в качестве предисловия:
Да-да, вы не ошиблись, хочется поговорить об этих "Сумерках", которые пинали и продолжают пинать все, кому не лень. Не могу не согласиться со многим из критики - фильм и книги отнюдь не гениальны (мягко говоря) и критика на первый взгляд (а также на второй и третий) вполне заслужена, посему не хочу здесь её повторять. Наверное все наслышаны - так или иначе - о том, насколько это произведение "ниже плинтуса".
Но сегодня мне хочется за него заступиться ради ИДЕИ, заложенной в него автором (возможно неосознанно). Не все люди рождаются гениями, увы - основное большинство обладает средними способностями в той или другой области. Так произошло и в случае авторши этого романа. Отличная ОСНОВНАЯ идея книги и её светлое ядро были полностью слиты, "благодаря" стилю, выбранному ей. Но каждый реализует то, что ему дано, в силу своих способностей и наклонностей - выше головы не прыгнешь. А ей действительно было дано, ибо идея фактически пришла к ней во сне, а далее "обрастала" подробностями во время работы над романом. Феномен этого романа заключается в том, что не смотря на выбранный бульварный стиль и отнюдь не лучшую реализацию - как в книгах, так и в кино, роман стал бестселлером - им зачитываются миллионы читателей различных возрастов. Многие задаются вопросом - "чем же меня так привлекла эта гадость?" Вот именно в этом я и попытаюсь разобраться (минуя то, что на поверхности и уже давно было сказано критиками - как то, если совсем кратко: "сага является квинтэссенцией женских мечтаний").
[показать]На самом деле для того, чтобы понять до конца основную идею, надо дочитать (именно ДОЧИТАТЬ, а не досмотреть
) до "Рассвета" - до последней части саги, а также прочесть дополнение в виде полу-книги "Полуночное солнце" (кликабельно - ссылка на единственно-адекватный перевод - события первой книги от лица главного героя саги, скачать можно здесь), которую Майер дала почитать на съёмках как режиссеру, так и исполнителю главной роли - т.е. многое из поведения главного героя объясняется именно этой книгой и в принципе актёр справился неплохо с ролью. Вообще фильмы сами по себе НЕсамостоятельны, т.е. вплотную привязаны к книгам и по сути снимались для читателей в качестве такой вот дорогостоящей иллюстрации. Их нельзя воспринимать адекватно как самостоятельные произведения, поскольку они ничего практически не объясняют - это просто [местами красиво] снятые "картинки" к книгам. Чего нельзя сказать об экранизации в 1994 году "Интервью с вампиром" (автор Энн Райз), откуда Майер совершенно очевидно позаимствовала многое из своих идей - последняя смотрится как полностью самостоятельное и зрелое произведение, не нуждающееся в каких-либо книжных пояснениях.
Вряд ли имеет смысл подробно останавливаться на синопсисе - он довольно прост и банален. Это сказка о любви между вампиром и человеком. Подобных историй написаны десятки, если не сотни - широко-известных или не очень. Начиная с книг Энн Райз и заканчивая разными малоизвестными писателями. Почему же именно произведение Майер, написанное в стиле бульварного романа, произвело такой фурор по всему миру? В чем секрет?
Ну во-первых, автор нарушила много неписанных правил как в стилистике (роман написан от первого лица - в основном от лица главной героини и частично от лиц оборотня и вампира), так и в "канонах" относительно вампиров - она создала в какой-то степени свой уникальный мир, за что получила по полной от поклонников Райз и прочих вампиро-классиков.
Так, например, у Майер вампиры не боятся дневного света, просто прячутся во время солнечной погоды от человеческих глаз, дабы их не раскрыли, потому что на солнце их кожа начинает сверкать, подобно бриллиантам. Одним из основных отступлений у Майер является то, что мужчины-вампиры имеют способность к оплодотворению, что вообще полностью опрокидывает ВСЕ каноны вампирских сказок, придуманных до неё.
Но основное отступление от канонов в том, что у Майер в романе существует два вида вампиров - обычные вампиры, которые убивают людей, и вампиры, отказавшиеся от убийства людей - "вегетарианцы", питающиеся животными по собственному выбору. А если сказать точнее: демонические существа, преодолевшие свою сущность и перешедшие на сторону Добра, т.е. на сторону Света. Последнее и является ключевой идеей романа, на которую нанизано всё прочее.
И этот выбор определяет в романе фактически ВСЁ, полностью меняя сознание, жизнь и реальность этих бессмертных и по своей сути демонических существ. В саге часто подчеркивается то, что именно этот выбор - отказ от убийства людей - и дал Калленам (а также их русским "родственникам" с Аляски, тоже ведущим подобный "вегетарианский" образ жизни) возможность ЛЮБИТЬ друг друга. И речь идёт не только о любви к "партнёрам по постели", но и о любви к своей семье, о сплоченности, о привязанности друг к другу, о решимости защищать не только свою семью, но и людей в городе, о решимости УМЕРЕТЬ друг за друга, о решимости в результате ДРУГИХ вампиров умереть ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО... Такие вот внутренние способности, недоступные по сути классическим вампирам, дало элементарное ВОЗДЕРЖАНИЕ (о котором, как о начале всех добродетелей, писали многие христианские подвижники, ага )... Так что притча сея не так проста, какой она кажется на первый - поверхностный - взгляд.
