• Авторизация


«Снимать о медленном угасании жизни вряд ли буду». Что говорил Кеосаян. 27-09-2025 23:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения дедушка-разбойник Оригинальное сообщение

«Снимать о медленном угасании жизни вряд ли буду». Что говорил Кеосаян.


553af857e415c7a7803793c42d3161b8.webp

Не стало Тиграна Кеосаяна. Последний – 59-й день – рождения режиссер уже не отмечал. И последнего фильма на большом экране не увидел.

В конце прошлого года он попал в больницу, пережил клиническую смерть и 9 месяцев находился в коме. Надежды близких и друзей на выздоровление не оправдались.

О его болезнях, инфарктах, стентах много писали. И ещё напишут.

Нам же захотелось вспомнить другого Тиграна. Светлого, ироничного, открытого. Говорить с которым было просто и приятно. Таким он был во время интервью 23 года назад.

Другое время. Другая жизнь. Все тогда было у него иным. О том, что Тигран женится на Маргарите Симоньян, что в этом браке родятся трое чудесных ребятишек, никто и помыслить не мог. Да Кеосаян и не знал её тогда!

Сам он в то время был медийной личностью. Даром, что термина такого ещё не существовало. Снимал клипы, "полный метр", делал сериал "Мужская работа" – о службе спецназа ГРУ в Чечне...

МАМА ДОБРОВОЛЬНО ПОСВЯТИЛА СЕБЯ СЕМЬЕ

Именитый режиссер Эдмонд Кеосаян (умер в 57 лет) снял трилогию о "неуловимых мстителях", которую смотрят и сегодня. Тигран пошел по стопам отца, и его киносказки тоже получились удачными: "Бедная Саша", "Ландыш серебристый", "Президент и его внучка". Он даже начал было писать продолжение "Неуловимых" – в конце концов, почему трилогия не могла превратиться в тетралогию? Но...

"Начал. А потом отказался. Лучше уже не получится, атмосферу ту не передашь. И зачем тогда огород городить?"

– ДУМАЮ, МНОГИХ ВЫ УДИВИЛИ "МУЖСКОЙ РАБОТОЙ". ТИГРАН ПОВЗРОСЛЕЛ И НЕ БУДЕТ БОЛЬШЕ СНИМАТЬ СКАЗКИ?

Ёлки-палки, я в тот момент как раз отказался от очередного подобного проекта – костюмного, начала века и, кстати, с большим бюджетом. Но мне интересно разное кино. И вот, пожалуйста, народ проголосовал за "Мужскую работу": было продано порядка 50 тысяч дорогих, из двух частей кассет. Нереальное количество! До сих пор для сериалов максимум был 12 тысяч.

– КАК ОЦЕНИЛО РАБОТУ ГОСУДАРСТВО?

Наверное, хорошо, раз я ещё не сижу в Бутырках. Тьфу-тьфу-тьфу...

– ВАША МАМА РАНО И ДОВОЛЬНО УДАЧНО НАЧАЛА АКТЁРСКУЮ КАРЬЕРУ, НО, ВЫЙДЯ ЗАМУЖ ЗА ВОСТОЧНОГО МУЖЧИНУ, ПОСВЯТИЛА СЕБЯ ДОМУ, ДЕТЯМ...

Отец не настаивал. Даже сказал: "Делай, что хочешь". А мама (Лауре Геворкян сегодня 86 лет. – прим. ред.) действительно потрясающая актриса. После первого курса училища её уже приглашали на роли в лучшие академические театры страны. Но они с отцом очень скоро поженились, и она, зная папин характер, добровольно посвятила себя семье. Со стороны удачливой актрисы это, конечно, подвиг.

– ОНА ПЕРЕЖИВАЛА?

Думаю, да. Но мама была мудрой женщиной и никогда не показывала переживаний ни отцу, ни нам с братом (cкончался в 61 год – прим. ред.). Ездила с папой в экспедиции, снималась в его фильмах...

НАДЮ МИХАЛКОВУ ПОСЛАЛ НОЧЬЮ ЗА СИГАРЕТАМИ

– НАВЕРНЯКА, КОГДА ВЫ ПРИГЛАШАЛИ 13-ЛЕТНЮЮ НАДЮ МИХАЛКОВУ В КАРТИНУ "ПРЕЗИДЕНТ И ЕГО ВНУЧКА", НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ РЕВНОВАЛ. Я ВООБЩЕ НЕ ПОНИМАЮ, КАК ОН ОТПУСТИЛ ЛЮБИМУЮ ДОЧКУ К ДРУГОМУ РЕЖИССЁРУ.

