- Мы разговариваем с вами в последний выходной перед чемпионатом мира. Расскажите, как он прошел.
– Замечательно! Рванули в город – посидели в кафе, походили по магазинам, подышали городским воздухом, отвлеклись от винтовок, посмотрели на людей. Мне, например, одного дня вполне хватает, чтобы перезарядиться. Расслабился, наконец…
- Как?
– В кафе немного налег на сладкое. У меня диеты нет – с лета 7 килограммов потерял. Сейчас ни в чем себе не отказываю – торты, пирожное. Если есть выходной – без проблем, все кушаю. Наверное, пока молодой – можно. Я вот без сладкого умираю: видимо, организм требует калорий после интенсивных тренировок.
«Сейчас ни в чем себе не отказываю – торты, пирожное»
- Можно себя и пересилить. Разве нет?
– Можно. И это как раз то, над чем стоит работать. Не соблазняться. Но пока не могу.
- Я слышал, недавно у вас была контрольная тренировка. Для чего она – за несколько дней до Нове-Место?
– Ну, как контрольная… Это не бег на результат – кто проиграл, тот сразу домой. Так у нас только осенью бывает, когда боремся за место в команде. А сейчас тренеры просто следят за нашим самочувствием, стрельбой. Ну и потом – после изнурительной работы скорость падает, а контрольная – шанс заново почувствовать скорость, «продышаться», напомнить мышцам про другую работу.
А результаты вторичны. Я вот сколько раз замечал: на тренировках бежишь, на соревнованиях – нет. Или наоборот. Вот вам свежий пример: перед Оберхофом мы сидели в Риднау, под конец сбора пробежали контрольную. Женя Гараничев там был последним – а на этапе взял два вторых места. Все очень индивидуально.
- План на чемпионат мира уже есть? Скажем, для вас принципиально пробежать все гонки?
– Абсолютно нет. Я даже попросил Николая Петровича (Лопухова – старшего тренера мужской сборной – прим. П.К.) освободить меня от индивидуалки. Это не моя дистанция. Я лучше подготовлюсь к эстафете и масс-старту, где шансов объективно больше.
- Лишаете себя дополнительного медального шанса…
– Вряд ли. Я выше 26-го места в индивидуалке ни разу не поднимался. У нас есть другие ребята, которые гораздо лучше стреляют – Андрей Маковеев, Леша Волков. Гонок на всех хватит.
- Многие лидеры – Бирнбахер, Бо, Бергман – честно признаются, что перед чемпионатом мира немного волнуются.
– Не знаю… По-моему, чемпионат мира – тот же этап Кубка мира. Дистанция та же, соперники те же, стадион знакомый. Только зрителей больше, и медали после гонок вручают. Понятно, что статус турнира другой. Но я себя лишний раз не накручиваю. По крайней мере, стараюсь.
«В Нове-Место все будет зависеть от психологии, нервов и терпения»
- Расскажите про трассу в Нове-Место. Какова ее главная фишка?
– Непредсказуемая роза ветров. Абсолютно. Все может поменяться буквально за несколько секунд. Я в прошлом году, в спринте, подходил к стойке лидером. Причем запас был солидный – почти 50 секунд. Но попал в такой порыв, что еле-еле две мишени закрыл.
А так – рабочая трасса. От стрельбища длинный, тягучий подъем. Если его перетерпеть, дальше будет намного легче.
Все будет зависеть от психологии, нервов и терпения. Можно быть физически безупречно готовым, а сорвать последний выстрел под дыханием соперников. Меня этому дебютный сезон научил.
- Что еще запомнили?
– Соперники ничего не прощают. Даже малейшую потерю концентрации. Оступился – все, кто-то другой поехал за «твоей» медалью. Тактика важна. Особенно в контактных гонках – где-то уместно отдохнуть, посидеть за спинами; где-то, наоборот, нужно взять инициативу на себя, не отпускать лидеров.
- А как вот не отпустить такого «зверя», как Свенсен? У него, кажется, лыжи с пропеллерами.
– С Эмилем очень трудно. Его по возможности нужно держать на расстоянии – на финише благодаря взрывной скорости он любого объедет. Рецепт, по сути, один: частить в подъемах и мощно катить на спусках. Я в Оберхофе таким образом и выиграл у него последний этап эстафеты. Терпел и даже не оглядывался. Только подсказки тренеров слушал.
- С Фуркадом по накалу другие дуэли?
– Да нет. Мартен тоже хитрый, проворный… Но, понимаете, все от самочувствия зависит: если форма супер, можно любому сесть на хвост. А когда тяжело, ноги не слушаются, то на одном желании далеко не проедешь.