И воздержание это порой даётся героям слишком трудно, как произошло с одним из Калленов, что и послужило началом этому роману. Вот визуальная иллюстрация того, что испытывал главный герой при "знакомстве" с главной героиней:
а вот описание из книги того, что он при этом чувствовал (с сокращениями - в качестве иллюстрации основного конфликта):
Её аромат ударил меня, как таран, как стенобитное ядро. Нет образа, достаточно яркого, чтобы передать всю сокрушительную силу произошедшей со мной в тот момент перемены. Я мгновенно утратил последние черты, роднящие меня с тем человеком, которым я когда-то был. Маска человечности, которой мне до сих пор удавалось прикрываться, рассыпалась в прах и исчезла без следа. Ничего человеческого во мне больше не оставалось.Я — хищник. Она — моя добыча. И никаких других истин в мире не существовало.
Не было комнаты, полной очевидцев — для меня они все стали "сопутствующими потерями". Загадка её таинственного разума была забыта. Какое мне дело до её жалких мыслей? Тем более, что времени на мыслительную деятельность у неё осталось не много!..
Я вампир, а у неё была самая сладкая и душистая кровь, какую я когда-либо ощущал за последние восемьдесят лет.
Я даже представить себе не мог, что такой аромат может существовать. А если бы знал, то давно бы уже отправился на поиски его обладательницы. Ради неё я обошёл бы всю планету. Я уже представлял себе, какова она окажется на вкус…
Я знал, что сейчас произойдёт. Девушка подойдёт, сядет рядом со мной. Я её убью.
Невольным свидетелям, восемнадцати другим ученикам и учителю, я не позволю покинуть эту комнату после того, что они скоро увидят.
Я содрогнулся при мысли о том, что вынужден буду сделать. Даже в самые худшие времена я никогда не совершал подобных злодеяний. Я никогда не убивал невинных — ни разу за восемьдесят лет. А теперь я собирался вырезать сразу двадцать человек.
Жуткий оскал чудовища из зеркала её глаз нагло глумился надо мной.
В то время, как одна часть моей личности содрогалась при виде монстра, другая часть хладнокровно планировала резню...
Я глубоко вдохнул, запах жидким огнём заструился по моим пустым венам, сжигая грудь и пожирая остатки добрых побуждений, на которые я ещё был способен.
Она как раз поворачивалась. Через пару секунд она сядет в нескольких дюймах от меня.
Чудовище во мне ухмылялось и сглатывало в предвкушении.
Кто-то в ряду слева захлопнул тетрадь. Я даже не взглянул, кто был этот несчастный, обречённый на смерть. Но от этого движения на меня пахнýло чистым, не насыщенным её запахом воздухом.
На одну короткую секунду ко мне вернулся здравый рассудок. В тот драгоценный миг перед моим мысленным взором встали два лица.
Одно было моим, точнее, было когда-то: красноглазый монстр, убивший стольких людей, что потерял им счёт. Осознанные, оправданные убийства. Убийца убийц, я убивал других, более слабых чудовищ. Должен признаться, решая, кто из них заслуживал смертного приговора, я считал себя подобным богу. Я шёл на компромисс со своей совестью, питаясь человеческой кровью, но оправдывал свои преступления тем, что мои жертвы с их чёрными деяниями заслуживали звания человека не больше, чем я сам.
Другое лицо принадлежало Карлайлу.
Между этими двумя лицами не было никакого сходства. Яркий день и непроглядная, тёмная ночь... мне порой представлялось, что за последние семьдесят с лишним лет, когда я принял его выбор и следовал его пути, моё лицо стало походить на его — до известной степени. Мои черты остались прежними, но на них пал отсвет его мудрости, маленькая частичка его сострадания оставила след в изгибе моих губ, а намёк на его бесконечное терпение выразился в рисунке моих бровей.
Но в страшном оскале монстра все эти крошечные улучшения исчезли. Через считанные мгновения мои черты потеряют всё, что ещё недавно носило отпечаток тех лет, которые я провёл с моим создателем, моим наставником, моим отцом — во всех смыслах этого слова. Мои глаза будут пылать дьявольским багровым огнем, и всё сходство между нами будет утеряно навсегда.
Добрые глаза Карлайла на воображаемом мной лице не осуждали меня. Я знал, что в своем всепонимании он простит мне ужасающее преступление, которое я сейчас совершу. Потому что он любит меня. Потому что он думает обо мне лучше, чем я есть на самом деле. И он будет меня любить, хотя я сейчас всем своим поведением доказываю, что он во мне ошибается.
