Витражная (оконная, ажурная) эмаль - одна из самых изысканных и сложных техник художественного эмалирования, появившаяся в России в конце 19 века.
Драгоценная художественная посуда, изделия декоративно-прикладного искусства с витражными эмалями всегда считались вершиной ювелирного искусства.
Техника витражной эмали была доступна лишь лучшим ювелирам мира- Бенвенутто Челлини, Павлу Овчинникову, Ивану Хлебникову, ряду эмальеров Франции и Германии.
Витражные эмали являются разновидностью перегородчатой эмали, но без металлической основы.
Свое название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнездах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла.
В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путем монтирования и пайки из сканой проволоки.
Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.