Мне очень нравится этот уникальный храм. Я видел его только снаружи, внутрь не повезло попасть. Вот очень интересный фоторассказ о храме. Особо поражает великолепная резьба по камню...
Храм Спаса-на-Крови....Санкт - Петербург
Собор Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге построен в память императора Александра II на месте его убийства (смертельного ранения). Строился в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Интересен своей архитектурой, в которой угадывается Покровский собор (Собор Василия Блаженного), памятными досками по периметру собора с достижениями царствования Александра III, внутренней мозаичной отделкой, и сохраненным внутри собора фрагментом мостовой, где Александр II получил смертельное ранение.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.
1. Собор Воскресения Христова на Крови, вид со стороны Невского проспекта
2. В основе композиции собора – компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной – массивной столпообразной колокольней. Место центральной главы занимает восьмигранный шатер
3. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Нижний ярус колокольни оформляет мозаичное собрание 134 гербов российских губерний, областей, городов, жители которых внесли пожертвования на строительство храма
4. Колокольня
5. Ограда Михайловского сада, сооружена в 1904-1907 годах по проекту художника Э.К. Кверфельдта во время строительства Спаса-на-Крови. По другим источникам, создана по рисунку архитектора А.А.Парланда
6.
7. Явно прослеживается влияние Покровского собора
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15. В цокольной части стен собора размещено 20 гранитных досок, описывающих деяния Александра II
16.
Собор Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге построен в память императора Александра II на месте его убийства (смертельного ранения). Строился в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Изнутри Спас-на-Крови почти полность покрыт мозаикой, площадь которой составляет 7065 квадратных метров, что не имеет аналогов. Оформление с использованием ценных пород камня сходно с Исаакиевским собором. Внутри собора сохранен фрагмент мостовой, где Александр II получил смертельное ранение. Собор, как и Исаакий, пользуется успехом у альтернативщиков
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.
Начало: Храм Спаса-на-Крови, внешний вид
Идея украсить храм изнутри мозаикой возникла не сразу, первоначально предполагалось интерьер расписать, а мозаику включить лишь в композиции фасадов и выполнить из нее иконы для иконостаса.
В марте 1895 года (когда о внутреннем мозаичном убранстве еще и речь не шла) был объявлен конкурс на изготовление наружных мозаик для храма Воскресения Христова. В конкурсе приняли участие «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати (Antonio Salviati) и Венецианское мозаичное общество (Società Musiva Veneziana), пользовавшиеся мировой известностью, немецкая фирма «Пуль и Вагнер», а также Мозаичное отделение Академии художеств, имевшее большой опыт работы в Исаакиевском соборе, и, наконец, первая в России частная мозаичная мастерская, основанная в 1890 году А. А. Фроловым. Предпочтение было отдано образцам этой мастерской, благодаря высоким художественным качествам, прочности и быстрой удешевленной технике набора.
Через год после конкурса было предложено использовать мозаику и для интерьера. Создание оригиналов поручили сначала мастерской А. А. Парланда, но вскоре решили заказать эту работу известным художникам, тем более что уже в 1894-1895 годах М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, А. Ф. Афанасьев, В. В. Беляев, Н. А. Бруни, Ф. С. Журавлев, Н. А. Кошелев, А. Н. Новосельцев и другие исполнили эскизы и картоны наружных композиций.
Создание мозаичного убранства Спаса на Крови начиналось в частной студии декоративной мозаики А.А.Фролова, а после смерти мастера в июне 1897 года его заменил младший брат Владимир Александрович Фролов. В.А.Фролов стал крупным мастером русской и советской мозаики и считается главным создателем мозаичного убранства храма Воскресения Христова.
Мозаичные картины покрываеют всё внутреннее пространство храма. Этот уникальный ансамбль создавался под руководством архитектора А. А. Парланда коллективом мастеров-мозаичистов по эскизам 32 художников, среди которых были В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев и В. И. Отмар.
Интерьер Спаса на Крови уникален по разнообразию и великолепию каменного убранства, по богатству отделки и обилию пород, фактур и оттенков русских самоцветов и итальянских мраморов. Это целый музей камня и камнерезного искусства, в создании которого принимали участие лучшие российские и итальянские мастера. В оформлении интерьера были использованы итальянские мрамора, уральская и алтайская яшма неповторимого рисунка, порфир, орлец.
1. Мозаика Преображение, художник Н.А. Кошелев
2. Центральный мозаичный образ Христа Вседержителя, "Христос Пантократор", в плафоне центрального купола, Николай Николаевич Харламов
3. Христос во Славе, художник Н.Н. Харламов
4. Мозаика южного свода "Нагорная проповедь", художник В.В. Беляев
5.
6. Пол из итальянского мрамора, представляющий из себя 45 соединённых друг с другом мозаичных ковров с неповторяющимся узором
7.
8. Мозаика вблизи
9. Нижняя часть стен внутри храма облицована на высоту 2,5 м зелёным калабрийским мрамором Verde di Calabria, из него же выполнены солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен. По другим данным, это не мрамор, а итальянский серпентинит, который был заготовлен в Неаполе в 1905 году
10.
11. Мозаика северо-восточного купола "Спас Благое Молчание", здесь изображение Христа в ангельском чине, до воплощения (то есть до прихода к людям), в виде безбородого юноши с крыльями за спиной
12. Сошествие Святого Духа на апостолов, художник В.В. Беляев
13. Северный киот с мозаичной иконой Александра Невского, по рисунку М. Нестерова
14. Резьба по камню сильно напоминает аналогичную в Исакиевском соборе
15.
16. Любителям альтернативки: такую качественную резьбу могли сделать только рептилоиды с Нибиру с помощью лазерных технологий допотопных сверхцивилизаций, человек на такое не способен!
17.
19. Вход Христа в Иерусалим, художник В.В. Беляев
20.
21. Иконостас, выполнен из мрамора в Генуе
22. Справа и слева от Царских врат иконы по рисункам Васнецова (Богоматерь и Спаситель)
23. Царские врата из серебра, украшенные эмалям
24.
26. Основанием сени являются четыре колонны из алтайской яшмы
27.
28.
29. Под сенью хранится часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II
30.
31. Жертвоприношение Авраама, художник В.В. Беляев
32.
33.
34. Южный киот
35. Облицовка цоколя четырех центральных пилонов сделана из житомирского лабрадорита, обладающего свойством иризации, которое проявляется в виде радужного свечения: из глубины темной поверхности породы проступают ярко-синие, серебряные и золотистые искры
36. Мозаика юго-восточного купола "Спас Эммануил" представляет Христа в отроческом возрасте
37. Мозаика Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек, А. П. Рябушкин
38.
39.
40. Мозаика юго-западного купола "Иоанн Креститель"
41. Далее фото со стендов с историей реставрации: как было, что сделали и как стало. Работа проделана колоссальная, очень советую посмотреть в живую
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
http://trof-av.livejournal.com/111373.html