У ЦЕРКВИ СТОЯЛА КАРЕТА
У церкви стояла карета;
Там пышная свадьба была.
Все гости нарядно одеты;
Невеста всех краше была.
На ней было белое платье,
Венок был приколот из роз.
Она на святое распятье
Смотрела сквозь радугу слёз
Горели венчальные свечи.
Невеста стояла бледна;
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.

Когда ей священник на палец
Одел золотое кольцо,
Из глаз её горькие слёзы
Ручьём потекли на лицо.
Я слышал, в толпе говорили:
"Жених неприглядный такой!
Напрасно девицу сгубили..."
И вышел я вслед за толпой.
У церкви стояла карета;
Там пышная свадьба была.
Все гости нарядно одеты;
Невеста всех краше была.
[433x500]
В полутемной приходской церкви проходит обряд венчания.
Юная, трогательная в своей прелести и чистоте невеста и дряхлый,
морщинистый жених. Все предельно ясно говорит о неравном браке.
Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то,
что помешает этому ужасному для нее событию.
Теперь же, когда обряд венчания подходит к концу, ждать больше нечего.
Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками,
не глядя на священника, она, почти лишаясь сил,
медленно протягивает свою руку священнику,
чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу
с этим чуждым ей, нелюбимым человеком.
[435x500]
В основу картины «Неравный брак» (1862 г.)
легло действительное событие – история несчастной любви С.М.Варенцова,
который был другом художника.
Варенцов был влюблен в молоденькую девушку из бедной семьи,
но она вышла замуж не за любимого человека,
а за богача-фабриканта,
на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе.
Взяв за основу реальное событие,
художник не ограничился его протокольным изображением.
В.В.Пукирев сделал жениха значительно старше и дряхлее,
чем тот был на самом деле, невеста же выглядит почти ребенком.
Кроме того, стремясь передать отрицательные черты героя,
Пукирев превращает его из фабриканта в штатского генерала-чиновника,
от которого так и веет чем-то казенным, сухим, чопорным.
Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного,
черствого, дряхлого лица!
Особенно неподвижным и застывшим кажется оно,
зажатое тугим и жестким воротником.
На шее жениха орденский Крест Владимира II степени,
а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда.
От него так и веет сознанием собственной значимости.
[123x215]
Художник особенно выделяет фигуру молодого человека
со скрещенными на груди руками.
Это – шафер, бывший возлюбленный невесты.
В первоначальном варианте картины Пукирев в фигуре шафера
изобразил самого С. М. Варенцова, но тот, узнав себя,
решительно запротестовал, и художнику пришлось переписать голову,
и теперь на картине в образе шафера мы видим уже самого автора произведения.
А теперь вспомним и послушаем романс
"У церкви стояла карета".
