История Адама и Евы.
Философия удивительным образом организует мир. Помимо видимого и известного всем мира, философия создает метафизический мир, то есть такой, который стоит за физическим миром эмпирически данных явлений и вещей. Исследование метафизического мира решает вопрос: что является первоначалом истинного бытия, лежащего в основе физического мира, который окружает человека. Таким образом, философия умножает окружающий нас мир, раздвигая границы видимого нам мира до бесконечности явлений и связей между ними, которые мы не можем пока познать, но которые (и явления, и связи между ними) можем себе представить как объективно существующие и влияющие на процессы и события нашего мира.
В самом деле, среди астероидов, летающих в Солнечной системе, есть несущие на себе сложные молекулы, попавшие в благоприятные условия Земли, ставшие основой жизни. Возможно ли такое допущение человеком, который не выходит за пределы обыденного сознания и все творчество которого заключается в изготовлении остроги для ловли рыбы?
Метафизикаизучает не только первоначала истинного бытия. Изучение духа и души, их связь с телом и материальным – также предмет исследования метафизики. Какова природа души, вечная она или распадается вместе с телом – вот основные вопросы рациональной психологии. Эти вопросы не праздные, поскольку ответы на них определяют всё наше мироздание, а не только представление о нем. Да, мир уже таков, каким мы его представляем. Столкнется ли Туманность Андромеды с Млечным Путем через 7 миллиардов лет или они разлетятся на огромном расстоянии в разные стороны – зависит от нас здесь и сейчас.
Такую картину можно будет наблюдать с Земли через 6,5 миллиарда лет.
Так галактика Андромеды выглядит сейчас.
Представим, что наша душа бессмертна. Тогда возникновение нашей Вселенной происходило в условии существования наших душ. Тогда так ли уж случаен наш мир, наша Солнечная система, Земля с ее климатом и условиями для жизни, если наши души не стремились воплотиться в условиях полноценной для них жизни? Не налагает ли сам факт такого устройства Вселенной, при котором воплощение наших душ стало возможным, на нас огромную ответственность за сохранение и развитие существующего миропорядка?
И тут мы вплотную приближаемся к философской антропологии. Какова природа человека, как он возник, что есть его бытиё, каков смысл его жизни, назначения, смерти и бессмертия? Смелость этих вопросов поражает. Может ли человек познать мудрость существования Вселенной, которая существует ради того, чтобы в ней существовал человек, ищущий смысл своего существования? Мысль о том, что человек и подобные ему мыслящие существа в Космосе, есть ни что иное как воплощенное желание Вселенной познать самоё себя и организоваться на основе качественно новых законов, подчиняющихся не только законам физики, не только потрясает масштабностью, но налагает на человека огромную обязанность универсального свойства. Человек становится не только частью Вселенной, но и организующей её силой.
Стремление человека преодолеть конечность своего существования, ограниченность мира, в котором он живет, делает конечного человека бесконечным в своем развитии.
Развитие человека как личности происходит во взаимодействии противоположностей, которые в ней постоянно пересекаются. Это – конечность и бесконечность, постоянство и изменения, реальность и стремление к идеалу, отображение существующего состояния вещей и размышления по переосмыслению этого состояния.
С одной стороны человек постоянно поддает переосмыслению свои убеждения и знания, отказываясь от ограничивающих его мировоззрение пересудов, предрассудков, штампов. С другой стороны – постоянно заботится про сохранение преемственности прошлого и будущего состояния. При всей этой двойственности, человек должен сохранять постоянство своей личности, живя в условиях постоянно изменяющегося мира.
Этому осмыслению помогает наука про изменение и развитие – диалектика. Этот способ познания мудрости направлен на постоянный поиск – диалектика Платона (а не на достижение заданного конечного и завершенного результата, одной непротиворечивой истины – метафизика Аристотеля). Диалектическое мышление имеет дело с двумя или несколькими вариантами ответов. Диалог и взаимосвязь всех этих версий и есть основа метода диалектики.
Предпосылки возникновения философии.
Общество общинно-родового строя возникает и организуется на основе кровнородственных отношений. Производство и охота, быт и приготовление пищи, праздники и различные войны – все вопросы и отношения решаются и складываются на основе родства крови. Жизнь общества определяется общиной, построенной из различных семей, связанных различной степенью кровного родства. Всеохватность взглядов на решение всех вопросов на основе семейных отношений распространялась и на окружающий мир.
В окружающей природе и в мире объяснение видимых проблем искалось в семейных отношениях различных персонифицированных природных сил. Все окружающее понималась как всеобщая родовая община. В том числе – Солнце и Луна, звезды и небо, одушевленная и неодушевленная природа – все они находились в родственных отношениях, и все происходящее определялось этим обстоятельством.
