил семью брата пекаря, мирового судьи Теренция Нео.
Античный портрет - не просто изображение человека. Это - своеобразное послание, которое должно было показать его место в обществе. В отличие от египтян и греков, римляне считали, что искусство нужно не для выражения возвышенных чувств, а скорее, для демонстрации богатства, престижа и статуса.
Так, свиток папируса с красной печатью в руке мужчины означает, что он - государственный служащий. Его супруга прижимает к изящному подбородку стило, палочку для письма на вощеной доске - вполне возможно, она увлекалась стихосложением. А может, просто привыкла вести хозяйственные расчеты. Но в любом случае - перед нами весьма образованные и состоятельные люди. Молодой человек одет в тогу, на его жене красная мантия. Изысканная простота их дорогой одежды и прически по моде того времени показывают, что они богаты.
Мы никогда не узнаем, насколько глубоки были их чувства друг к другу. Их взгляды направлены в разные стороны - возможно, сильные характеры супругов стали бы помехой на пути к семейному счастью.
Открытый и пристальный взгляд мужчины говорит о его устремленности в будущее и несомненных амбициях. Он - истинный римлянин, прагматичный и честолюбивый. Крупный нос и слегка оттопыренные уши свидетельствуют о сильной и несколько простодушной натуре.
Образ жены Теренция Нео более сложен и неоднозначен. На портрете она слегка закрывает мужа плечом, возможно, намекая на свое превосходство. Обратите внимание: жест, которым она прижимает к подбородку стило, в точности повторяет другой женский портрет из Помпей, так называемой «Поэтессы».
Сафо. Фреска из Помпей
Sappho Holding a Stylus A fresco painting from Pompeii, Italy. 1st century A.D.
Был ли это некий общий художественный прием для изображения образованных женщин? Или портреты рисовал один и тот же художник, которому нравилось изящное положение руки? Об этом мы уже никогда не узнаем…
Последствия извержения вулкана Везувий в 79 году - на фото одна из жертв, найденная археологами
Свиток папируса и доска для письма в руках молодоженов символизируют не только знания и образованность. У греков и римлян эти предметы означали также «ход времени, установленный срок жизни, предначертание». Зловещее сочетание белого и красного цветов одежд символизирует не только брак, но и смерть. Таким образом, молодые люди держат в руках собственную печальную судьбу.
Несмотря на молодость, влюбленная пара на портрете очень серьезна. В безыскусном изображении присутствует нечто загадочное, завораживающее. Быть может, это предчувствие надвигающейся трагедии? - В эпоху заката античного мира тема судьбы была одной из самых популярных в искусстве и философии. Греческий философ Платон даже считал, что людям дано знать о событиях своей жизни еще до рождения. Но сразу же после появления на свет они все забывают, чтобы потом в течение всей жизни «припоминать» предначертанное судьбой. Кажется, тень будущей катастрофы витает над этими благополучными людьми, омрачая их лица задумчивостью посреди веселья.
А может, Фортуна, богиня случая, воспылала завистью к счастью смертных? Ведь у них было все - Жизнь, любовь, красота…
Судьба отняла у них будущее, простое человеческое счастье, а взамен оставила всего лишь вечность.
Источник : http://chudomir.net/otkrytija/408-pompeian-couple.html
******************
K-ATRIN
Вот что нашла в сети, когда сделала заметку. Не знаю кто прав. Да и кто знает? Но если сравнить черты лица на портрете поэтессы и ... В общем выбираем и решаем сами. ))
**********************
Портрет пекаря Теренция Неона и его жены.
Фреска из Помпей (Дом Теренция Неона, VII, 2, 6).
Инв. № 9058.
Неаполь, Национальный археологический музей.
Описание: Портрет пекаря Теренция Неона и его жены в образе интеллектуалов, мало соответствующем грубым чертам лица обоих и их смущенному виду. Возможно, речь идет о единственном дошедшем до нас подлинном живописном портрете из городов у Везувия.
Источники: © 2008 г. Фото: С. И. Сосновский.
Текст: музейная подпись к фреске.