[200x240]
Одно и то же событие можно донести до читателя по–разному. Это называется подача. А способы подачи — литературными стилями.
Французский литератор–сюрреалист Раймон Кено (Raymond Queneau) из мимолетного наблюдения на парижской улочке в 1947 году создал энциклопедию литературных стилей и жанров. Книга без сюжета, проза абсурда и вместе с тем литературный справочник.
Обычная фиксация факта перебранки в автобусе:
В S, в час пик. Чудак двадцати шести лет, мягкая шляпа с тесьмой вместо ленты, слишком длинная шея, будто бы ее специально вытягивали. Люди сходят. Этот тип ополчается на соседа. Он упрекает его, что тот толкает его всякий раз, когда кого-нибудь пропускает. Тон хныкающий, желающий показаться злым. Как только видит свободное место, бросается туда. Двумя часами позже я встречаю его на Римской площади, перед вокзалом Сан-Лазар. Он вместе с товарищем, который говорит ему: «Тебе нужно пришить еще одну пуговицу на пальто». Он показывает ему куда (в область выреза) и почему.
Описание этого события подано 99 разными способами: высоким штилем и разговорным, научным, философским, блатным, как ода и как сонет, и так далее.
В одном из интервью Кено говорил: «Когда я сочинял «Упражнения», я очень забавлялся, забавлялся как работник, делающий сложную работу для собственного развлечения». Развлечение, серьёзное и забавное одновременно, найдёт в этой книге и читатель, увлеченный магией слова, словесной игрой.
Читать "Упражнения в стиле" онлайн
Есть продолжение, созданное другим автором, но не на бумаге, а на сцене. В 1992–м итальянский мим Paolo Nani, вдохновившись "Упражнениями", поставил абсурдистский моноспектакль "THE LETTER" (Письмо). Человек сел за стол, выпил что–то из бутылки, увидел фотографию бабушки, написал письмо, запечатал в конверт. Собрался уходить, но засомневался, а вдруг в ручке не было чернил? Распечатал конверт и обнаружил, что ничего не написал. Вот и всё.
История повторяется на сцене 15 раз подряд в разных стилях. Видео
на YouTube
(Удобно развернуть описание внизу окошка плейера, и просматривать, тыкая курсором в цифры хронометража. Тогда просмотр будет начинаться с выбранной сцены.)