На основе этого миропонимания возникло мифологическое сознание, ставшее основным методом познания мира в родообщинную эпоху.
Миф – это форма существования духа, соответствующая общинно-родовому обществу. Миф был основой мировоззрения этого общества, определяющий его духовные и моральные качества.
Миф – историческая предпосылка и источник философии.
Община должна была состоять в этом всемирном родстве. Чтобы отметить это родство община избирала себе в живой природе тотем. Этот тотем олицетворял принадлежность рода к определенной ступени мировой иерархии. Утратить тотем для рода, лишиться принадлежности к нему для личности означало выпадение из миропорядка и исчезновение из мира.
Фетишизация сопровождалась наделением сверхприродной сущностью и сакрализацией (освящением) природных явлений или животных, ставших тотемами. Тотем – это не просто фетиш. Тотем - олицетворение первородителя общины и носитель общего имени общины. Так появились «Сыновья Большой Медведицы», «Чингачгук – Большой Змей» и другие милые сердцу каждого сознательного ребенка имена.
Духовные сдвиги, развивая мифологическое мировоззрение, привели от фетишизма к анимизму (от лат. Anima– душа). Каждое явление, каждая вещь получили свою душу, своего демона. Демоны, которые олицетворяют явления или вещи, или сферу деятельности, связаны между собой родственными отношениями точно так, как находятся в родственных отношениях члены общины.
Из этих одухотворенных явлений, демонов вещей, произошли боги. Каждый ручей получил свою нимфу, в священной роще Аполлона жил не только сам бог, покровитель искусств, но и его свита – музы, покровительницы отдельных видов искусств и знаний. Самая большая гора Греции – Олимп – стала обителью верховных богов всех греков.
Такое мифологическое мировоззрение – отражение очень узкого взгляда на мир. Авторитеты рода, традиции, верования и предрассудки определяют душевную, телесную несвободу и пассивность членов рода.
Отступать от установок и мыслить самостоятельно – было невозможно. Род полностью определял жизнь и смерть своего члена, вплоть до распределения продуктов питания и властью над жизнью каждого члена рода. Так был убит Сократ – роду больше была не нужна его жизнь, а сам он стал опасен для традиций и верований рода.
Мифологическое мировоззрение было направлено не на творческий поиск новых совершенных форм и способов взаимоотношения с окружающим миром и между людьми, а на сохранение и постоянное воспроизводство традиционного положения вещей, сложившегося на протяжении многих поколений, которое было освящено тотемами и демонами вещей, находящихся под охраной табу.
Понять это приверженность традициям несложно – окружающий мир оставался опасным и враждебным человеку. Засуха могла погубить с трудом выращенный урожай, внезапная буря утопить корабли, везущие груз, составляющий залог выживания рода – например, годовой запас зерна, драгоценного вина и масла на продажу, сильных рабов и т.д. Но ветер и волны, зачастую на глазах застывших от ужаса родичей, топили надежду на благополучие и жизнь всего рода у самого берега. Как тут не поверить в демонов бури и грозных богов Океана и Воздуха?
Как старейшины рода отнесутся к словам одного из своих сородичей, утверждающего, что волны – порождение ветра, течений и приливной волны от Луны, но не как не гнев Посейдона?
Если такого умника тотчас не сбросить со скалы в море, то, по мнению всего рода, ни один корабль общины не сможет дойти до пункта своего назначения. Что лучше – пресечь вольнодумство в зародыше, казнив одного или погибнуть от голода и болезней всем вместе? Ответ очевиден.
Как в таких условиях искать истину в поисках Мудрости и создавать науку, если любой голодающий неудачник в общине может обвинить в своих бедствиях того, кто пытается увеличить урожайность пшеницы и занимается селекцией на своем поле? Как доказать, что тучный урожай на полях агронома был собран не усилиями ума и таланта, а похищением жизненных соков полей всей общины путем сговора с демонами алчности и злобы?
Знаете ли вы людей, чье богатство и успех окружающими приписывается сговору с дьяволом? Наверняка знаете. А ведь прошло 3000 лет, когда человечество начало расставаться с мифологическим мышлением. А конь и ныне там.
Приближаемся к происхождению философии.
По никем ещё не объясненной причине на рубеже VI века до н.э. в истории человечества произошло невероятное событие. Как полагает большинство ученых, занятых переписыванием чужих работ в собственные, родовообщинный строй, в котором жило человечество десятками тысячелетий, внезапно сменяется политической организацией общества. В Индии, Китае, Греции от общинно-родовой формации цивилизации переходят к рабовладельческой формации и товарно-денежным отношениям. Что повлияло на такую резкую и одновременную по известному нам миру перемену – нет даже предположений.