Белла Свон опустилась на соседний стул... Аромат её крови безжалостно обволакивал меня непроницаемым облаком. Да, мой отец во мне ошибся. Осознание этого мучило меня и причиняло такую же жгучую боль, как и огонь в моей глотке.
Я с отвращением отодвинулся подальше — мне была отвратительна не она, а чудовище внутри меня...
За каким чёртом ей понадобилось сюда приезжать? Какой смысл в том, что это ничтожество существует на свете? Какое она имеет право разрушать зыбкий мир моей не-жизни? Почему эта проклятая девчонка вообще родилась? Она погубит меня!
Я отвернулся, охваченный внезапной яростной и неразумной ненавистью.
Да что это за создание такое? Откуда оно взялось на мою голову? Почему именно я? Почему сейчас? Почему я должен терять всё только потому, что ей вздумалось поселиться в этом жалком городишке?
Зачем только её сюда принесло?!
Я не хочу быть монстром! Я не хочу устраивать бойню в этой комнате, полной беззащитных детей! Я не хочу терять всё, что приобрел за долгие годы жестокой самодисциплины и самопожертвования! Хотя я и ненавидел её, я понимал, что моя ненависть несправедлива. На самом деле я ненавидел самого себя. И буду ненавидеть нас обоих куда сильнее, когда она будет мертва.
Нет. Я не пойду на это из-за какой-то несчастной девчонки!.. Час! Только час. Я не должен думать о запахе... о вкусе... Если я выдержу один час, то, может, выдержу и второй?
Белла Свон встряхнула своими длинными тёмно-каштановыми волосами. Она в своём уме?! Как будто сама предлагает себя монстру! Раззадоривает его! Дружественное дуновение не пришло и не прогнало запах. Скоро всё будет кончено...
Я вздрогнул от обжигающей боли... Я был близок к гибели...
Но тут прозвенел звонок. Спасительный звонок — какое клише. Мы оба были спасены. Она — от смерти. А я — от превращения в кошмарное порождение тьмы, которого сам боялся и ненавидел. Ещё несколько секунд — и было бы поздно.
У меня не хватило выдержки спокойно и медленно выйти — я вылетел из класса стрелой...
Полуночное солнце - отрывок
Соответственно в саге выявляется ещё одна ключевая идея, получившая развитие - это БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА.
И эта борьба принимает не столько внешнее воплощение (в последующих книгах саги), сколько внутреннее - главному герою для того, чтобы обрести своё личное счастье - свой "рай", если можно так выразиться - необходимо победить сначала внутреннего монстра в самом себе, а потом одержать победу над внешним злом. Иными словами главный герой в первую очередь борется со злом ВНУТРИ СЕБЯ.
Третья основная идея саги (а вовсе не первая, поскольку вытекает из первых двух условий) - это, собственно, Любовь, которая приводит к трансформации как самих героев, так и окружающий их мир.
Главная героиня, которую всю дорогу сильно глючит на сексе с её любимым вампиром, и которая иногда плохо соображает и торомозит из-за его близости... Сам вампир это объясняет тем, что его близость пьянит её, что является естественной человеческой реакцией на его вид - химические реакции и отношения между жертвой и хищником, так что по сути у главной героини не было ни единого шанса "соскочить с его крючка"... такие дела... вообще "Сумерки" - достаточно "озабоченная" вещь, там всю дорогу присутствует некое томление, которое получает наконец-то свою разрядку в только четвёртой части. Не зря, ох не зря Майер написала роман от лица главной героини - типа её мысли и чувства - и придраться не к чему, не может же человек заставить себя НЕ чувствовать и НЕ желать, гы ... Ведь на самом деле, думается мне, в своём первичном варианте роман больше походил на "Интервью с вампиром" - т.е. "Полуночное солнце" и была самой первой книгой Сумеречной Саги. Но если бы Майер пошла по этому пути, то уж слишком был очевиден плагиат (опять же с Интервью) + проблематично было бы превратить вещь в бульварный роман, а на другое Майер элементарно не способна.
С другой стороны - с точки зрения построения сюжета непосредственно сказки - если бы главную героиню так не глючило на сексе с вампиром, то сам этот вампир в силу реальной опасности для её жизни, ни за что на это не пошёл бы:
отрывки из разговоров ДО (в фильме нет):
Эдвард: - ... Скажи мне, чего ты хочешь, и ты это получишь
Белла: - Тебя.
Эдвард: - Я твой. [...] Будь благоразумна, Белла.
Белла: - Ты обещал - всё, что я хочу...
Эдвард: - Белла, я могу убить тебя.
Белла: - Не думаю, что сможешь.
