Live
Internet
мобильная версия
Дневники
Личка
Авторизация
Дневник
Люба1974
Лента друзей
-
Дневник
-
Полная версия
ОБЫЧАЙ ВЫПУСКАТЬ ВЕСНОЮ ПТИЦ НА ВОЛЮ.
12-06-2014 11:24
к комментариям
-
к полной версии
-
понравилось!
Это цитата сообщения
Bo4kaMeda
Оригинальное сообщение
традиции
[показать]
В своем письме из Кишинева Н. И. Гнедичу 13 мая 1822 г. А. С. Пушкин писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:
В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины; На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью: За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!
[Пушкин 1906, с. 44]
[показать]
Благовещение. Зайцев Николай Егорович
Обычай, о котором в стихах говорит Пушкин, сохранился у русского народа до XX столетия и был связан с весенними праздниками. В одних местах России птиц выпускали на Пасху, в других местах — на праздник Благовещенья 7 апреля (25 марта по-старому стилю). Владимир Иванович Даль пишет:
«Благовещенье — птиц на волю отпущенье».
(В. И. Даль 1862 г., стр. 977).
[показать]
Андрей Задорин
А. И. Терещенко
в 1848 г.:
«В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России. В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль — и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. Должно думать, что обычай освобождения птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они, услаждая свое заключение пением звонко-голосистых пленниц в течение зимы, выпускали их на волю в светлый праздник, когда выпускали из тюрьмы виновных и должников. — Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на тот самый предмет, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!»
[Терещенко 1848, ч. 6, с. 97-98].
[показать]
Корзухин А.И. 1887
У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю.
«Уж ты, ластовка, ты косатая, Ай лели-лели, ты косатая! Ты возьми ключи, лети на небо. Ай лели-лели, лети на небо! Ты запри зиму, отомкни лето. Ай лели…»
[показать]
Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович Птицелов 1895
Наиболее полное описание интересующего нас русского обычая дал
А. А. Коринфский:
«С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай — выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и но селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <...> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим, при виде чирикающих пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае.
[показать]
Сергей Соломко. Любитель птиц
Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: „Дайте выкуп за птичек — пташки Богу помолятся!" У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:
Синички-сестрички, Тетки-чечотки, Краснозобые снегирюшки, Щеглята-молодцы, Воры-ворбьи. Вы по воле полетайте, Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите! За нас Божью Мать молите! Синички-сестрички... и т. д.»
[Коринфский 1901, с. 195-196].
[показать]
Татьяна Чувашова. Птичка
Об украинцах в районе Купянска
П. В. Иванов
в 1907 г. писал: в Благовещенье
«выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи»
[Иванов 1907, с. 84].
Рассматриваемый обычай известен всем восточнославянским народам, т. е. не только русским, но также украинцам и белорусам, но чаще встречается в городах, а не в деревнях. Наиболее распространенное старое народное объяснение гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил, и это объяснение согласуется с другим русским обычаем, который отметил также и
Т. Г. Шевченко
у уральских казаков: поминки самоубийц состояли в том, что кормили зернами вольных птиц
[Шевченко 1861, с. 14; Зеденин 1916, с. 3-4,286].
[показать]
Наташа Милашевич
Интересующий нас русский обычай известен также
анатолийским туркам.
Русский ученый
В. А. Гордлевский
в 1906 г. записал в Стамбуле от уроженца Сиваского вилайета следующее: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, (турецкие. — Д. 3.) крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, т. е. в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая:
Азатбузат, дженнети гöзет! (Вот ты свободна, так сторожи рай).
[показать]
A Child with a Goldfinch Samuel Woodforde
А вслед куропаткам кричат еще: не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!»
[Гордлевский 1910, с. 177-178].
Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу как на вестника, на посланца к Богу.
[показать]
Girl with Doves Jean-Bapbste Greuze
Только одни птицы летают к Нуму, т. е. к тому доброму и высшему богу, который сотворил мир, — так говорили ненцы (самоеды)
Ю. И. Кушелевскому
[Кушелевский 1868, с. 116]
в объяснение того, почему у ненецких жилищ были укреплены на вершине длинного кола деревянные фигуры летящей птицы. По старинным верованьям якутов, вид ворона, орла и других птиц и животных (жеребца) принимала на себя Эехсит, которую якуты считали за «посредника между божеством и человеком, т. е. принимателя их просьб и относителя к Богу, и приносителя к ним повелений божеских»
[Описание якутов 1822,с.211-212].
[показать]
Питер Пауль Рубенс. Ребенок с птицей
По-видимому, подобных же посланцев видели в выпускаемых на волю птичках также и грузины. Во всяком случае об одной грузинской княгине, жившей в начале XIX в. в Москве, рассказывали, что она купила в Москве на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте там моим соотечественникам привет от меня. Здесь, конечно, понимание древнего обычая очень модернизовано, но развилось оно на древней основе.
[показать]
Augusto Volpini (Italian, 1832-1911) «Daydreaming»
У удмуртов в районе города Мамадыша существовал прежде праздник лебедей — мерен васечком (буквально: великое общественное богослужение). К этому празднику еще в начале весны удмурты покупали пару лебедей, самца и самку, которых жрец должен был кормить и приучать к людям. Во время праздника эти лебеди ходили среди собравшихся удмуртов и клевали насыпанные для них зерна. По поведению лебедей гадали об урожае. После праздника на шею лебедям привязывали шелковым шнурком по одному серебряному рублю, кланялись им и отвозили километров за 30 на реку Вятку, где выпускали на волю.
[показать]
Е.Гапчинская Сегодня я выпускаю всех своих птичек
В объяснение этого обычая удмурты рассказывали легенду:
давным-давно, во время обычного жертвоприношения в лесу у села Нырьи, прилетел на двух лебедях главный бог Солтан, обещал верующим разные блага на земле и скрылся
[Афанасьев 1881, с. 281. Ср. Островский 1873, с. 38]
. И эта легенда, и привязываемые на шеи выпускаемых лебедей серебряные рубли заставляют предполагать, что в выпускаемых лебедях удмурты видели своих посланцев к тому богу Солтану, который некогда прилетал к удмуртам на паре лебедей. Правда, в этих серебряных рублях сами удмурты усматривали подражание тем серебряным бляхам, которые видели на шеях лебедей, привезших к селу Нырье Солтана, но это явно новое толкование.
[показать]
Василий Перов. Птицеловы
Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек, которых профессионалы ловили и продавали в качестве певчих комнатных птиц. Целые рынки для продажи таких певчих птичек в старой Москве (в Охотном ряду) и других русских городах свидетельствуют, что обычай держать в жилье, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространен у русских. Эта именно бытовая обстановка и способствовала сохранению русского обычая.
[показать]
Афанасьев Алексей Федорович. Праздничный отдых
Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается уже в поучении Владимира Мономаха:
«И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут».
Древнерусское слово «ирья» (от слова ведического санскрита «саурьика» — «saurika» — рай, небеса) проникло к якутам и сохранилось в языке, как «рай» (Ионов 1914, стр. 349). Отсюда происходит объяснение турецкому поручению, выпускаемой куропатке: «Сторожи рай!».
[показать]
Юлия Тришина. Девушка с птичкой
Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934-1954. М., "Индрик", 2004, с. 237-242.
[показать]
текст:
ec-dejavu
картинки:
kykolnik
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник ОБЫЧАЙ ВЫПУСКАТЬ ВЕСНОЮ ПТИЦ НА ВОЛЮ. | Люба1974 - косметика |
Лента друзей Люба1974
/
Полная версия
Добавить в друзья
Страницы:
раньше»