• Авторизация


Немного о Буддизме... 13-03-2007 04:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В беседе с Анатхапиндикой Будда, как передают, выдвигал следующие аргументы по этому вопросу: "Если бы мир был создан Ишварой, не было бы ни изменения, ни разрушения, не было бы таких вещей, как скорбь и несчастия, как справедливое и несправедливое, поскольку все вещи, чистые и нечистые, исходят от него. Если печаль и радость, любовь и ненависть, возникающие во всех сознательных существах,- это дело Ишвары, то он сам должен быть способен на печаль и радость, любовь и ненависть, а если у него есть все это, то как можно сказать, что он совершенен? Если Ишвара создатель и если все существа молчаливо должны подчиняться власти их создателя, какова была бы польза от добродетельного поведения? Поступать праведно или неправедно было бы одно и то же, поскольку все деяния созданы Ишварой и должны быть тем же, что их создатель. Но если печаль и страдание приписать другой причине, тогда, значит, будет что-то, причиной чего Ишвара не является. Почему же в таком случае и всему не быть беспричинным? Опять-таки, если Ишвара - создатель, он действует или с намерением или без намерения. Если он действует с намерением, он не может быть назван всесовершенным, ибо намерение необходимо означает, что нужно удовлетворить какую-то потребность, восполнить недостаток. Если же он действует без намерения, он должен быть подобен лунатику или грудному младенцу. Кроме того, если Ишвара творец, почему бы людям просто не покориться ему со всем почтением, зачем они должны приносить ему жертвы в момент, когда их сурово гнетет необходимость? И почему люди должны почитать не одного бога, а нескольких? Таким образом, разумными аргументами доказывается ложность представления об Ишваре, и все подобные противоречивые утверждения должны быть отвергнуты" (Asvaghosa's Buddhacarita). "Если, как говорят теисты, бог слишком велик для того, чтобы человек мог его понять, тогда получается, что его качества превосходят диапазон нашей мысли и мы не можем ни по знать его, ни приписать ему качество творца" (Bodhicaryavatara). Если мир не был создан Ишварой, то, может быть, все существующее есть проявление абсолютного, необусловленного, непознаваемого, выходящего за пределы всех видимостей? "Благословенный сказал Анатхапиндике: "Если под абсолютным подразумевается что-то, находящееся вне связи со всеми познаваемыми вещами, его существование не может быть установлено никаким рассуждением (хетувидьяшастра). Как мы можем знать, что нечто, не связанное с другими вещами, вообще существует? Вся вселенная, как мы ее знаем, это система отношений - мы не знаем ничего, что не соотнесено или не может быть соотнесено к чему-либо. Как может то, что ни от чего не зависит, ни с чем не связано, производить вещи, связанные друг с другом и зависящие в своем существовании друг от друга? Опять-таки, абсолют или один, или их несколько. Если он только один, как он может быть причиной различных вещей, происходящих, как мы знаем, от различных причин? Если различных абсолютов столько же, сколько вещей, как последние могут быть отнесены друг к другу? Если абсолют пронизывает все вещи и наполняет все пространство, тогда он не может их еще и создавать, потому что создавать нечего. Далее, если абсолютное лишено всех качеств (ниргуна), то все вещи, возникающие из него, тоже должны быть лишены качеств. Но в действительности все вещи в мире целиком определяются качествами. Поэтому абсолют не может быть их причиной. Если мы будем рассматривать абсолют как нечто отличное от качеств, то каким же образом он постоянно создает вещи, обладающие качествами, и проявляет себя в них? Опять-таки, если абсолют неизменен, то все вещи тоже должны быть неизменными, ибо следствие не может разниться по природе от причины. Но все вещи в мире подвержены изменениям и распаду [93]. Как же в таком случае абсолют может быть неизменным? Более того, если абсолют, пронизывающий все, есть причина всего, почему тогда мы должны искать освобождения? Ведь тогда мы сами обладаем этим абсолютным и должны терпеливо нести все страдания и печали, беспрестанно создаваемые абсолютом" (Asvaghosa's Buddhacarita). S. S. S. S. рассказывает об аргументах позднего буддизма против теистических систем ньяйи-вайшешики. 1) Мы не можем логически приписывать богу качества творца. 2) Если он господин мира, он руководит людьми также и тогда, когда они поступают несправедливо. 3) Если он авторитет для религиозных писаний, то как могут быть авторитетными его противоречивые высказывания? 4) Если он есть действующая сила только для добродетельных, тогда он не бесконечен, поскольку он уже не есть все. 5) Есть ли у него при сотворении какая-нибудь цель, есть ли у него при этом какой-либо своекорыстный интерес? Если у него есть это, он несовершенен; если у него этого нет, тогда зачем он вообще стал думать о сотворении? Или же он делает то, то совершенно бесполезно? Если его деятельность - чистое развлечение, тогда он, по-видимому, играет, как малое дитя. 6) Существование бога делает человека беспомощным, потому что человек идет на небеса или в ад, будучи с неотвратимой силой понуждает к этому богом. 7) Какой смысл говорить, что люди подвергаются мучениям ради удовольствия бога? 8) Если бог свободен одарять людей благодеяниями, он может одарить и злых и порочных и свободно может послать добродетельных в ад. 9) Если он распределяет дары согласно кармам отдельных лиц, тогда все люди такие же властители, как и он. Если же он лишен свободы в отношении предоставления даров, почему он должен называться господином всех? (IV. 23 - 38)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
OZERO 13-03-2007-18:36 удалить
...интересно, и что же ты обо всём этом думаешь,Вик?...
0x00 13-03-2007-19:18 удалить
УБЕЙ СЕБЯ АП СТЕНУ!!