Глаза Эдварда сузились. Он отнял руку от моего лица и потянулся к чему-то за его спиной, чего я не могла увидеть. Раздался приглушённый хлопок и кровать под нами задрожала. В его руке оказалось что-то тёмное: он протянул это мне для осмотра. Это был металлический цветок - одна из роз, которые украшали железный полог кровати. Его рука сжалась на одно короткое мгновение, пальцы мягко пошевелились, а затем разжались снова. Не говоря ни слова, он протянул мне неровный комок черного металла...
и ПОСЛЕ первой брачной ночи (в фильме нет):
Эдвард: - Насколько сильно ты пострадала, Белла? Правду - не пытайся преуменьшать.
Белла: - Пострадала? [...] С чего ты взял? Никогда не чувствовала себя лучше, чем сейчас.
Эдвард - Хватит.
Белла - Хватит что?
Эдвард - Хватит вести себя так, будто я не чудовище после того, как согласился на это.
Белла - Эдвард! Никогда так не говори.
Эдвард: - Посмотри на себя, Белла. А потом говори мне, что я не чудовище...
[...]
- Почему я покрыта перьями?
- Я укусил подушку. Или две... Но я не об этом.
- Ты... укусил подушку? Зачем?
- Да, посмотри же, Белла! - он почти рычал. Он взял мою руку - очень осторожно - и вытянул её вперёд. - Посмотри на это!
На этот раз я увидела то, что он имел в виду. Под налипшими перьями на бледной коже руки начинали расцветать большие пурпурные синяки. Мои глаза проследовали за ними вверх - до моего плеча, а затем вниз - до моих рёбер. Легче, чем он когда-либо прикасался ко мне, Эдвард поочерёдно прикладывал свою руку к синякам на моей руке - узоры совпадали с его длинными пальцами...
- Я... так виноват, Белла. Я прекрасно знал, что не должен был... Я выразить не могу, как мне жаль...
... - Мы знали, что это будет трудно. Думаю, это было ожидаемо. И в конце концов всё оказалось гораздо легче, чем я предполагала. А это на самом деле - пустяки. Думаю, для первого раза с учетом того, что мы не знали, чего ждать, было просто потрясающе. Немного практики...
Выражение его лица стало вдруг таким злым, что я умолкла на полуслове.
- Ожидаемо?! Ты ожидала этого, Белла?! Ты ожидала, что я причиню тебе вред?! И ты думала, что могло быть хуже?! И ты считаешь, что эксперимент удался только потому, что ты можешь ходить после него?! Нет сломанных костей - равно победа?!
[...]
Белла: - Так почему именно ты решил уничтожить подушки Эсми?...
Эдвард: - Не знаю решал ли я что-либо прошлой ночью... Нам просто повезло, что это были подушки, а не ты...
[...]
Белла: Ты больше до меня не дотронешься? (Он колебался... Затем криво улыбнувшись, поднял руку и погладил меня по щеке.) Ты знаешь, я не это имела в виду.
Эдвард: Больше я не буду заниматься с тобой любовью до тех пор, пока ты не переродишься. Больше я не причиню тебе вреда.
[...]
... а также во время беременности (рассказ от лица оборотня - в фильме нет)...
... он остановился без предупреждения и обернулся ко мне. Выражение его лица снова заморозило меня. На секунду я почувствовал себя ребёнком - ребёнком, который прожил всю свою жизнь в маленьком городишке... Потому что я знал, что мне нужно прожить и пережить гораздо больше, перестрадать гораздо больше для того, чтобы когда-нибудь понять горящую агонию в глазах Эдварда.
- Это убивает её, да?
- Моя вина, - прошептал он и его колени подкосились. Он упал передо мной - уязвимый, самая лёгкая мишень, которую только можно себе представить.
- Ты должен был оставить Беллу со мной.
- Да... - Эдвард посмотрел на меня из своего персонального ада и я мог видеть что он со мной согласен. - Мы не знали. Я даже представить себе такого не мог. Таких пар, как я и Белла никогда не существовало. Как мы могли знать, что человек способен зачать ребёнка от одного из нас?...
- ... ведь полагается сожрать в процессе!
- Да - согласился он со мной напряжённым шёпотом. - Такие садисты существуют... Для них соблазнение - это прелюдия к трапезе. Никто не выживает...
Соответственно не родилась бы дочь и не было бы такой концовки-переворота в этом сказочном мире, т.е. история не получила бы логической развязки в виде полной победы Добра над злом... Но это так - в качестве отступления.
|
Так вот, главная героиня от природы жертвенна и думает больше о других, а не о самой себе. У неё в характере практически полностью отсутствует эгоизм. И её подвиг в романе в этом и заключается - она любит, забывая о себе. Она несётся на другой конец земли в логово вампиров спасать того, кто её бросил не прося за это ничего взамен. Зная что умирает, не позволяет убить ребёнка и т.д... за что и "награждается" сугубой выдержкой и способностью к самоконтролю после перерождения, недоступной даже зрелым вампирам. А заодно "прикрывает" всех на поле боя, являясь "щитом".
