Задолго до того, как люди научились читать и писать, они хранили народные предания и легенды, передавая их из уст в уста. И, конечно, каждый рассказчик вносил что-то свое: то новый персонаж появится, то сюжет повернется по-другому. Из этих постоянно менявшихся историй и родились мифы и легенды.
Мифы – это истории о вымышленных событиях, и в них действуют сверхъестественные существа. Мифы – это, конечно, выдумка, но они помогают объяснить местные обычаи и природные явления. Очень часто мифы повествуют о божествах, которые принимают облик животных.
Легенда очень похожа на миф. Разница состоит в том, что легенда может сложиться на основе события, которое произошло в действительности, или рассказать о человеке, существовавшем взаправду. Но это не значит, что со временем она не претерпевает изменений.
Мифы древних народов – это, пожалуй, одно из самых интересных культурных достояний цивилизаций. Каждый народ, каждая страна, каждая цивилизация слагала свои мифы и легенды о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира.
[показать]
По преданию, когда был заложен город Самарканд, с Зеравшанских гор спустился барс - палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался барс.
Согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать - Беги
вела свою родословную от мифических предков - барсов:
«Я убил семь волков.
Я не убивал барсов и ланей», - писали в могильных эпитафиях древние кыргызы.
[показать]
Одним из образов сакско-скифского звериного стиля являлся снежный барс, как закономерное выражение мировоззрения кочевых племен, особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.
Барс в мифологических представлениях был защитником справедливости:
«Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты».
[показать]У вахов – этноса, проживающего в горах северной части Пакистана, Китая, Таджикистана и Афганистана существует верование в горных духов
«Пери» - женщин, превращающихся в снежных барсов,
которые при должном обращении и уважении помогают местным жителям.
[показать]
Тувинцы издревле почитали и уважали «хозяина гор» - ирбиша (ирбиса), наделяя его сверхъестественными способностями. Образ снежного барса встречается в эпосах и сказаниях тувинского народа, сказках и песнях, изображения ирбиса в виде украшений найдены в знаменитых древних курганах
В тюрко-монгольском «зверином календаре» с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса.
По народным приметам особенно удачным считался именно этот год.
Народные поговорки гласили:
«В год Барса все сей, хотя бы просо сей» ,
«В год Собаки скотина растет, в год Барса все растет» ,
«Год Барса придет богатство» .
Изображения ирбиса зачастую сопровождались сценами его охоты, что подтверждало статус «царя зверей» тувинских высокогорий.
До сих пор люди Тувы верят, что встреча с ирбишом - это предзнаменование какого-либо важного события, которое сыграет в жизни человека или жизни его рода особую роль.
[показать]
В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса.
[показать]
Нападения ирбиша на скот также расценивалось чабанами как наказание свыше за нарушение древних законов существования в гармонии с природой.
Жители отдалённого нагорья Сенгелен на юго-востоке Тувы по сей день отождествляют ирбиша с духом гор и опасаются убивать этого зверя, способного и после своей смерти мстить убийце, истребляя его скот и род.
[показать]
Старинная хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой.
Он, когда требовалось, принимал облик волка, превращался в барса, медведя или в любое другое животное.
Ударится о землю - и уже иной...
Отсюда у алтайских родов появился дух-покровитель.
Чаще всего это были барс, змей, птица или волк, которые оберегали род.
[показать]
Еще в VII веке предки казанских татар - волжские булгары - считали крылатого барса символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями.
Ирбис, снежный барс – главный герой, о котором повествуют легенды горного Алтая.
Это случилось в глубокой древности.
Чудо-зверь Манны, подобно столетнему кедру, родила семерых сыновей-духов: кота, росомаху, барсука, рысь, барса, тигра и льва.
В то время жила на Алтае девушка удивительной красоты, дочь вождя скифского племени.
Люди звали ее Алтайской принцессой.
Однажды она собирала в лесу целебные травы.
Вдруг на поляну вышел юноша, его волосы были белыми, как снег, а глаза ясными, как горный хрусталь.
На плечи юноши была наброшена белая шкура.
Длинный пушистый хвост волочился по земле.
Прошло несколько месяцев.
Принцесса видела юношу почти каждый день.
Они вместе гуляли в горах.
Алтайская принцесса полюбила молодого человека с первого взгляда.
Он рассказывал красавице о повадках животных, показывал неизвестные травы и скрытые тропы.
Девушке казалось, что их кто-то сопровождает, стараясь оставаться незамеченным.
Однажды она спросила об этом своего спутника.
Юноша помрачнел и сказал, что никто не должен видеть это существо, что его приставила к нему мать Манны.
Но девушка очень просила, и юноша решил ей довериться.
Он повернулся в сторону чащи и промяукал по-кошачьи.
Густые ветви всколыхнулись, и на поляну вышла огромная белоснежная кошка с крыльями за спиной.
Именно она охраняла своего хозяина и его спутницу, то скрываясь за скалами, то взлетая к горным вершинам.
[показать]
С каждым днем молодые люди все яснее понимали, что не могут больше жить друг без друга.
Они дали друг другу клятву любви и верности.
Тем временем, отец принцессы нашел ей жениха, знатного воина из соседнего племени.
Но принцесса сказала, что у нее уже есть возлюбленный.
Скифский вождь разгневался.
Он решил выследить и убить суженого своей дочери.
Девушку заперли, а на ее любимого устроили охоту.
Однако юношу не смогли найти, только случайно убили двух барсов, а их шкуры принесли в деревню.
Девушка с ужасом узнала одеяние, которое носил ее возлюбленный.
В отчаянии принцесса убежала в горы.
Ее долго искали, а когда нашли, стало понятно, что девушка лишилась рассудка.
Много времени прошло, прежде чем принцесса пришла в себя.
Она сказала, что обручена и больше никогда не выйдет замуж.
Она закуталась в белую шкуру и ушла.
Никто не знает, где она была и кого встретила на своем пути.
Говорят, она долго училась у какого-то шамана-отшельника его странному искусству.
Прошли годы...
В горах появилось странное существо – большая белая кошка.
Люди назвали ее Ирбис.
Говорили, что это и есть тот самый юноша, сын зверя Манны.
В другом варианте легенды духи помогли принцессе заколдовать родник.
Девушка опустила в него шкуру возлюбленного, и он ожил.
Но с тех пор не мог больше принимать человеческий облик.
И навсегда остался барсом.
А принцесса жила с ним в этих местах еще много лет.
Люди признали ее своей главной шаманкой и, прежде чем осесть на очередное кочевье, просили договориться с духами гор, с духами кошек, которые охраняли перевалы.
Кочевники не хотели, чтобы барсы нападали на их лошадей.
Многие народности Алтая до сих пор верят, что их прародителем был снежный барс.