Имя:
Надпись:
Вик 14-03-2007-00:17 удалить
OZERO, Именно так и думаю, поэтому было достаточно странно читать мысли будды, думал такие раздумья посещают только меня.)
OZERO 14-03-2007-11:49 удалить
...да,а само предположение существования создателя напоминает всем о возможности совершенства,тайне жизни и священном знании за гранью существующих представлений,мне кажется это стоит того... ...не помню кто это сказал:"если бы бога не было - его стоило бы выдумать"... :)
Вик 14-03-2007-17:34 удалить
OZERO, да я тут спор зателя в православном дневнике, ужаснулся...думаю просто не стоит больше=) их бог жесток и безкомпромисен=) мне кажется христианству нехватает толерантности.
OZERO 14-03-2007-17:39 удалить
...это даж смешно,разве бывают плохие религии... ...а монастырь - он и в африке монастырь... ...искусство самоорганизации тела и духа,кста,во всех религиях присутствует... ...просто святых катострофически не хватает... %)
Вик 14-03-2007-19:29 удалить
OZERO, Тут мне девочка говорит, что все остальные религии ведут в ад, потому как они все от бесов, а индейцы на амазонке, тоже попадут в ад, даже не зная про православие, но будут там не так сильно мучаться как грешники...=) И еще ОНИ часто говорят о ТЩЕСЛАВИИ... мдя... Твое мнение?:)
OZERO 16-03-2007-12:15 удалить
...гы!... ...а мастер Ву Бонг,Вик,мне сказал што буддизм не религия... ...а православие,оч глубокое и сакральное учение на грани самоуничтожения ...и люди привыкли к нему и оно сильно пострадало от этого но эти знания то не материальны они доходят до каждого взависимости от его собстнных усилий и ребёнок может научить старика и дать веру и силы как будда когда то цветок... ... и не помню кто сказал:русский человек если он порядочный и адекватный всегда тебе скажет што он ваще атеист, а в церковь сходит просто патомушто крещёный %)


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Немного о Буддизме... | Вик - Me Versus The UnderWorld - The Lost Highway To The Dark Tower | Лента друзей Вик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»