И по сути всё сводится к тому, что главные герои саги дают пример прочим демоническим существам в том, что "выбор есть всегда". Дают пример ДРУГОЙ жизни - жизни в Любви и в дружбе даже со своими заклятыми врагами (согласно всем легендам и правилам) - оборотнями, которые в конце саги встают на одну сторону с Калленами в борьбе со злом.
Вся сага по своей сути построена на принципе фатализма. Все герои и события к развязке оказываются связанными между собой, а все события - неслучайны и ведут к определённым ДУХОВНЫМ последствиям, к полной трансформации этого сказочного мира.
Таким образом сказка о вампирах переворачивает демонические легенды с ног на голову и вместо зла (и прелести зла, каковы есть все сказки о вампирах) несёт в себе добрый посыл и акцент на том, что в любых обстоятельствах человеческому существу (даже НАСТОЛЬКО изменённому) даётся ВЫБОР. Человек пока жив волен выбирать ДОБРО, даже если это настолько трудно, что кажется невозможным.
"Выбор есть всегда" - именно эти слова часто повторяет сам себе вампир.
А за ПРАВИЛЬНЫЙ выбор всегда предусмотрена награда.
Фактически вся сага построена на основных законах СВЕТЛЫХ духовных практик (прежде всего воздержания, открывающего путь к другой жизни) и на некоторых идеях христианства... Именно этим - светлым - посылом (ИМХО) книга и привлекает миллионы читателей, даже если эти читатели до конца этого не осознают. Ибо бульварных романов (гораааааздо более вольных), а также фильмов про вампиров великое множество, а вот романов с идеями о том, как демонические силы переходят на сторону Добра и ПОБЕЖДАЮТ при этом своих "родственников"-антагонистов, не так уж и много.
Не обошлось в саге и без политики, а именно очень показательны усилия правящей вампирской элиты по получению в свои ряды вампиров с необычными и "полезными" способностями (как то видение будущего, чтение мыслей на расстоянии и прочее) - для усиления собственной власти. Кланы, в которых живут подобные "избранники" подло уничтожались, помилованным оказывался только этот "избранный"... Такая вот нечестная игра правящей элиты ради добычи "полезных ресурсов". И очень напоминает действия собственно правительства США (или тех, кто за ним стоит) относительно остального мира - не странно, что в фильме мысль об этом проходит только мельком, тогда как в книге на этом сделан серьёзный акцент...
(титры в ОРИГИНАЛЬНОМ трейлере, которые в дублированных вариантах по всему миру были изменены: "Каждый момент вёл к ЭТОМУ", т.е. режиссер ещё раз подчеркивает очевидное для зрителей. Так что звание "худшего режиссёра" в США тоже надо заслужить, ага )
Кроме того, сага построена на архетипах, близких и понятных практически всем. Это и опасная любовь, и треугольник, и беременность главной героини, высасывающая из неё жизнь, это и молодой отец, вопящий "он (ребёнок) отнимает тебя у меня"... и многое другое...
В фильмах (поскольку мы имеем дело с Голливудом) многое опущено или перевёрнуто с ног на голову. Полностью опущена вся христианская тематика, в том числе история главы семьи Калленов и "духовного отца" Эдварда - Карлайла, поэтому воздержание семьи Калленов выглядит в фильмах как некий "акт гуманизма", между тем, как по книге Карлайл родился в XVII веке семье христианского священника (был укушен и брошен на улице во время охоты на вампиров), соответственно его милосердие и любовь к людям полностью опирались на христианские истины, усвоенные им в детстве. Кроме того не сказано о нём того, что став вампиром по стечению обстоятельств и против собственной воли, он никогда не охотился на людей, т.е. изначально не пил человеческой крови (в отличие от Эдварда - главного героя саги, у которого был период бунтарства). Огромный крест на стене, сделанный отцом Карлайла, который Белла видит при осмотре дома Калленов в книге, в фильме почему-то уменьшается и оказывается в положении "лёжа" за лестницей в качестве предмета интерьера...
Карлайл придерживался точки зрения о том, что их души НЕ могут быть прокляты только потому, что они превратились по стечению обстоятельств в вампиров. Он верил, что пока они сопротивляются злу внутри себя, они могут найти Свет и жизнь даже в том состоянии, в котором оказались (Голливуд, разумеется, всё вывернул наизнанку - как, например, во второй части Белла говорит, что не верит Карлайлу в том, что их души прокляты). Именно поэтому Карлайл, который уже несколько столетий практиковал подобный образ жизни, и который точно знал, что это возможно - жить без человеческой крови, и который работал в госпитале врачом, спас от неминуемой смерти (обратил в вампира) смертельно больного Эдварда по просьбе его умирающей матери, а позднее спас умирающую Эсме, которая хотела покончить жизнь самоубийством, спрыгнув с утёса, и которую Карлайл полюбил.