Думаю, без ревности не обошлось. Но я нашёл нужные слова. Снял фильм и сказал Михалкову спасибо. А он поблагодарил меня за то, что я убедил его: Надю можно снимать в серьёзных ролях.

– ВЫ, КАЖЕТСЯ, ПОДРУЖИЛИСЬ С НАДЕЙ ВО ВРЕМЯ СЪЁМОК.

Да, и продолжаем созваниваться. Надя потрясла меня! Талантом – понятно, но ещё тактом, умом, пониманием ситуации. Я знаю, каково работать с ребёнком с такой сложной фамилией. А её все в съёмочной группе обожали!

– МОЖЕТ, ПОТОМУ И ОБОЖАЛИ, ЧТО...

Не-е! Ну какой осветителю дяде Ване толк прогибаться? Эти старики мосфильмовские, которые видели Пырьева, Александрова... Ну что им с того?

– ВЫ ОДНАЖДЫ ПРОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ВО ВРЕМЯ СЪЁМОК ПОСЫЛАЛИ НАДЮ ЗА СИГАРЕТАМИ. СОМНЕВАЮСЬ, ЧТО МИХАЛКОВУ ЭТО ПОНРАВИЛОСЬ БЫ.

Да он знает. Действительно, мы сидели в машине, было жутко холодно, а человек, который должен заботиться о режиссёре, не позаботился. Ну кого послать за сигаретами? "Надюш, сгоняешь?" – "Щас, дядь Тира", и её уже след простыл. Она убежала, а я за голову схватился: "Главную героиню! Ночью! В ларёк!.." Но Никита Сергеевич всё правильно понял.

"ПОЛГОДА Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЖИЛ ТРУДНО"

– ПРАВДА ЛИ, ЧТО ВЫ СНЯЛИ 114 КЛИПОВ?

Сейчас уже больше.

– НО ЭТО ЖЕ КОНВЕЙЕР!

Не-е! что значит – конвейер? Я с 1988 года этим занимаюсь. Но теперь – все. Гурцкая – единственный клип за год, в перерыве между фильмами. Вот вы говорите: 114 работ. А откуда они взялись? Из банального поиска заработка.

– ЗАРАБАТЫВАЯ НА КЛИПАХ И РЕКЛАМЕ, ВЫ ВРЯД ЛИ БЕДСТВОВАЛИ. НО В ТОТ ЖЕ ПЕРИОД ЛЕВАЧИЛИ НА МАШИНЕ. ЧТО-ТО НЕ СХОДИТСЯ...

Левачил потом. Когда снял первый фильм "Катька и Шиз". После клипа "Посмотри в глаза" Ветлицкой мы с Федей (Бондарчуком – прим. ред.) были на гребне успеха. Но я уже хотел делать настоящее кино, сделал его и за этот год выпал из всех тусовок.

– КИНО НЕ ПРИНЕСЛО ДЕНЕГ?

А я туда и не шёл за деньгами. Клип, который мы сняли и смонтировали за три дня, принёс мне 85% той суммы, что я получил за год работы над фильмом. Не так страшна потеря в деньгах, как потеря в связях, в накате. Хотя полгода я действительно жил трудно. Настолько, что в какой-то момент понял, что пора наниматься к кому-то на работу. У Федьки уже был "Арт-Пикчерз", Гоша Меклер с Мишей Хлебородовым создали "Рэд-видео". Ну что было делать-то? Дай Бог здоровья Гоше и Мише, которые дали мне возможность перебиться, и у которых я сделал 2 или 3 работы... Потом уже у меня появилась своя фирма, мы выпустили первый клип "Транзитный пассажир" Аллегровой. 10 лет прошло. Ёлки-палки!..

– ДОПУСТИМ, С КЛИПАМИ И РЕКЛАМОЙ ВЫ МЕНЯ УБЕДИЛИ, ЭТО БЫЛ НЕ КОНВЕЙЕР. НО ВЫ И 4 ФИЛЬМА СДЕЛАЛИ ЗА 4 ГОДА!

Режиссёр должен каждый год снимать.

– ОТЧЕГО ЖЕ ДРУГИЕ ПО 5-10 ЛЕТ РАБОТАЮТ НАД ОДНОЙ КАРТИНОЙ ИЛИ ПРОСТО ГОДАМИ НИЧЕГО НЕ СНИМАЮТ? ВАМ ТАК ФАРТИТ?

