Вышивка Сян, названная в честь древнего названия провинции Хунань (где протекает река Сян), — это одна из четырех самых знаменитых и влиятельных школ традиционной китайской вышивки наряду с Сучжоу (Су), Гуандун (Юэ) и Сычуань (Шу). Это искусство славится своим невероятным реализмом, богатой палитрой и виртуозной техникой.
Хунаньская вышивка, или Сянская вышивка, как одно из традиционных искусств Китая. Это общее название для вышивальных изделий, которые появились и в основном производятся в Чанше, Хунани, с характерными чертами культуры Чудо.
Хунаньская вышивка особенно известна тем, что ее вышивают шелковой нитью, а узоры обладают высоким чувством реальности. В 2006 году хунаньская вышивка была включена в первый список национального нематериального культурного наследия.
Умелое использование различных оттенков серого, чёрного и белого, а также естественной светотени в вышиванке Сян усиливает её текстуру и стереоскопический эффект; сочетание пустоты и объёма в её структуре позволяет эффективно использовать пустое пространство на вышивальной ткани, тем самым подчёркивая объект.
Кроме того, позаимствовав приёмы традиционной живописи, вышивка Сян в полной мере задействовала технологию вышивки. Таким образом, в итоге формируется реалистичный, яркий и простой стиль, на который сильно повлияла местная культура провинции Хунань. С другой стороны, он отличается простотой и элегантностью китайской живописи тушью.
Расцвет школы Сян пришелся на конец династии Цин (конец XIX — начало XX века) и первую половину XX века. Это было время, когда техническое мастерство и художественная выразительность вышивки достигли своего пика.
Покровительство императорского двора: Императрица Цыси высоко ценила вышивку Сян, что сделало её еще более престижной и желанной.
Культурный обмен: Открытие Китая миру в тот период познакомило местных мастеров с принципами западной живописи — такими как перспектива, игра света и тени, и реалистичность. Это оказало огромное влияние на сюжеты и технику вышивальщиц.
Появление гениев: Этот период подарил миру величайших мастеров, которые совершили настоящую революцию в искусстве вышивки, самым известным из которых является Ху Ляньсюй.
Невероятный реализм и объем. Это главная отличительная черта Сян. Мастера научились с помощью стежков и нитей передавать не просто изображение, а живую, дышащую форму. Их работы, особенно с изображением животных, кажутся живыми.
Богатейшая цветовая палитра. Мастера Сян используют огромное количество оттенков (часто более сотни в одной работе), чтобы создать плавные цветовые переходы и реалистично изобразить мех животных, оперение птиц или пейзаж. Они виртуозно смешивают нити разных цветов прямо в работе.
В вышивании сян используются чистый шёлк, жёсткий атлас, мягкий атлас, прозрачная марля и нейлон, а также разнообразные цветные шёлковые нити. В традиционной вышивке сян нити используются особым образом: сначала их кипятят с гледичией, а затем протирают бамбуковой бумагой, что предотвращает скатывание нитей и делает их удобными для вышивания. В вышивании сян используется особый вид нити — одна нить окрашена в один цвет с разными оттенками этого цвета, благодаря чему после завершения вышивки можно добиться эффекта сфумато.
Уникальная техника стежков. Для достижения реализма были разработаны особые техники:
«Свободные стежки» (乱针绣, Luànzhēn xiù): Не следует строгому геометрическому порядку. Стежки разной длины и направления накладываются друг на друга слоями, создавая эффект мазков масляной краски, что идеально для передачи фактуры меха и перьев.
Это легендарная техника, усовершенствованная Ху Ляньсюй. Кроме того, вышивка сян славится своей техникой расщепления нити, благодаря которой нить становится тонкой, как волос, вышивали ими так, чтобы стежки имитировали естественное направление роста волос или шерсти, создавая эффект пушистости и объема.
Живописность сюжетов. В отличие от более декоративной вышивки Юэ, Сян стремится повторить и превзойти живопись. Частые сюжеты:
Дикие животные (тигры, львы, панды): Это визитная карточка школы. Вышитые тигры выглядят настолько реалистично, что, кажется, вот-вот выйдут из шелка.
Пейзажи: Повторяют знаменитые китайские картины тушью или цветные пейзажи.
Портреты: Вышиваются с фотографической точностью. Цветы и птицы.
Хотя эта техника не уникальна для Сян, мастера этой школы довели её до совершенства. На одном куске шелка создается два абсолютно идентичных или тематически связанных, но разных изображения с обеих сторон, при этом узелки тщательно скрыты.
История школы Сян неразрывно связана с именами ее гениальных создателей.
Роль: Считается одной из основательниц современной школы вышивки Сян в ее классическом виде.
Вклад: Именно она, вместе со своей подругой Вэй Цзин, систематизировала и усовершенствовала местные техники вышивки, подняла ее на новый художественный уровень и открыла первые мастерские, которые сделали искусство коммерчески успешным.
Роль: Ключевая фигура, «художник, преобразивший вышивку».
Вклад: Будучи талантливым художником, он лично создавал эскизы для вышивальщиц, перенося в вышивку принципы традиционной китайской живописи. Он основал школы, где учил вышивальщиц не просто технике, а искусству композиции, цвету и форме.
Роль: Мастера XX века, новаторы.
Вклад: Прославились тем, что перенесли в вышивку знаменитые картины современных китайских художников (например, самого Ли Кэя). Их работа «Весенние воды реки Маньцзян» считается шедевром, стершим грань между живописью и вышивкой.
Сегодня звание «Наследник нематериального культурного наследия» присваивается величайшим мастерам, которые хранят и передают традиции. Среди современных мастеров Сян это, например,
Цзян Цзиншэнь (江再红): Прославилась своими масштабными двусторонними работами.
Обратная сторона вышивки
Лю Айцзя (刘爱云): Виртуоз в вышивке животных, особенно тигров, в традиционной технике.
В заключение, вышивка Сян — это не просто ремесло, а высочайшая форма искусства, в которой шелк и нить заменяют холст и краски. Благодаря мастерству и новаторству своих великих художников, она превратилась в уникальное культурное явление, восхищающее и по сей день своим реализмом и поэтической красотой.