• Авторизация


НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ - романс 16-02-2014 14:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!



 
 
 
 

ИСТОРИЯ ОДНОГО РОМАНСА
Часть 1. Очарована околдована...

НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ

[493x600]
Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина!

[489x600]
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумасшедшая...

[424x600]
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, добрую, милую...

[397x600]
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

[493x570]
Что не сбудется - позабудется,
Что не вспомнится, то не исполнится.
Так чего же ты плачешь, красавица,
Или мне это просто чудится?...

[492x600]
Знаю, что многие любители литературы
не приветствуют сочинение поп-шлягеров
на стихи известных поэтов. Лично я не вижу
тут ничего страшного. Пусть.
Тем более, что порой песни удаются и
становятся эстрадной классикой. Наглядный
пример — «Очарована, околдована»
на стихи Н. Заболоцкого.




Часть 2. Создание стихотворения "ПРИЗНАНИЕ"


Мне же хочется рассказать об истории создания
гениального стихотворения. История эта весьма
любопытная.

Вглядитесь еще раз в пронзительные строки
и попытайтесь представить создавшего их
человека. Не правда ли, в голову приходит
влюбленный юноша с пылким взором — примерно
как солист группы «Фристайл», исполнявший
песню лет 10-15 назад. Но нет, писал стихи
54-летний серьезный человек с внешностью
и манерами бухгалтера: гладко причесанный
и выбритый, в очках, аккуратно-педантичный.

Более того, Заболоцкий до 1957 года, когда
создал цикл «Последняя любовь», вообще
был чужд интимной лирике. Про любовь
к женщине он не писал ни в молодости,
ни в более зрелые годы. И вдруг — дивный
лирический цикл на излете жизни.
Включающий в себя в том числе «Облетают
последние маки...», Обрываются речи
влюбленных,/ Улетает последний скворец…»
(Узнали? Это песни из кинофильма «Служебный
роман»). Что же произошло? Чтобы ответить
на вопрос, придется заглянуть в личную жизнь
поэта.

Николай Заболотский (именно так, Заболоцким
с ударением на предпоследнем слоге он стал
только в 1925 году) родился 24 апреля 1903 года.
Детство его прошло в Уржуме Вятской губернии.
Более известен другой уроженец Уржума —
Сергей Костриков (партийная кличка — Киров).
Именем последнего теперь зовется и областной
центр, и вся область. Заболоцкому же в Кирове
посвящена одна-единственная мемориальная
доска на улице Дрелевского — там жил его отец,
и он его навещал.

[272x390]

В Питере Заболоцкий был участником группы
ОБЭРИУ вместе с Д. Хармсом и другими
поэтами-экспериментаторами. Отношение
к женщинам у обэриутов сложилось чисто
потребительским. Заболоцкий был в числе тех,
кто «ругал женщин яростно» (по воспоминаниям
Е. Шварца). Ему принадлежит утверждение
«Курица — не птица, баба — не поэт».
В частности, они терпеть не могли друг друга
с Ахматовой. Очевидно, сложившееся в юности
пренебрежительное отношение
к противоположному полу Заболоцкий пронес
почти через всю жизнь. Поэтому любовной
лирики не создавал.

[300x250]

Тем не менее брак Николая Алексеевича
получился прочным и удачным (опять-
за исключением последних двух лет жизни).
В 1930 году он, к удивлению друзей, женился
на выпускнице герценского
педагогического института Екатерине Клыковой —
пятью годами его моложе. Она была стройна,
за­стенчива, темноглаза, немного­словна.
Не красавица, но прекрасная жена, мать,
хозяйка. В ней угадывалась восточная примесь.
В том числе в поведении с мужем — ровным
и робким.

Постепенно Заболоцкий отходит от
обэриутов, его эксперименты со словом и
образом расширяются. К середине 30-х годов
Николай — довольно известный поэт.

А потом — арест после ложного доноса
в 1938 году: событие, разделившее на две части
и жизнь его, и творчество. Заболоцкого на
следствии истязали, но он так ничего и не
подписал. Может быть, поэтому ему дали
минимальные пять лет. Многие писатели
были перемолоты ГУЛАГом — Бабель, Хармс,
Мандельштам. Заболоцкий выжил — как считают
биографы, благодаря семье и супруге, которая
была его ангелом-хранителем.

[303x354]

Жена и двое детей немедленно приехали
к Николаю Алексеевичу в Караганду, как
только это стало возможным. Лишь в 1946
году поэт освободился. Способствовали
этому перевод «Слова о полку Игореве»,
начатый еще до ареста, а также хлопоты
известных писателей, особенно Фадеева.

