• Авторизация


Завещание Владимира Мономаха 09-08-2016 19:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Завещание Владимира Мономаха
В год 1120 приехал из Константинополя в Россию митрополит Никита и заступил место умершего Никифора, мужа, знаменитого сведениями и красноречием. Чего памятником остались два письма Никифора к Мономаху: первое о разделении церквей, Восточной и Западной; второе - о посте, особенно любопытное, ибо оно содержит в себе не только богословские, но и философические умствования, заключаемые хвалою добродетелей Мономаховых.
Разум, пишет Никифор, — разум есть светлое око души, обитающей во главе. Как ты, государь мудрый, сидя на престоле, чрез воевод своих управляешь народом, так душа посредством пяти чувств правит телом.
Могу ли предписывать тебе законы для умеренности в чувственных наслаждениях, когда ты, сын княжеской и царской (греческой) крови, властитель земли сильной, не знаешь дому, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле, единственно для важных дел государственных вступаешь во дворец светлый. И, снимая с себя любимую одежду простую, надеваешь властительскую. Когда, угощая других обедами княжескими, сам всего лишь смотришь на яства роскошные? Восхвалю ли в тебе и другие добродетели? Восхвалю ли щедрость твою неслыханную?
Ведайте, что сами можете быть в злом недуге, но слово Божие в вас должно быть здраво и цело. Человек в лице проявлен, а Бог в сердце.
Как Учители древние беседовали с учениками? Соединяя усердную хвалу с наставлениями богоугодными. Слог благородного человека должен быть ознаменован не печатью века. Он не должен быть резким или грубым, однако же он должен быть довольно ясен, а многие выражения его должны быть сильными…

Завещание Владимира Мономаха

«Не осуждайте никого; но скажите только: он слаб разумом!»
«Приближаясь ко гробу, благодарите Всевышнего за умножение дней ваших: и рука Его доведет вас до старости маститой.
«Страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели.
«О дети! Хвалите Бога! Любите также человечество. И пост, и уединение, и монашество – это хорошо. Но спасут вас, благодеяния. Не забывайте бедных; кормите их. И мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно Господу. Будьте отцами сиротам. Вдовицам помогайте. Не судите никого, а только в себе грех исправляйте сами. Не давайте сильным губить слабых. Не убивайте бездумно ни правого, ни виновного. Ибо Жизнь Души священна – как человека, так и животного и растения.
Не призывайте всуе имени Бога.
Утвердив же обеты или клятвы, не преступайте оных. (Братья сказали мне, писал Мономах, изгоним Ростиславичей и возьмем их область, или ты нам не союзник! Но я ответствовал: - не могу забыть обетов моих.)
Не надо оставлять больных, не надо страшиться видеть мертвых, ибо все умрем.
Не надо иметь гордости ни в уме, ни в сердце. И думайте всегда: мы тленны. Что оставляем земле? Ныне живы, а завтра - во гробе.
Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для тела и души.
Чтите старых людей как отцов и матерей, любите юных как братьев и сестер. Сострадайте младшим, как детям своим, никогда не браните их в сердцах и терпеливо выслушивайте.
В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на отроков и тиунов (управляющих).
Всегда говорите мало, но доброжелательно, слова ваши должны быть всегда ласковы и душеспасительны, приятны слуху и поучительны вместе, тогда гости не осудят ни дома, ни обеда вашего. А строгость больше к себе имейте а не к злым ворогам. Любовью и мудростью побеждать учитесь.
На войне же будьте деятельны, служите примером для воевод. Не время тогда думать о пиршествах и неге. Расставив ночную стражу, отдохните. Человек на войне погибает внезапно, поэтому не слагайте с себя оружия там, где может встретиться опасность, и рано садитесь на коней.
Путешествуя в своих областях, не давайте жителей в обиду княжеским отрокам. А где остановитесь, напоите и накормите хозяина.
Всего же более чтите гостя, и знаменитого и простого, и купца и посла, и если не можете одарить его, то хотя бы брашном (пищей, яствами, кушаньями) и питием удовольствуйте, ибо гости распускают в чужих землях и добрую и худую об нас славу.
Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо.
Любите жен своих, но не давайте им власти над собою.
Все хорошее, узнав, вы должны помнить. Чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью языками, за что хвалят нас чужестранцы. Леность мать пороков — берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься богоугодными делами: дома ли он, в пути или на коне.
Не засыпайте никогда без земного поклона, а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе!
Предки наши (вечерами или на досуге) садились думать с дружиною, как жить, чтобы все счастливы были.
Судить человека или народ – это плохо.
Часто на охоту ездить не надо.
В полдень всегда надо отдыхать или размышлять о вечном, чтобы тленное не застило разум ваш. Ибо не только человеку, но и зверям и птицам Бог указал отдыхать в час полуденный.
Так жил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть отроку. На охоте и на войне, днем и ночью, в летний зной и зимний холод знал я только труд во благо всевышнего, человека и всякой твари. Не знал я пустого покоя и легкомыслия, хорошо относился к посадникам (управляющим областями) и бирючам (глашатаям). Не давал в обиду сильным бедных и вдовиц. Сам надзирал церковь и божественное служение, домашний распорядок, конюшни, охоту, ястребов и соколов. Чтобы всем и везде было хорошо, щедро, добротно, добродетельно и даже свято.
Сколько раз я падал с лошади! Дважды разбивал себе голову, повреждал руки и ноги, не цепляясь за жизнь в юности и не щадя головы своей. Ведь Господь хранит всех так, как считает нужным. И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых. Являйтесь мужами, во всяком случае посланными от Бога. Если провидение определит кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение Божие надежнее человеческого.

…Без сего завещания, столь умно писанного, мы не знали бы всей прекрасной души Владимира Мономаха, который не сокрушал чуждых государств, но был защитою, славою, утешением собственного. И никто из древних князей российских не имеет более права на любовь потомства, ибо он с живейшим усердием служил отечеству и добродетели. Если Мономах один раз в жизни и рискнул нарушить право народное и вероломным образом умертвить князей половецких, то можем отнести к нему слова Цицероновы: - век извиняет человека.
К сожалению, древние летописцы наши, рассказывая подробно воинские и церковные дела, едва упоминают о государственных или гражданских, коими Владимир украсил свое правление. Знаем только, что он, желая доставить народу все возможные удобности, сделал на Днепре мост. Часто ездил он в Ростовскую и Суздальскую землю, наследственную область Всеволодова дома, для хозяйственных и прочих распоряжений. Он выбрал прекрасное место на берегу Клязьмы, основал там город, назвал его Владимиром Залесским, окружил валом и построил там церковь св. Спаса.

Из книги Н.М. Карамзина, «Предания веков»

Великий князь говорит в начале, что дед его, Ярослав, дал ему русское имя Владимира и христианское Василия, а отец и мать прозвание Мономаха, или Единоборца: для того ли, что Владимир действительно был по матери внук греческого царя Константина Мономаха, или в самой первой юности изъявлял особенную доблесть воинскую? «Приближаясь ко гробу, — пишет он, — благодарю Всевышнего за умножение дней моих: рука Его довела меня до старости маститой.

Дети любезные и всякий, кто будет читать сие писание, наблюдайте правила, в нем изображенные. Когда же сердце ваше не одобрит их, не осуждайте моего намерения; но скажите только: - старец уже ослабел разумом!»
«Страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Завещание Владимира Мономаха | ХРАМ_НЕТЛЕННОЙ_ЛЮБВИ - Дневник ХРАМ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ | Лента друзей ХРАМ_НЕТЛЕННОЙ_ЛЮБВИ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»