Таким же образом Карлайл спас умирающую, изнасилованную подонками во главе с собственным женихом, красавицу Розали, предполагая её для Эдварда, однако те "не сошлись характерами" и так и не смогли проникнуться друг к другу нежными чувствами, а позднее Розали нашла умирающего после схватки с медведем Эммета и принесла его к Карлайлу... Элис обратил в вампира в психушке неизвестный, после чего бросил её - она пришла в себя в полном одиночестве. Благодаря своим способностям Элис нашла Джаспера (которого в своё время также ради собственной выгоды и против его воли обратила одна ненормальная вампирша), а позднее они вдвоём присоединились к Калленам и разделили их мировоззрения и образ жизни. Таким образом и появился этот странный вампирский клан вегетарианцев, образованный из спасённых Карлайлом умирающих людей.
А вот Эдвард как раз был скептиком в этом плане и сомневался в убеждённости Карлайла и в своём собственном спасении - именно поэтому у него был период бунтарства. Именно поэтому Эдвард сопротивлялся до последнего, стараясь сохранить Беллу человеком. Для примера, маленький диалог из книги (один из многочисленных споров по поводу обращения Беллы в вампира - Эдвард не хотел, а она хотела в том числе и потому, что боялась постареть и выглядеть "мамой", а потом и "бабушкой" на его фоне - девушку можно понять ):
Эдвард: Такое нетерпение для вечного проклятия...Белла: Знаешь, ты сам на самом деле в это не веришь!
Эдвард (раздражённо): Неужели?
Белла: Нет. Не веришь... Если бы ты действительно верил в то, что твоя душа потеряна, то тогда ты бы немедленно понял, что происходит, когда я нашла тебя в Вольтере, вместо того, чтобы думать, что мы оба мертвы... Но ты не понял. Ты сказал: "Удивительно. Карлайл был прав". Так что в конце концов в тебе есть надежда.
Впервые Эдвард был безмолвен...
Следует отметить, что в этот свой бунтарский период Эдвард убивал исключительно маньяков и серийных убийц, которых вычислял благодаря своим способностям. Опять же - в фильме непонятно НАСКОЛЬКО опасной была ситуация, когда на главную героиню напала компания в Порт-Анджелесе...
А вот, как это всё описано в книге:
...Чем дольше длились мои поиски, тем страшнее мне становилось. До сих пор мне и в голову не приходило, насколько трудно окажется её отыскать, когда она, недоступная моим сверхчувствам, бродила неизвестно где. Не передать, как мне всё это не нравилось!Ещё одно сознание. И ещё одно. Какие обычные, будничные мысли...
"... думаю, что у малыша какая-то другая ушная инфекция…" "... Это было шесть-четыре-ноль или шесть-ноль-четыре?.." "... Опять опаздывает. Надо будет ему сказать…" "... Ага! Вот она!"И её лицо! Наконец-то её кто-то заметил!
Облегчение длилось всего долю секунды — столько у меня заняло времени прочитать остальные мысли человека, злорадно пожиравшего глазами её погружённое в густую тень лицо.
Этого человека я не знал, его ментальный голос был мне совсем незнаком, но в то же время я не мог отделаться от чувства, что нечто похожее встречалось мне раньше. Именно на таких, как он, я когда-то охотился.
— НЕТ! — Из моей глотки вырвалось рычание. Нога вжала педаль газа в пол, но куда же мне ехать?!
Я знал только примерное местонахождение исходного пункта страшных мыслей, этого знания было явно недостаточно. Ну хоть бы какая-нибудь зацепка — уличный знак, витрина магазина, что угодно, что выдало бы его!
В мозгу этого человека на лицо Беллы наслаивались грязные, туманные воспоминания о других подобных лицах. Белла была не первой его жертвой.
От моего разъяренного рычания кузов автомобиля дрожал и едва не рассыпался, но меня это не волновало.
"Ты только глянь, как она трясётся!" — Человек злобно усмехался в предвкушении развлечения. Для него страх был главной составляющей потехи, ужас жертвы доставлял ему ни с чем не сравнимое удовольствие.
— Оставьте меня в покое. — Белла не кричала, голос её был тихим и сдержанным.
— Ну-ну, крошка, чего ты такая неласковая?
Человек увидел, как она съёжилась от грубого гогота, раздавшегося с другой стороны. Этот шум разозлил его.
"Заткни пасть, Джефф!" — подумал он. Однако вид дрожащей испуганной девушки позабавил его. Он возбудил его отвратительное воображение. Мерзавец начал представлять себе, как она будет его умолять, как униженно она будет просить пощады…
Я пролетел на красный, проскользнув в узкое пространство между между двумя движущимися автомобилями. Вслед мне завыли клаксоны.
