Мы уже 3 недели сидим с детьми в городе, из-за разных дел не можем вернуться на дачу, где решили провести максимум времени, пока детям не придётся пойти в школу. Старшей сейчас три с половиной года, в детский сад пока не удалось оформить, но думаю, что не плохо бы её куда то поводить, чтобы на других детей посмотрела и себя показала. Рядом с домом у нас детский коммерческий центр, где есть группа адаптации к детскому саду (2,5 – часовая). Полгода назад думала, что это нам как раз и нужно. Но сейчас, посмотрев на окна этого центра, живо вспомнила ситуацию, которая тогда весной произошла. Узнав, что там сейчас группу ведёт та же ведущая, я поняла, что туда мы точно не пойдём.
А было вот что. Отвела я тогда дочку (её было ровно три) на группу. Перед дверьми дочь испугалась, расплакалась. Но когда дети стали выносить ей игрушки, одна девочка взяла дочку за руку и предложила войти в комнату, Амалия успокоилась, заинтересовалась происходящим вокруг и пошла на занятие. Впервые оказавшись одна среди чужих людей, она чувствовала себя, к моей большой радости, спокойно, после занятия не хотела уходить. Но после второго занятия ко мне подошла ведущая и говорит, что моя дочь не выполняет задания, которые задают, не включается в игру вместе с другими детьми - занимается всё время чем то своим. Надо ей, мол, объяснить, зачем она сюда ходит, а то, если её не приучить делать то, что говорит взрослый, у неё потом, в дошкольном возрасте и в школе будут большие трудности. И тут воспитательнице, молодой женщине, поддакивали пожилая администратор детского центра и бабушка другой девочки, посещавшей группу. В общем, воспитатель предложила в следующий раз прийти на группу мне самой, чтобы объяснить дочке, что от неё требуется.
Я пришла на следующее занятие. Наблюдала за всем происходящим. Там, помимо дочери, ещё шестеро детишек возрасти три плюс-минус (чаще плюс). Воспитатель организовывала разные игры. Сначала катали шарики в руке (массаж рук). Потом пальчиковая гимнастика, потом строили башню из кубиков, потом собирали по всей комнате разбросанные шарики разных размеров и цветов (сначала большие, потом маленькие жёлтые, потом зелёные и т.д.), затем играли в игру, в которой на плите готовили еду (использовали муляжи продуктов и посуду), кормили ею кукол и плюшевых медведей, после этого смотрели развивающий мультфильм. Далее воспитатель показывала картинки, и на вопрос «что это?» дети должны были дать название. Была подвижная игра, когда дети должны были ползти по большой трубе. Как вели себя дети? Большинство детей находилось в «эпицентре» событий, играли вместе с воспитателем, кто то время от времени отвлекался, начинал делать что-то своё, уходил «за своим интересом» от коллектива. Воспитательница в каждом таком случае старалась возвратить ребёнка к общему делу, показать, что ему сейчас нужно делать: «Серёжа, иди к нам, мы сейчас готовим еду, а машину покатаешь потом» или «Маша, оставь куклу, давай мячики в корзину собирать» и т.п… Таким образом, в группе ПРИВЕТСТВОВАЛОСЬ ТОЛЬКО УЧАСТИЕ РЕБЁНКА В СОВМЕСТНОЙ ИГРЕ. А от своего интереса ребёнку мягко и доброжелательно просили отказаться. А если конкретный ребёнок по своей природе не склонен к совместным играм, больше ЛЮБИТ ИГРАТЬ ОДИН, А ЗА ДРУГИМИ НАБЛЮДАТЬ СО СТОРОНЫ (так называемый замкнутый или шизоидный характер)? В этой группе такое поведение не принималось. Так вела себя в те разы моя дочь – ну не хотела она играть вместе с другими, предпочитала держаться обособленно. Может быть, это её поведение в малознакомой группе, а может быть это её натура… На периодически повторяющиеся спокойные просьбы воспитателя включиться в игру вместе с другими детьми дочка дважды за занятие среагировала тем, что вдруг начинала плакать, бросала своё занятие и бежала ко мне. НУ ПОЧЕМУ БЫ НЕ ПРИНЯТЬ СКЛОННОСТЬ РЕБЁНКА ИГРАТЬ В ОДИНОЧКУ И ПРЕКРАТИТЬ ПРОСИТЬ ЕГО ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ВСЕ ДЕЛАЮТ? Ведущая, между прочим, по образованию психолог и, вроде бы, должна знать типологию характера, знать о том, что все люди, начиная с детского возраста, уже очень разные. Почему ребёнок в 3х летнем возрасте УЖЕ ДОЛЖЕН ОТОДВИГАТЬ СВОЙ ИНТЕРЕС РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАННОЕ КЕМ ТО? На все эти вопросы я знаю ответ – НУЖНО ПРИНЯТЬ, НЕ ДОЛЖЕН! Меня расстраивает то, что в детских центрах и в детских садах, оказывается, может бытовать противоположное мнение.
После всех игр, спустя два часа после начала и после небольшого перерыва с соком и печеньями, ведущая устроила урок по кубикам Зайцева. Дети сидели за маленькими партами, перед каждым из них был листок с графическим упражнением – учились писать по палочкам одну из букв. РАЗВЕ МОЖНО ТАКОЙ УРОК УСТРАИВАТЬ ДЕТЯМ В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ, когда внимание и способность усвоить новое уже снижены?
А в последние полчаса детям открыли занавес, за которым огромный стеллаж с играми и игрушками, и каждый ребёнок выбирал себе, что по душе, и занимался этим столько, сколько хочется, пока не «прозвенел колокольчик» и занятие не закончилось. Моя дочь, как была с куском пластилина в руке, так и осталась, и вернуть его на место не желала. Меня попросили объяснить дочке, что игрушки и вещи нужно вернуть. Дочь моя уговорам не поддавалась, убежала с пластилином в угол. И я чувствовала, создалась та ситуация, что мы втроём с администратором и ведущей-психологом состоим в коалиции к одной трёхлетней моей девочке. К сожалению, пришлось решать вопрос резким радикальным способом – отнять мне пластилин силой (не хватило терпения и ума). Для сравнения: в одном детском саду знакомому мне 4х-летнему мальчику игрушку разрешили взять домой и вернуть в следующий раз.
Больше мы в этот детский центр ни ногой!
Если кто читает эту статью, поделитесь, пожалуйста, какое отношение к тому, что ребёнок играет «сам по себе», находится «на своей волне», царит в группах, куда ходят ваши дети? Как относятся к тому, что ребёнок-трёхлетка не делает то, что ему задают, а только то, что ему интересно?