Ему разрешили с семьей поселиться
в Москве — свою дачу в Переделкине
предоставил писатель Ильенков;
восстановили в союзе писателей. Он много
занимался переводами, особенно
грузинских поэтов. Постепенно все наладилось.
Публикации, достаток (за переводы хорошо
платили), известность, отдельная квартира
в Москве, даже орден Трудового красного
знамени в 1957 году (опять-таки за
переводы). Но лагеря наложили свой
отпечаток. Заболоцкий стал мнителен,
осмотрителен, насторожен. В стихах
состоялось возращение к классическим
традициям.

Совершенно точно, что ранний и поздний
Заболоцкий — как два разных поэта.
В творческом отношении послелагерные
годы были лучшими в его жизни. Он создает
стихи, дивные по своей прелести.
Рядом — супруга, преданная, как собака.
Правда, здоровье подточено ГУЛАГом —
в 1955-м году у него случился первый инфаркт.
А затем происходит то, чего Николай
Алексеевич никак не ожидал — от него
уходит жена.

Впрочем, ничего не бывает «вдруг».
Екатерина Васильевна, жившая многие
годы ради мужа, не видела от него ни заботы,
ни ласки. Он обращался с ней жестоко,
порой деспотично. Вот строки из его
стихотворения «Жена»:

С утра он все пишет да пишет,
В неведомый труд погружен.
Она еле ходит, чуть дышит,
Лишь только бы здравствовал он.


Так и было в семье Заболоцких. Вряд ли
Екатерина Васильевна была довольна
таким положением. И в 1956 году, в возрасте
48 лет, она уходит к Василию Гроссману —
писателю, известному сердцееду. «Если бы
она проглотила автобус, — пишет сын
Корнея Чуковского Николай, — Заболоцкий
удивился бы меньше!»

[295x232]

За удивлением последовал ужас. Поэт был
сокрушен, беспомощен и жалок. Несчастье
прибило его к одинокой, молодой (28 лет),
умной женщине Наталье Роскиной.
У него хранился телефон какой-то дамы,
любившей его стихи. Вот и все, что он о ней
знал. Она же с юности читала наизусть чуть
ли не все его стихотворения. Он ей позвонил.
Потом они стали любовниками — с ее стороны
это больше была жалость (по крайней мере,
так она объясняла в воспоминаниях).

Любопытно, что Гроссман был для Натальи
чем-то вроде приемного отца — опекал ее
еще девочкой, когда отец Роскиной, его друг,
погиб на фронте.

Все переплелось, но никто не был счастлив.
Каждый в этом треугольнике (Заболоцкий,
его супруга и Роскина) мучился по-своему.
Однако именно из личной трагедии поэта и
родился цикл лирических стихов «Последняя
любовь» — один из самых щемящих и
талантливых в русской поэзии.

[295x245]

Перечитайте стихотворения 1957 года —
«Гроза идет», «Голос в телефоне»,
«Можжевеловый куст», «Встреча», «Сентябрь»,
«Послед­няя любовь», «Кто мне откликнулся
в чаще лесной?» Вы не пожалеете. Но даже
на их фоне «Признание» стоит обиняком.
Это — подлинный шедевр, целая буря чувств
и эмоций. Примечательно, что лирическая
героиня цикла была едина в двух лицах — в
некоторых стихах угадывается Клыкова (причем
их больше), в других — Роскина. Вот и в
«Признании» обе этих женщины как бы
соединились в одну.

Екатерина Васильевна вернулась к мужу
в 1958-м. Этим годом датируется еще одно
знаменитое стихотворение Н. Заболоцкого
«Не позволяй душе лениться». Его писал
смертельно больной человек. Пережить
радость соединения им было не суждено:
поэта постиг второй инфаркт. Спустя полтора
месяца, 14 октября 1958 года, он умер.

Осталось творческое наследие, которое,
как и все талантливое, с годами становится
лишь прекрасней.

Признание
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется...
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?




 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
LANA_VIN 16-02-2014-15:15 удалить
ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ТАНЮША ! Какой замечательный пост !!! Ну и конечно романс...в исполнении МАЛИНИНА ....СУПЕР !!!!!
Ответ на комментарий LANA_VIN # Спасибо Светлана!!! Добрый вечер!!!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ - романс | Татьяна379 - Дневник Татьяна379 | Лента друзей Татьяна379 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»