В кармане завибрировал телефон. Пусть себе звонит, не до него.
Лонни медленно приближался к девушке, растягивая удовольствие — близость момента насилия опьяняла его. Он чуть не мурлыкал в предвкушении того, как будет сейчас наслаждаться её криками.
Но Белла стиснула зубы и приготовилась к схватке. Он был удивлён — по его расчётам, она должна была попытаться спастись бегством. Удивлён и чуть-чуть разочарован. Он любил играться с жертвой, как кот с мышью, получая таким образом дозу адреналина.
"Ты смотри, храбрая попалась! Хотя так даже ещё лучше — пусть подрыгается..." ... Я был всего в одном квартале оттуда. Монстр мог слышать рёв моего двигателя, но всё его внимание было сосредоточено на его жертве.Посмотрим, как ему понравятся кошки-мышки, когда мышкой станет он сам. Надеюсь, его впечатлит мой стиль охоты.
Другой частью своего сознания я уже перебирал разнообразные пытки, которым был свидетелем во времена, когда исполнял роль вигилянта, пытаясь найти те, которые причинят ему самую страшную боль. Он жестоко поплатится. Он будет корчиться в лютых мучениях. Его соучастники всего лишь легко и быстро умрут, но чудовище по имени Лонни будет умолять о смерти ещё очень долго, прежде, чем я сделаю ему такой подарок.
Он как раз был на середине улицы, направляясь к Белле.
Я резко вылетел из-за угла, фары осветили всех участников сцены. Вожак отпрыгнул с дороги, остальные от неожиданности впали в столбняк. Я мог бы запросто задавить Лонни, но посчитал такую смерть для него слишком лёгкой.
Я бросил машину в крутой разворот... Пассажирская дверь при этом оказалась с нужной стороны от Беллы, которая уже бежала к автомобилю. Я рывком распахнул дверь и прорычал:
— Быстро в машину!
Белла без промедления запрыгнула в машину и захлопнула за собой дверь.
А потом взглянула на меня с таким бесконечным доверием, какого я никогда не видел ни на чьём лице — и все мои воинственные планы полетели в тартарары.
Мне достаточно было лишь тысячной доли секунды, чтобы понять, что я не могу оставить её в машине, чтобы пойти разобраться с четырьмя подонками. Что я сказал бы ей — "не смотри", мол? Ха! И когда же это Белла делала то, о чём я её просил? Когда это она заботилась о собственном душевном спокойствии?
Может, мне уволочь негодяев отсюда, подальше от её глаз?.. И оставить её одну? Маловероятно, конечно, что по улицам Порт Анджелеса сегодня вечером разгуливает ещё один отщепенец, но ведь и появление здесь, в уютном туристском городке, вот этого мерзавца, Лонни, тоже было маловероятно! Белла, как магнит, притягивала к себе опасности. Нет, оставлять её без присмотра никак нельзя.
Я даже не мог сбить его машиной — это перепугало бы её.
Я настолько неистово желал его смерти, что глаза застилал багровый туман, в ушах звенело, во рту ощущался вкус крови. Жажда убийства стянула каждый мой мускул в тугой узел. Не смогу жить, если не прикончу этого мерзавца. Я буду медленно разделывать его живьём на части, отсекая кусочек за кусочком, отделяя кожу от мускулов, мускулы от костей…
Вот только девушка — единственная во всем мире — сидела, вцепившись обеими руками в сиденье и смотрела на меня огромными, безоглядно доверчивыми глазами... Так что с местью придётся подождать...
Я был в такой ярости, что тело мое словно одеревенело. Скованные льдом руки стремились раздавить все кости осмелившегося напасть на неё, разорвать его в клочья, изуродовать так, чтобы его труп невозможно было опознать...
Единственным в этот момент, чего я желал больше, чем совершить в высшей степени справедливую казнь, — это быть с Беллой. Несмотря на то, что она никогда не будет моей, одной мечты об обладании ею было достаточно, чтоб удержать меня от смертоубийства этой ночью — и неважно, чем бы это смертоубийство оправдывалось.
Белла заслуживала лучшего, чем палач.
Я потратил семьдесят лет, пытаясь задушить в себе убийцу. Эти годы непрерывных мучительных усилий не значили, что я теперь достоин сидящей рядом девушки. И всё же, чувствовал я, если хотя бы на одну ночь я вернусь к той жизни — жизни палача и убийцы — то Белла станет недостижима для меня навсегда. Если даже я и не отведаю их крови, а значит, доказательство отступничества не окрасит мои глаза дьявольским алым огнём — разве проницательный ум Беллы не распознает тотчас же произошедшее во мне изменение?
Я пытался стать достойным её.
Задача невыполнимая.
Я буду продолжать попытки...
