Это цитата сообщения
Лелеева Оригинальное сообщениеТайна озера Светлояр. Легенда о граде Китеже
Светлояр - одно из самых легендарных и загадочных озер России: ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно его происхождения. Особенностью озера Светлояр является то, что его вода остается чистой и не зарастает тиной. вода из Светлояра может много лет храниться в сосуде, не теряя чистоты, прозрачности и вкусовых качеств.
На Благовещенском холме стоит деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Люди молятся у поминальных крестов, зажигают свечи, затем поклоняются камням, находящимся на Благовещенском холме. Существует легенда, что сама Богородица оставила свой след на одном из камушков, когда обходила озеро. Геологи называют такие камни - «следовиками» - это карельские «подарки» ледникового периода.
Есть там святыня камень-следовик "Стопочка Богородицы".
Этот камень верующие считают священным, предполагая что след в форме ступни на нем оставила сама Богородица. Рядом сооружен деревянный храм Владимирской божьей Матери.
Легенда об исчезнувшем в водах Светлояра городе вдохновила Н. А. Римского-Корсакова на создание оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
[525x700]
[525x700]
[700x525]
[514x700]
Озеро Светлояр находится на территории одноименного заповедника. Это озеро - с очень чистой водой, идеальной овальной формы, оно является одним из самых больших и глубоких озер в Нижегородской области. Площадь озера Светлояр - около 12 га, длина - 410 м, ширина - 315 м, наибольшая глубина – около 29 м.
1.
[700x525] 2.
[700x525] 3.
[700x525] 4.
[525x700] 5.
[525x700]
Большая глубина озера Светлояра (до 36 м), его овальная форма с воронкообразным дном, чистота воды делают происхождение этого озера загадочным и явились основанием для распространенного мнения о его карстовом происхождении. Однако исследования, проведенные в районе озера Светлояр геологосъемочной партией Горьковской геологоразведочной экспедиции, не подтвердили этого. Пробуренная близ озера почти 300-метровая скважина показала, что до глубины около 250 метров нет пород, подверженных карсту. Эта четвертькилометровая толща представлена главным образом такими породами, как суглинки, глины, песчаники, мергели. А залегающие глубже известняки, гипсы, ангидриты не затронуты карстовыми процессами. Исследования экспедиции привели к заключению, что Светлояр - остаток древнего русла реки Люнды (правый приток Ветлуги), в полукилометре от которой он находится. Озеро имеет сток в Люнду и обильное родниковое питание, чем объясняется чистота и свежесть его воды.
6.
[700x525]
Легенда о граде Китеже
еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, «переправившись через тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец», вышел к Люнде и Светлояру на «зело прекрасно» место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей. И был Большой Китеж велик и знаменит.
7.
[465x700] 8.
[700x525] 9.
[525x700]
Но настал чёрный год - прокатилось по Руси Батыево нашествие. В 1238 году после разорения Владимиро-Суздальского княжества хан Батый разбил лагерь на реке Сити. После очередной неравной битвы князь Юрий Всеволодович с остатками своих войск отступил в Малый Китеж. Однако Батый взял его приступом, и князю с остатками войска чудом удалось скрыться в Большом Китеже. Монголо-татары сожгли малый Китеж, залили кровью, и пытали пленных: где Большой Китеж, в котором укрылся князь, как найти туда дорогу? Один из них не выдержал мук - повёл врагов через заволжскую тайгу. Но Китеж, когда его окружили враги, не сдался им: жители его взмолились Богу, и защитил он их. Город опустился вниз, и его накрыли сверху земляные колпаки - холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали они прочь от этого чуда.
Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать звон его колоколов.
По легенде, на дно этого озера опустился город Китеж.
10.
[700x525] 11.
[700x525] 12.
[700x525] 13.
[700x525]
Михаил Михайлович Пришвин, готовясь к поездке на Светлояр, писал так: «Я думаю о том неизвестном мне заволжском крае, куда мне предстоит ехать летом. Это решено, я туда еду. Пусть все там изучено, пусть все известно, но я-то почти ничего не знаю И меня почти никто не знает на свете. Я оторву кусочек большого таинственного мира и расскажу другим людям по-своему».
«Познакомившись с чудесным озерком, я после этого не раз приходил к нему с палкой в руках и котомкой за плечами, чтобы, смешавшись с толпой, смотреть, слушать и ловить живую струю народной поэзии среди пестрого мелькания и шума».
