Белые американцы не хотят жить потому что не видят смысла
Ангус Дитон, лауреат премии имени Нобеля по экономике, и его жена, экономист Принстонского университета Энн Кейс исследовали причины резкого роста уровня смертности среди белого американского населения среднего возраста с 1999 г., который произошел практически через сто лет после значительного снижения уровня смертности в рамках этой группы.
В других возрастных, расовых и этнических группах в США, напротив, наблюдается снижение уровня смертности. А кроме того, в других странах с высоким уровнем дохода также наблюдается снижение уровня смертности.
К каким выводам пришел Ангус Дитон с женой?
Когда Дитон и Кейс заметили резкий рост уровня смертности среди белых американцев среднего возраста, они начали искать причины.
Во-первых, Дитон и Кейс отвергли возможность роста смертности от хронических заболеваний, таких как заболевания сердца, рак или диабет. Количество смертей в результате этих заболеваний либо оставалось стабильным, либо снижалось. Смертность в результате убийств и несчастных случаев также снижалась.
Однако в этот период наблюдался резкий рост уровня смертности в результате самоубийств среди мужчин среднего возраста и женщин.
Кроме того, Дитон и Кейс заметили рост зависимости от опиоидных анальгетиков — эта эпидемия началась в конце 1990-х гг., и это имеет связь с негативными последствиями для здоровья и смертельными исходами. «Уровень отравления рос сумасшедшими темпами», — отмечает Дитон. Большая часть смертельных исходов из-за употребления препаратов в Америке связана с прописанными лекарствами, и почти три четверти из них — это опиоидные анальгетики, такие как OxyContin.
Хронические заболевания печени, связанные с употреблением алкоголя и препаратов, также демонстрируют рост в этой группе.
Дитон считает, что американцы среднего возраста «потеряли смысл жизни».
Что стоит за ростом уровня суицидов? Один из возможных факторов: эта демографическая группа столкнулась с ростом экономической неопределенности за последнее десятилетие, причиной которой стали такие факторы, как финансовый кризис и крах производства.
Тем не менее, сложно составить целостную картину того, что происходит. Если спад производства был единственным фактором, то можно предполагать подобный рост уровня смертности среди людей среднего возраста в других странах, например в Европе. Но такое происходит только в Америке.
«Мой друг-антрополог говорит, что белые американцы среднего возраста потеряли смысл жизни. Имеется в виду потеря надежды, ожидания прогресса», — поясняет ученый.
Несмотря на то, что в целом показатели афроамериканцев хуже, добавляет Дитон, однако их уровень жизни вырос за последние несколько десятилетий.
«И когда испаноязычное население оглядывается назад и вспоминает, как жили их родители, они видят разницу», — отмечает он.
Поэтому Дитон считает, что именно эта группа населения — белые американцы среднего возраста — могли иметь более высокие ожидания по сравнению с другими группами, если речь идет о стабильной занятости и счастливом будущем. А стресс от потери надежды на это мог стать причиной роста уровня суицидов.
Такое объяснение не достаточно и не раскрывает сути происходящего.
Напомню – речь в исследовании идет о росте суицидов в среде среднего класса. О том, как живет средний класс в США можно посмотреть здесь http://fb.ru/article/185675/kak-jivut-v-amerike-ob...e-lyudi-kak-jivut-amerikantsyi и здесь http://fishki.net/1258212-kak-zhivet-obychnyj-amerikanskij-srednij-klass.html.
Типичное жилье среднего класса
Площадка перед домом и таунхаус через дорогу
Гараж
Второй этаж
Кухня на втором этаже
Система отопления и подогрева воды
Как видим, ни о какой потере надежды и ожидания прогресса речь не идет. Да, валяться на краю бассейна с видом на океан представителю среднего класса с бокалом мартини не приходиться. Но лезть из-за этого в петлю?
Ранее с проблемой роста самоубийств и независимо от Дитона столкнулся известный американский психотерапевт и философ Виктор Франкл, который вел свою статистику таких случаев и их причин. Изучая рост психических неврозов и самоубийств, Франкл пришел к сходным, но более глубоким выводам, чем Нобелевский лауреат по экономике.
Наличие у человека системы ценностных ориентиров, которые определяют высшие потребности и устремления, смысл жизни в целом есть крайне важными и необходимыми. Их утрата или отсутствие, даже при условии прекрасной проблемы, хорошей работы, материального достатка и физического здоровья, нередко приводит к психическим неврозам, к самоубийству. В традиционных обществах сама традиция диктовала человеку, что и как ей хотеть. С распадом традиции человек оказывается с личностной проблемой поиска смысла жизни, объектов высших желаний и стремлений.
Душевное здоровье человека зависит от того напряжения, которое возникает в психике человека, которая осознает разрыв между тем, кем она есть и тем, кем она могла бы стать. Франкл считает, что именно философия является основой метода лечения этих психических расстройств. Он назвал его лечением смыслом.
Аналогичной точки зрения придерживались и другие философы.
Аристотель, излагая вопросы самореализации личности, разделял телесные блага (здоровье), внешние блага (богатство) и духовные блага (доброчестие). В своем трактате «Никомахова этика» он пишет: счастье – цель и конечная направленность человека не может состоять в удовлетворении базовых потребностей. Счастье включает удовлетворение потребностей высшего уровня. Аристотелем это связывается с действиями наиблагороднейшего и наилучшего что у нас есть – разума. Но разума не практического, который направлен на базовые потребности – как заработать, как выгоднее купить, как удобнее устроится. А разума спекулятивного или теоретического. Счастье связано с активностью устремлений и наличия у человека интеллектуальных добродетелей: мудрости, обеспечивающих высшей истиной и ценностями, наполняющими человеческую жизнь глубоким смыслом, верой, надеждой и любовью.
Обретение этой мудрости человеком дает ему мужество и силу противостоять вызовам жизни, систематизировать личный опыт, формировать последовательную систему знаний, ценностей и ориентиров.
Как видим, для счастья надо наполнять жизнь смыслом, который не сводится к размеру богатства и власти.