[...позднее Карлайлу с просьбой разобраться с мерзавцем] - Видишь ли, я... убил бы подонка... С удовольствием убил бы. Но этого нельзя делать, я понимаю. Это было бы не правосудие, а месть. Его должен судить беспристрастный закон, а не моя прихоть. И всё же я не могу позволить серийному убийце и насильнику разгуливать по Порт Анджелесу!
Перевод песни, кто желает - здесь не уместился.
Многое другое сделано в фильмах на "голливудский манер". Главная героиня в фильме превращена в несколько отмороженную барышню, которая обедает и ужинает с отцом в различных забегаловках, между тем, как по книге она по приезду начинает всячески опекать отца, полностью взяв на себя всё хозяйство, готовить ему еду. Вообще в книге идёт частый акцент на том, что главная героиня по уму и сознанию старше своих сверстников. Короче, Голливуд изрядно постарался, дабы максимально упростить это итак не особо сложное произведение литературы, выбросив оттуда по максимуму всю духовность и нравственность и оставив фактически только ту самую пресловутую озабоченность и общий ход сюжета.
Из-за этого голливудского популизма (сознательного оболванивания стада) зрителю, особенно не очень внимательному или незнакомому со спецификой "вампирской" тематики, не до конца понятна та глобальная перемена, произошедшая в конце в этом мире - к чему, собственно, и вела любовь главных героев, о чем Карлайл (в книге) размышляет: "если это (то, что Эдвард полюбил девушку, которую по всем велениям судьбы должен был убить при первой встрече) случилось, то, наверное, служит каким-то высшим целям".
Потому что если у Райз ("Интервью с вампиром" и прочие книги серии) побеждает ЗЛО, то соответственно и одноименный фильм другого - более высокого - уровня со всеми необходимыми пояснениями в нём, и, соответственно нападков - никаких.
В Сумеречной Саге побеждает ДОБРО, причем побеждает фактически на демонической платформе (не говоря уже о христианстве, которое вторгается в эту область у Майер). Этим в общем-то и обусловлено качество фильма, а также отношение, формируемое в обществе к самой Саге (с помощью того же Голливуда).
Показательны в этом отношении штатовские награды фильмам. Если первый фильм заслужил всяческое одобрение (несмотря на все его недостатки):
то с течением времени последний фильм саги, который определённо не является самым плохим в о всей экранизации Саги, заслужил только негативные отзывы американских критиков и общественности, несмотря на то, что по уровню он не хуже, а в чем-то (в картинке и в техническом плане) даже ЛУЧШЕ первого фильма. Да и актёры играют более зрело, во всяком случае К. Стюарт (как бы она мне лично ни не нравилась) определённо не заслужила звание "самой худшей актрисы", не говоря уже обо всей актёрской команде... Тем не менее, вуаля:
В любом случае фильм не настолько плох, чтобы заслужить аж 7 малин + 4 номинации на оную. И уж точно Рассвет-2 не самый худший фильм Голливуда, выпущенный в 2012 г. (вспомнить одну "Византию" хотя бы, если по той же тематике, которая определённо хуже Рассвета-2). Потому по моему глубокому убеждению фильмы и саму Сагу "опустили" сознательно и намеренно. А почему - причину см. выше. А вот за что попало Эшли Грин, вообще не могу взять в толк, разве что за хук левой ногой предводителю упырей в черно-красных плащах ... Такое в США не прощается.
Кстати, о плащах... по какому-то удивительному совпадению ... одежка плохих вампиров (которые терпят моральное и духовное поражение) -
как-то подозрительно напоминает одёжку некоей закрытой организации:
Если обратить внимание на текущие тенденции Голливуда, то подобное отношение к фильму, где Добро побеждает зло и где демонические существа переходят на сторону Света, не является странным. Ибо достаточно посмотреть на последние сказки от Голливуда последних лет. Один из самых ярких примеров "Малефисента" - сказка, где всё перевёрнуто с ног на голову, где добро преподносится, как зло, а зло, как добро. Специально, чтобы дети учились. Сказка номинирована на Оскар, между прочим... Впрочем, чего ещё можно ожидать от страны, главный символ которой - богиня зла и смерти?
Сумеречная Сага определённо не вписывается в "политику партии". Но самое смешное и интересное в сложившейся ситуации вокруг Саги то, что, пытаясь опустить Сумеречную Сагу, критики опустили вместе с ней ВСЮ вампирскую тематику, которая после Райз и "Интервью с вампиром" была очень привлекательна и популярна в современном обществе... Сага стала своего рода ловушкой. Если бы её экранизировали ДОСТОЙНО - то очевидна была бы направленность произведения, влияние христианской философии и победа Добра над Злом... Но её экранизировали по-голливудски + дополнительно опустили ниже плинтуса - как результат в обществе пошло отторжение от вампиров и вампирских фильмов. Вот такой вот "хатаки коми" от сил Света («Хатаки Коми» — это прием, которым меньший борец может вывести более крупного борца из равновесия.)