Это тоже, конечно. Никто не знал, что "Бедная Саша" получится такой, какой она получилась. Всё было против этого. А потом, мужчина должен пахать. Я тыркался по разным местам, лез в коммерцию – и мне часто давали по шапке. Господь, думаю. А когда занимался своим делом, всё получалось. Вы думаете, что великие Андрей Арсеньевич Тарковский, которого я в детстве часто видел у нас дома, или Григорий Наумович Чухрай (царствие небесное обоим) заранее планировали: "Вот сейчас сниму на века"? Да упаси Господь! Каждый их фильм был всего лишь единицей на студии. Они должны были кормить семьи. Как и Кеосаян-старший. И другие. Но так как Бог дал им больше, чем остальным, то и получались "Андрей Рублев", "Баллада о солдате", "Неуловимые", "Летят журавли" Калатозова, "Судьба человека" Сергея Федоровича Бондарчука...

А то, что происходит сегодня, меня очень пугает. Любимейший мною Герман. Великий режиссёр великих фильмов "Проверка на дорогах" и "Мой друг Иван Лапшин". Я любому критику этих картин, если не хватит слов, горло перегрызу. Но сложилась, на мой взгляд, нехорошая тенденция. Вроде бы: а давай-ка я при жизни буду мастырить себе монумент. А как его мастырить-то? Ну, буду снимать кино лет 8. Чтобы все его 8 лет ждали, понимаешь.


"ЕСТЬ У ТЕБЯ ЧТО-ТО ПОД ШАПКОЙ? СКАЗАТЬ ЧТО-ТО ХОЧЕШЬ?"

– ЕСЛИ ВЫ О "ХРУСТАЛЕВЕ", ТАМ, МНЕ КАЖЕТСЯ, ДАЖЕ НЕ 8 – ПОБОЛЬШЕ СРОК БУДЕТ...

Чаплин мог себе позволить сделать 589 (!) дублей передачи цветка слепой девушке, а потом уехать в Альпы и думать. Он тратил свои деньги! Но главный-то вопрос: что на выходе? "Огни большого города" или "Хрусталев, машину!"?


– А МНЕНИЕ О "ХРУСТАЛЕВЕ" У ВАС КАКОЕ?

О-о... Тяжёлое. Может, раскрываю профессиональную тайну, но у меня есть ощущение, что просто произошёл брак по звуку, который потом от безысходки был выдан за творческий ход.

– МОЖЕТ, ВЫ РАБОТАЕТЕ БЫСТРО ПОТОМУ, ЧТО НЕ ЗАМАХИВАЕТЕСЬ НА МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВ, ДЕЛАЯ СРЕДНЕБЮДЖЕТНЫЕ КАРТИНЫ? У ГЕРМАНА, ПОМНИТСЯ, ВСЕ ВРЕМЯ БЫЛИ ПРОБЛЕМЫ С ДЕНЬГАМИ.

Замахиваться надо от возможностей. Смотрели "Мужской стриптиз"? Хорошая картина? Мне очень нравится: трогательная, с английским юмором. Так вот, стоила она миллион долларов, а принесла в прокате порядка 200. Вопрос не в том, замахиваешься или нет. Я делаю то, что мне интересно. Будет интересно поставить балет – пойду поставлю. Нагло сказал, да?

– ЕСТЬ НЕМНОЖКО. А ВСЁ-ТАКИ, ЕСЛИ БЫ У ВАС БЫЛИ ПРЕСЛОВУТЫЕ 45 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ?

Речь же о другом. Вот "Баллада о солдате" – дорогой фильм? Конечно, нет. Так при чём тут бюджет? Это испорченное восприятие кинодействительности: было бы у меня столько-то миллионов, я бы снял ТАКОЙ фильм! Есть у тебя что-то под шапкой? Сказать что-то хочешь? Надо будет – и 45 миллионов найду.

– О ЧЁМ ВЫ НИКОГДА НИ ЗА КАКИЕ ДЕНЬГИ НЕ СНИМЕТЕ КИНО?

Нельзя зарекаться. Но уверен, у меня не будет в фильме мата, хотя я матерщинник. Герои не будут убивать в реальном времени животных, как сжигали корову у Андрея Арсеньевича. И мне не интересна тема наркомании. Она может быть затронута, но снимать кино о медленном угасании жизни вряд ли буду.

– ПРОСТИТЕ, ТИГРАН, ЧТО ВЫ ДЕЛАЛИ НА КОМПЬЮТЕРЕ ВСЕ ВРЕМЯ, ПОКА МЫ РАЗГОВАРИВАЛИ?

Почту смотрел, последние матчи NBA, NHL... Но, кажется, это не мешало нам?..

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Снимать о медленном угасании жизни вряд ли буду». Что говорил Кеосаян. | Еленаско - Дневник Еленаско | Лента друзей Еленаско / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»