• Авторизация


Легенды разных народов о снежном барсе 27-12-2015 03:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Задолго до того, как люди научились читать и писать, они хранили народные предания и легенды, передавая их из уст в уста. И, конечно, каждый рассказчик вносил что-то свое: то новый персонаж появится, то сюжет повернется по-другому. Из этих постоянно менявшихся историй и родились мифы и легенды.
   Мифы – это истории о вымышленных событиях, и в них действуют сверхъестественные существа. Мифы – это, конечно, выдумка, но они помогают объяснить местные обычаи и природные явления. Очень часто мифы повествуют о божествах, которые принимают облик животных.
   Легенда очень похожа на миф. Разница состоит в том, что легенда может сложиться на основе события, которое произошло в действительности, или рассказать о человеке, существовавшем взаправду. Но это не значит, что со временем она не претерпевает изменений.

  Мифы древних народов – это, пожалуй, одно из самых интересных культурных достояний цивилизаций. Каждый народ, каждая страна, каждая цивилизация слагала свои мифы и легенды о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира. [показать]  

По преданию, когда был заложен город Самарканд, с Зеравшанских гор спустился барс - палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался барс.

[показать]

Согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать - Беги

вела свою родословную от мифических предков - барсов:

«Я убил семь волков.

Я не убивал барсов и ланей», - писали в могильных эпитафиях древние кыргызы. [показать]

Одним из образов сакско-скифского звериного стиля являлся снежный барс, как закономерное выражение мировоззрения кочевых племен, особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

Барс в мифологических представлениях был защитником справедливости:

«Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты». [показать]У вахов – этноса, проживающего в горах северной части Пакистана, Китая, Таджикистана и Афганистана существует верование в горных духов

«Пери» - женщин, превращающихся в снежных барсов,

которые при должном обращении и уважении помогают местным жителям. [показать]

Тувинцы издревле почитали и уважали «хозяина гор» - ирбиша (ирбиса), наделяя его сверхъестественными способностями. Образ снежного барса встречается в эпосах и сказаниях тувинского народа, сказках и песнях, изображения ирбиса в виде украшений найдены в знаменитых древних курганах

В тюрко-монгольском «зверином календаре» с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса.

По народным приметам особенно удачным считался именно этот год.

Народные поговорки гласили:

«В год Барса все сей, хотя бы просо сей» ,

«В год Собаки скотина растет, в год Барса все растет» ,

«Год Барса придет богатство» .

[показать]

Изображения ирбиса зачастую сопровождались сценами его охоты, что подтверждало статус «царя зверей» тувинских высокогорий.

До сих пор люди Тувы верят, что встреча с ирбишом - это предзнаменование какого-либо важного события, которое сыграет в жизни человека или жизни его рода особую роль. [показать]

В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса. [показать]

Нападения ирбиша на скот также расценивалось чабанами как наказание свыше за нарушение древних законов существования в гармонии с природой.

Жители отдалённого нагорья Сенгелен на юго-востоке Тувы по сей день отождествляют ирбиша с духом гор и опасаются убивать этого зверя, способного и после своей смерти мстить убийце, истребляя его скот и род.

[показать]

Старинная хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой.

Он, когда требовалось, принимал облик волка, превращался в барса, медведя или в любое другое животное.

Ударится о землю - и уже иной...

Отсюда у алтайских родов появился дух-покровитель.

Чаще всего это были барс, змей, птица или волк, которые оберегали род.
[показать]
Еще в VII веке предки казанских татар - волжские булгары - считали крылатого барса символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями.

[показать]

Ирбис, снежный барс – главный герой, о котором повествуют легенды горного Алтая.
   Это случилось в глубокой древности.

Чудо-зверь Манны, подобно столетнему кедру, родила семерых сыновей-духов: кота, росомаху, барсука, рысь, барса, тигра и льва.

В то время жила на Алтае девушка удивительной красоты, дочь вождя скифского племени.

Люди звали ее Алтайской принцессой.

Однажды она собирала в лесу целебные травы.

Вдруг на поляну вышел юноша, его волосы были белыми, как снег, а глаза ясными, как горный хрусталь.

На плечи юноши была наброшена белая шкура.

Длинный пушистый хвост волочился по земле.

Прошло несколько месяцев.

Принцесса видела юношу почти каждый день.

Они вместе гуляли в горах.

Алтайская принцесса полюбила молодого человека с первого взгляда.

Он рассказывал красавице о повадках животных, показывал неизвестные травы и скрытые тропы.

Девушке казалось, что их кто-то сопровождает, стараясь оставаться незамеченным.

Однажды она спросила об этом своего спутника.

Юноша помрачнел и сказал, что никто не должен видеть это существо, что его приставила к нему мать Манны.

Но девушка очень просила, и юноша решил ей довериться.

Он повернулся в сторону чащи и промяукал по-кошачьи.

Густые ветви всколыхнулись, и на поляну вышла огромная белоснежная кошка с крыльями за спиной.

Именно она охраняла своего хозяина и его спутницу, то скрываясь за скалами, то взлетая к горным вершинам.
[показать] 

  С каждым днем молодые люди все яснее понимали, что не могут больше жить друг без друга.

Они дали друг другу клятву любви и верности.

Тем временем, отец принцессы нашел ей жениха, знатного воина из соседнего племени.

Но принцесса сказала, что у нее уже есть возлюбленный.

Скифский вождь разгневался.

Он решил выследить и убить суженого своей дочери.

Девушку заперли, а на ее любимого устроили охоту.

Однако юношу не смогли найти, только случайно убили двух барсов, а их шкуры принесли в деревню.

Девушка с ужасом узнала одеяние, которое носил ее возлюбленный.

В отчаянии принцесса убежала в горы.

Ее долго искали, а когда нашли, стало понятно, что девушка лишилась рассудка.

Много времени прошло, прежде чем принцесса пришла в себя.

Она сказала, что обручена и больше никогда не выйдет замуж.

Она закуталась в белую шкуру и ушла.

Никто не знает, где она была и кого встретила на своем пути.

Говорят, она долго училась у какого-то шамана-отшельника его странному искусству.
   Прошли годы...

В горах появилось странное существо – большая белая кошка.

Люди назвали ее Ирбис.

Говорили, что это и есть тот самый юноша, сын зверя Манны.
   В другом варианте легенды духи помогли принцессе заколдовать родник.

Девушка опустила в него шкуру возлюбленного, и он ожил.

Но с тех пор не мог больше принимать человеческий облик.

И навсегда остался барсом.

А принцесса жила с ним в этих местах еще много лет.

Люди признали ее своей главной шаманкой и, прежде чем осесть на очередное кочевье, просили договориться с духами гор, с духами кошек, которые охраняли перевалы.

Кочевники не хотели, чтобы барсы нападали на их лошадей.

Многие народности Алтая до сих пор верят, что их прародителем был снежный барс.

   

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Легенды разных народов о снежном барсе | Lusiya78 - Дневник Lusiya78 | Лента друзей Lusiya78 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»