1.
[700x525] 2.
[700x525] 3.
[700x525]
Легенда о чудесном погружении в его воды града Китежа, не сдавшегося хану Батыю легла в основу оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», послужила материалом для полотен Васнецова, Нестерова, Рериха.
4.
[700x495] 5.
[700x525] 6.
[525x700] 7.
[525x700]
А это уже строки Владимира Галактионовича Короленко.
На берегу Светлояра шумела ярмарка. Продавался нехитрый крестьянский товар. За рядами палаток были установлены столы с самоварами. Пьяные на озере были редкостью.
Выше ярмарки, на горах, стояла часовня Вокруг нее и шла пря. Споры о вере. Берега озера были приютом свободомыслия. По всем дорогам и тропам шли сюда люди разных вер: раскольники, сектанты, чернокнижники, старообрядцы, доморощенные философы, толстовцы. Шли с тяжелыми книгами. Шли на молитву и великий спор. О чем говорили? Да о вере — чья вера ближе к истине. Приезжавших наблюдателей поражал один из творимых здесь ритуалов. После усердных молитв и поклонов надо было три раза оползти озеро. Говорят, что так поступали женщины в годы Великой Отечественной войны, вымаливая у Бога жизнь своим мужьям, сыновьям, братьям.
8.
[700x528] 9.
[516x700] 10.
[700x525] 11.
[525x700] 12.
[525x700] 1.
[525x700] 2.
[700x505] 3.
[525x700] 4.
[525x700]
Советский композитор С. Н. Василенко написал кантату «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светлояр». Свои живописные полотна Светлояру посвятили К. А. Коровин, М. П. Клодт, А. М. Васнецов, Н. К. Рерих, И. С. Глазунов.
5.
[700x525] 6.
[700x525] 7.
[700x525] 8.
[525x700] 9.
[525x700] 10.
[525x700] 11.
[525x700] 12.
[700x525] 13.
[549x700] 14.
[700x525] 15.
[700x525] 16.
[519x700] 17.
[700x521] 18.
[700x517] 19.
[525x700] 20.
[544x700] 21.
[525x700] 22.
[700x525] 23.
[516x700] 24.
[700x520]
25.
[525x700] 26.
[700x525]
27.
[700x525]
28.
[700x525] 29.
[700x525] 30.
[507x700] 31.
[525x700] 32.
[700x525]
1.
[700x525]
2.
[525x700]
3.
[525x700] 4.
[700x525]
5.
[700x519]
6.
[700x525]
Оно нашло отражение в произведениях А. Мельникова-Печерского, М. М. Пришвина, ему посвятили стихи А. Н. Майков, М. А. Волошин, А. А. Навроцкий. Весьма обширна научная и научно-популярная литература о Светлояре. В последние годы она пополнилась двумя интересными источниками: в 1982 г. вышла книга К. Г. Пысина «О памятниках природы России», где описано озеро, а в 1985 и 1989 г. — сборник легенд о Светлояре «Град Китеж», составленный В. Н. Морохиным.
7.
[525x700] 8.
[525x700]
9.
[700x525] 10.
[700x525] 11.
[700x525] 12.
[700x525]
13.
[700x525]
Для православных озеро Светлояр - это место паломничества, к которому следует относиться благоговейно. Особый день на Светлояре - 6 июля (23 июня по старому стилю) - праздник Владимирской иконы Божией Матери. В селе Владимирском 6 июля - престольный праздник. Съезжается много народу. Крестным ходом идут верующие от Владимирской церкви (по имени храма, что стоит в селе с 1766 года, оно и названо Владимирским) до часовни Казанской иконы Божией Матери, выстроенной на "горах" на берегу озера, и там служится молебен.
Серия сообщений "Необъятные просторы России":
Часть 1 - Среди Ладожских шхер. 2011г.
Часть 2 - Суровая природа Валаама.
...
Часть 27 - Круиз. Отрясова гора и окрестные красоты.
Часть 28 - По малоизвестным местам вокруг Гатчины
Часть 29 - Тайна озера Светлояр. Легенда о граде Китеже
Серия сообщений "Храмы деревянные ":
Часть 1 - Удельная. Деревянная церковь Троицы Живоначальной
Часть 2 - Ещё Лядины
...
Часть 44 - Николаевская церковь в Новгород-Северском
Часть 45 - Русский Север. Кенозеро
Часть 46 - Тайна озера Светлояр. Легенда о граде Китеже