Это цитата сообщения
ГалаМаг Оригинальное сообщениеТаруса. Белла и Марина.
Не могла понять, почему первый памятник (надеюсь, что не последний) Белле Ахатовне Ахмадулиной был открыт в сентябре этого года именно в Тарусе. Родилась она в Москве, а последние годы жизни провела в Переделкино. Не нашлось иного места, способного приютить поэтессу? Оказалось тому две весьма весомых причины. Об одной из них рассказано в статье М.Разумихиной.
[232x52]
Таруса. Белла
Так назвал Борис Мессерер одну из своих акварелей. Так хочется именовать и всю выставку работу народного художника России, представленную в Калужском областном художественном музее.
[500x375]
Это не просто значимое событие в душевной жизни города, но и исторически знаковое: Борис Мессерер и Белла Ахмадулина - двойная звезда. Он - ветвь семьи, много давшей искусству России, чего стоят хотя бы имена Майи Плисецкой и Асафа Мессерера! Она - символ юности страны, оттепели 60-х, которая на миг сверкнула зарей счастья. Свобода жить и творить бывает только внутренней, и ею легендарная пара обладала. Не зря художник-муж так упорно и многократно рисует портреты поэтессы-жены. Она - олицетворение единения сосуда и огня, одинаково прекрасных. Андрей Вознесенский писал о Белле: «Фарфоровый профиль как лампа горит». На сороковой день после смерти своего друга-поэта Ахмадулина оставила этот мир. Да, она «любила товарищей своих!».
[500x667]
Борис Асафович сетовал, что Белла не умела позировать, менялась ежесекундно, поэтому портретирование маслом было невозможно. Только акварель могла схватить ее мимолетность. Валерия Визгова, директор Калужского ТЮЗа, рассказала и даже разыграла историю о мгновенной встрече с этой парой: шли Он и Она. Он пронес ее по жизни как фарфоровую статуэтку на руке. И подарила вдовцу любимые цветы его жены - ирисы. Это слово по-гречески означает «радуга». Таковы и акварели мастера, академика Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии России, премии Н.В. Гоголя в Италии. Эти работы - интимная лирика, тихий вздох художника. В целом же творчество Бориса Мессерера жестко, эпично, брутально. Это и оформление громких театральных спектаклей, и масштабные концептуальные проекты, и братающееся с конструктивистами рисование, и высокотехнологичная многоступенчатость цветной печати.
В более чем сорока работах нашей выставки нет цивилизации, там лишь культура и звенящая тишина Тарусы. Былое великолепие торговой пристани материализовалось в соборах, тихая нищета приюта босоногой интеллигенции - в некрашеных домиках с покосившимися заборами.
[500x375]
Художник рассказал: «Меня привезли в Поленово, когда мне исполнилось три месяца. Тогда на глиссере по Оке это было быстро, всего три часа пути от Серпухова. Попробуйте сейчас проделать этот путь и увидите, как технологический прогресс идет назад. Войну я застал в Тарусе, отсюда эвакуировался. В Тарусе мы с Беллой много прожили, она писала стихи, я - картины, каждый день. Когда ее не стало, я начал писать воспоминания, уже больше года. Они публикуются в журнале «Знамя».
Таруса три раза устраивала персональные выставки художника, и нынешняя перекочевала из Тарусской картинной галереи, о чем поведала ее директор Елена Варенова. Директор Калужского областного художественного музея Наталья Марченко отметила, что для Тарусы Мессерер - не просто дачник, а один из творцов его облика: памятник Марине Цветаевой вдохновлен его идеей!
Двенадцать портретов Беллы, пейзажи Тарусы - акварели по мокрой бумаге, такой же влажной, как черные очи поэта и волглые тучи - туманы над Окой. И еще натюрморты с цветами. Мастер посетовал, что их красоту трудно передать, а вот лилии с их графичным контуром - его любимицы. Вообще, графические элементы: полосы, крап точек, четкость линий в тающем пространстве акварели - знак Бориса Мессерера.
Прикоснуться к его любви к женщине и нашей земле вы сможете до 3 июня. «Калуга, Таруса - мои любимые места. Здесь остались уголочки далекой от цивилизации Москвы, той, прежней...» Давайте вместе с мастером поцелуем глазами «Русь уходящую».
Автор: Маргарита Разумихина.
[232x52]
А вот и слова из приведенного текста, отчасти объясняющие причину вторую: «…для Тарусы Мессерер - не просто дачник, а один из творцов его облика: памятник Марине Цветаевой вдохновлен его идеей!».
В эмиграции она написала в рассказе «Хлыстовки»: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
[400x618]
Знаю, что часто жила там, в детские годы Марина Ивановна Цветаева. И поныне сохранился дом семьи, который был куплен ее дедом и носит название «Дом Тьо». Сейчас в нем разместился музей. Теперь же строки из ее стихотворения:
Детство, верни нам, верни
Все разноцветные бусы,-
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.
Иначе и быть не могло. Самыми пронзительными бывают именно детские воспоминания.
[700x467]
Осенью, 7 октября 2006 года, накануне дня ее рождения, в городском парке Тарусы, над Окой, был открыт памятник Марине Цветаевой. Авторы памятника - скульптор Владимир Соскиев и архитектор Борис Мессерер.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
[500x431]
В самые ответственные моменты жизни были они всегда вместе, как и в тот день, когда состоялось открытие памятника Цветаевой.
«А напоследок я скажу…» - 29 ноября 2010 года ушла из жизни «звезда» нашей поэзии – Б.А.Ахмадулина. Спустя всего 3 года появился памятник имевшей поистине народное признание поэтессе. Ее стихи, давно ставшие песнями, может процитировать каждый.
[387x700]
Так благодаря одному человеку - Борису Асафовичу Мессереру на малом пространстве калужской земли встретились две поэтессы. Есть нечто общее не только в их стихах, но и устремленных к небу фигурах.
Серия сообщений "Ахмадулина Б.А.":
Часть 1 - Дмитрий Быков. Bella
Часть 2 - Лидия Графова. Белла вернулась
Часть 3 - Белла Ахмадулина. Сентябрь
Часть 4 - Таруса. Белла и Марина.
Часть 5 - Таруса: Б.А.Ахмадулина – М.И.Цветаевой
Часть 6 - «Промельк встречи»
...
Часть 9 - Б. Ахмадулина. "Я вас люблю, красавицы столетий..."
Часть 10 - Б. Ахмадулина. "Я вас люблю, красавицы столетий..."
Часть 11 - ИМЕНИ БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