В честь 165-летия Виктора Васнецова представляем подборку самых известных работ художника, который фактически перепридумал русскую культуру и русский народ.
[700x499]
Виктор Михайлович Васнецов, один из самых прославленных художников-модернистов, родился в селе Лопьял Вятской губернии, в семье православного священника. Он тоже должен был стать священником, но живопись настолько увлекла Васнецова, что он всего за полгода до окончания семинарии бросил занятия и отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
И он действительно отлично сдал экзамены, но из-за волнения не нашел своей фамилии в списках зачисленных, а потому пропустил целый год занятий.
Также он, как и всякий приличный славянофил, получил приличное образование за границей. Жил в Лондоне, где зарабатывать на жизнь приходилось иллюстрированием книг — азбук и сказок. Параллельно, для себя, он продолжал делать жанровые наброски городской жизни, и в 1874 г. за рисунки «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой вина» удостоился бронзовой медали на Всемирной выставке в Лондоне. Еще год Васнецов вместе с Репиным и Поленовым провел в Париже, где он продолжил работать над бытовыми сценками, зарисовывая французские типажи с тем же удовольствием, что и прежде русские. Две картины этого периода — «Чаепитие в трактире» и «Акробаты» — даже были выставлены на парижском Салоне.
Но странным образом успех среди парижской богемы все больше подводил Васнецова к размышлениям о том, почему в русской культуре не начнется наконец романтизм и возврат к народным истокам.
[548x700]
В.М. Васнецов.
В Россию он вернулся уже полностью сложившимся художником, осознавшим, как и над чем он хочет работать. «Как я стал из жанриста историком, несколько на фантастический лад, на это ответить точно не сумею. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена, в Петербурге меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы».
[700x489]
Жить Васнецов решил в Москве и, чтобы лучше проникнуться «московским духом», вместе с теми же Репиным и Поленовым начал бродить по окрестным монастырям и ярмаркам, изучать местную живопись, архитектуру, уклад московской жизни. Друзья ввели его в дома знаменитых коллекционеров, познакомили с Павлом Третьяковым, у которого Васнецов вскоре стал частым гостем.
Но самое большое влияние оказало на Васнецова знакомство с Саввой Мамонтовым, знаменитым промышленником и меценатом, сумевшим объединить вокруг себя самые значительные личности своего времени. В загородном доме Мамонтова, в Абрамцеве, собирались художники, писатели и музыканты, образовав своеобразный кружок, названный «абрамцевским». Здесь художники пытались заново переосмслить код русской культуры и создать новую народную культуру.
[700x514]
Именно тогда и начали появляться первые произведения Васнецова на исторические и сказочные сюжеты. Художник Михаил Нестеров писал: «Появление его «Трех царевен подземного царства» с одинаковым увлечением поносили как «западники», так и «славянофилы». Ругали их и неистовый Стасов, и горячий патриот Иван Сергеевич Аксаков в своей «Руси».
Стасов кричал: «Так и Василий Петрович Верещагин напишет» (Василий Петрович Верещагин был малодаровитый профессор Академии художеств, писавший на темы былин и русской истории). Перелом в моих взглядах на васнецовское художество произошел у меня позднее, при следующих обстоятельствах: как-то я бродил по Третьяковской галерее. У васнецовского «Игорева побоища» стояла группа посетителей. Среди них я заметил известного тогда артиста Малого театра Макшеева; он горячо, с увлечением пояснял окружающим поэтическую прелесть картины.
Я невольно стал вслушиваться в восторженное повествование артиста, и не знаю, как случилось, но у меня как завеса с глаз спала. Я прозрел, увидел в создании Васнецова то, что так легко было скрыто от меня. Увидел и горячо полюбил нового Васнецова - Васнецова большого поэта, певца далекого эпоса нашей страны, истории нашего народа, родины нашей. Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника — таланта Виктора Васнецова».
[472x700]
[495x700]
[700x486]
[700x463]
[700x519]
[700x393]
[700x368]
[700x522]
[700x360]
[485x700]
[700x378]
[700x490]
[700x672]
[700x500]
[700x401]
[700x362]
[672x700]
[700x296]
[700x295]
[700x547]
[700x495]
[700x376]