С того времени развитие цивилизаций пошло всё ускоряющимися темпами. Товарно-денежные отношения частично вытесняют отношения между людьми. Из сельского хозяйства выделяются ремесла. Деньги развиваются до их монетарной формы. Появляется торговый капитал, частная собственность на землю, купля-продажа земли, происходит распад родовой общины и родовой морали, возникает экономическое господство города над селом, аннулируется долговое рабство, рабский труд начинает использоваться в производстве. Появляется слой рабовладельцев, которые противостоят родовой аристократии, и ведет политическую и военную борьбу за власть.
И в тот момент, когда смысл человеческой жизни, её устройство и порядок оказываются под угрозой, когда старые мировоззренческие ориентиры и установки перестают функционировать, когда родовая, семейная мораль вступает в конфликт не только с интересами отдельной личности, но и всеобщей моралью, при которой отдельный род, семья выступает как частность, основой является мораль полиса, государства, в котором все граждане составляют правовое и политическое целое.
В этот момент возникает философия, то есть мировоззрение свободных думающих людей.
Новые условия мировоззрения требуют от индивидуума самостоятельного самоопределения собственным умом, который критически относится к традициям и самостоятельно находит ответы на них. Вот почему нам известны авторы ответов на различные философские вопросы. Философствование есть индивидуально-авторским творчеством; мифы не имеют имен своих создателей.
Философия возникает из критического отношения к традиции; из сомнения относительно обоснованности основ мифологического мировоззрении; из удивления перед способностью мысли охватить бесконечный мир.
Философское мировоззрение основывается на активности. Мифологическое мировоззрение основывается на охране традиции, пассивности, неизменности установленного порядка.
Философия – это деятельность, которая подвергает сомнению и критическому переосмыслению авторитеты, табу и верования.
Исследователь происхождения философской мысли Ж.-П. Вернан считает, что появление в VIвеке до н.э. древнегреческой философии и науки основывается на трех мировоззренческих принципах:
1) Появилась идея космического порядка. Космос (с греч. порядок) строится не на могуществе бога, а на космосе, который подчиняется закону (nomos). Nomosустанавливает для всех составных элементов природы (стихий) порядок , относительно которого ни один элемент не может осуществлять свою власть над другими.
2) Мышление основывается на развитии математических, в первую очередь, геометрических представлений. Мысль обращается к идеальным объектам, с их умозрительностью доказательностью, рационализмом и логичностью. Философское мышление больше не определяется религиозными категориями высокого и низкого, небесного и земного. Философские категории определяются симметричными соотношениями.
3) Абстрактное философское мышление в своей основе имело жизненно-практический разум, инструментом которой стал язык, который давал возможность влиять на людей.
Тут проявляется главное свойство философии:
Относя фрагмент мира к определенной категории, упорядочивая Вселенную в своих мыслях, человек упорядочивал собственный внутренний мир, приобретал философское самосознание, формировал рационально-философское мировоззрение.
Назначение философии.
Оценивая значимость тех или иных наук и знаний для подготовки к будущей работе и ожиданий успешной карьеры, часто превалирует очень узкий взгляд на то, что должен и может желать человек.
У каждого человека есть высшие потребности, которые не замечаются либо игнорируются. Для их осмысления и выявления необходима философская точка зрения.
Философия помогает найти эти высшие потребности и позволяет человеку сформировать собственный идеал самореализации. Этот идеал называется идеалом полнофункциональной личности.
Каковы признаки полнофункциональной личности?
Первая – способность к самостоятельному мышлению.
Посмеялись бы над своими страстями, ведь то, что они называют страстью на самом деле не душевная энергия, а лишь трение между душой и внешним миром.
Эта способность позволяет формировать личности собственные отношения и убеждения. Такая личность самостоятельна и независима, поскольку поступает не так в нем запрограммировано, так, как это свойственно человеку с мифологическим мышлением. В этом случае философия выступает как способ освобождения от жестких мировоззренческих и поведенческих зависимостей.
Вторая – глубокое самосознание.
Пусть поверят в себя, и станут беспомощными, как дети.
Личность, имеющая глубокое самосознание, не питает иллюзий относительно себя, редко прибегает к поверхностным оправданиям своих действий, убеждений и приверженностей. Более того, такая личность постоянно подвергает переоценке интеллектуальные основы своей жизни, развивает и создает новые, ранее не осознаваемые убеждения и предпочтения. Человек сам выявляет ограниченность прежних собственных убеждений. Такая личность способна выйти за границы собственной ограниченности и сформулировать более адекватные реальности основы своего существования.
Каждый идет своим путем
Третье – гибкость.
Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит.
Кардинальные изменения, недостатокустойчивости в человеческом бытии способны сломать человека с твердыми убеждениями, близкими к мифологическим.
Однако личность, способная к самоактуализации, самоконтроля, перестройки, адекватно реагирующая закономерными и гибкими изменениями внутренней сущности, способна не только устоять, но и использовать эти внешние изменения для дальнейшего собственного развития.
Четвертое – способность к творчеству.
Творчество может проявлятся многими способами на многих уровнях.
Творчество – это бесконечность человека, способного охватить бесконечность мира, выйти за собственные пределы, способность превратить внутреннее видение мира в новые пути выхода из проблем и создать предметные условия для их решения.
Философия дает возможность соотнести единичную проблему с полнотой всех связей окружающего мира и так найти возможности и перспективы ее решения.
Проще всего эту мысль можно выразить: талантливый человек талантлив во всем.
Пятое – способность правильно понимать мир.
Именно философская рефлексия (обращение внимания личности на самого себя и на своё сознание, а также их переосмысление) есть условием нашего понимания мира, глубин бытия, которые даются нам через наши переживания.
Шестое – ясная, четкая, хорошо продуманная система ценностных представлений в области морали, искусства, политики.
Философия интересуется ценностями из различных сфер, она дает возможность человеку формировать собственные ценностные ориентиры, осознать смысл собственной жизни. И тут мы подходим к самому главному.
Наличие у человека системы ценностных ориентиров, которые определяют высшие потребности и устремления, смысл жизни вообще есть весьма важным для каждого человека.
Современный американский философ и психотерапевт В. Франкл на примере собственной статистики убедился, что утрата или отсутствие этих высших ценностей, даже при условии прекрасной карьеры, хорошей работы, материального достатка и физического здоровья, нередко приводит к психических неврозов, до самоубийства.
В традиционных обществах сама традиция диктует человеку чего ему желать. С распадом традиции человек сам вынужден решать личную проблему добровольного поиска смысла жизни, объектов высших желаний и устремлений.
Душевное здоровье человека, оказывается, зависит от того напряжения, которое возникает в психике человека, который осознает разрыв между тем, кем он есть и тем, кем он мог бы стать. Франкл считает что философия и является основой метода логотерапии, или лечения смыслом, метод, которым пользуется американский философ пользуется на протяжении многих десятилетий.
Этот вопрос исследовал Аристотель.
Аристотель высказывает свою позицию по поводу самореализации, разделяя телесные блага (здоровье), внешние блага (богатство), духовные блага (доброчестие). В трактате «Никомахова этика» он пишет, что счастье – цель и конечная направленность любого человеческого существа – не может состоять из каких-либо действий тела или чувств.
Счастье не состоит в удовлетворении базовых потребностей.
Счастье включает в себя удовлетворение потребностей высшего уровня, которые связаны с действиями самого благородного и самого лучшего, что есть в нас – разума. Разума не практичного, который направлен на базовые потребности, а разума теоретического. Активность теоретического разума, по Аристотелю, и есть счастье как существование у человека интеллектуальных добродетелей, главной из которых есть философская мудрость, которая обеспечивает человеческую жизнь высшими истинами и ценностями. Эти ценности наполняют человеческую жизнь глубоким смыслом, верой, надеждой и любовью.
Занятия философией систематизируют личный опыт, формируют упорядоченную систему знаний, ценностей, ориентиров.
Человек свободен настолько, насколько он осведомлен про значимость внешних влияний на его жизнь, свободен настолько насколько может координировать эти влияния, ориентироваться в их многообразии.
Философия приобщает человека к истории мысли, способствует развитию открытости, терпимости, человечности.
Кроме всего, философия выполняет функции критики и формирует образы должного бытия, то есть выдвигает новые идеалы будущего, строит возможные миры. И с этим связана прогностическая функция философии.
Когда дерево растёт оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жёстко - оно умирает.
На фоне всего изложенного глубоко ошибочными представляются слова Стивена Хокинга: «Философы настолько сузили круг своих запросов, что самый известный философ нашего века Витгенштейн по этому поводу сказал: „Единственное, что ещё остаётся философии, — это анализ языка“. Какое унижение для философии с её великими традициями от Аристотеля до Канта!».
Не надо отдельные слова отдельных философов представлять объективной оценкой ситуации, даже если эти слова принадлежат известному физику.
Философам есть чем заниматься – перед ними разворачивается всё расширяющийся мир и невероятно возросшие возможности для развития науки.